С 3 мая по 3 июня 2019 года Музей А.М.Горького и Ф.И.Шаляпина представляет выставку Людмилы Кирилловой (Севастополь) и Светланы Медведевой (Казань) «Созвучие».
Л.Л.Кириллова Единство /Новая эпоха / Распяитие 1998 г.
« Новая Эпоха»: «Перед каждой великой Эпохой пространство наполняется огненными формулами. Так огненно утверждается каждое великое начинание. Так мощно утвердится каждое великое явление объединения. Строительство космическое утверждает самое высшее для Новой Эпохи. Потому на самых высших началах будет строиться будущая эволюция, ибо то, что было разрушено, должно снова войти в жизнь, как великое ведущее основание. Явление закона Огненного Права положит начало Новой Эпохи, Эпохи Равновесия и Красоты Бытия. Устремление к созданию новых великих формул даст человечеству новую чудесную ступень» (Учение Живой Этики. Мир Огненный III, § 162). «...Терпимость и Сотрудничество. Это две основы, на которых будет созидаться новая эпоха» (Письмо Е.И. Рерих T.I, с. 397)
«Распятие»: Символ тяжкого прохождения духом условий плотной материи " Темные прилагают очень большие усилия, чтобы сокрушить вас и угасить Свет, который для них невыносим. Можно обессилить в этой непрестанной борьбе. Можно даже прийти в отчаяние, ибо не видно конца ей и темным попвткам» Но через это надо пройти. Велика и тяжка эта борьба. Но надо себя победить (Грани Агни Йоги, V, 570)
Фрагмент экспозиции выставки «Созвучие»
На выставке «Созвучие» экспонированы 44 работы, 32 из них принадлежат кисти казанской художницы Светланы Медведевой. В экспозиционном зале состоялась беседа со Светланой, она выступила гидом и рассказала не только о своем творчестве, но и о работах Людмилы Леонидовны Кирилловой.
В биографии двух художниц есть связующая нить. В 2015 году произошла их судьбоносная встреча. Уже в 2016 году в Музее Аксенова состоялась выставка «Крым. Гуашь», на которой зритель увидел проект, получивший жизнь благодаря поездке С.Медведевой в Крым и встрече с севастопольской художницей Л. Кирилловой. Творчество, навеянное притягательной природой Крыма, вот, что я тогда увидела. Побывав на выставке «Созвучие» 2019 г., мне стало понятно, какую роль сыграла Людмила Кириллова в творческой судьбе казанской художницы. Их работы «созвучны», звучат в унисон. Цветовая палитра, духовное наполнение иногда совпадают с невероятной точностью, хотя Светлана Медведева пишет пейзажи, а Людмила Кириллова - символические композиции.
Людмила Леонидовна выполняет свои работы в технике традиционной украинской декоративно-орнаментальной живописи — Петриковской росписи. В стиле Петриковской росписи на Украине в наше время расписывают рушники, блузы, кошельки из кожи, оформляют интерьер. Для росписи характерен растительный цветочный орнамент, выполненный в традициях украинского барокко. Зашифрованное в разнообразных древних символах знание обогащено в работах Л.Л.Кирилловой Учением Живой этики (Агни-йога). Пояснительным текстом к работам Людмилы Кирилловой, часто являются изречения из Учения Живой Этики.
Распятие, 1998 /Свет зари. 1998. Кириллова Л.Л.
«Распятие»: Символ тяжкого прохождения духом условий плотной материи " Темные прилагают очень большие усилия, чтобы сокрушить вас и угасить Свет, который для них невыносим. Можно обессилить в этой непрестанной борьбе. Можно даже прийти в отчаяние, ибо не видно конца ей и темным попвткам» Но через это надо пройти. Велика и тяжка эта борьба. Но надо себя победить (Грани Агни Йоги, V, 570) / «Свет зари»: «Пространство звучит напряжением новых энергий, они входят в сознание масс, вызывая сдвиги сознания... Человек может ничего не знать, ничего не прочесть о наступлении Новой Эпохи Огня, но сердце его будет знать и сделает выбор... Будущее человечества начертано в звездах, и Веления Космической воли будут непреложно осуществлены» (Грани Агни Йоги, V, 517)
«Время свершения наступило, ломая все преграды противодействий, утверждается мир Новый на Новой Земле под Новым Небом. И небо меняет окраску и Земля обновляется явно. Надо быть слепым, чтобы не видеть. Когда Солнце восходит, тени мрака особенно длинны. Исчезнут они, когда Солнце будет в зените ( Грани Агни Йоги. 1956 г., 170).
Л. Л.Кириллова «Подвиг несущий» (На дозоре) 1998 г. Бумага на оргалите, гуашь, роспись, 61x57
Его можно сравнить с высоко духовным человеком живущего среди несовершенного человечества. Кроме подвига внешнего героизма, может быть ценный подвиг незримый В духе подвижник постгает высшее творчество и тем станолвится пособником Творца. На земле и под землею, сливается мысль постигающая, и такой подвиг звучит на спасение человечеству. АУМ,24
Л.Л.Кириллова «Ночной дозор» 2000 г.
«Так Мир Огненный также имеет своих Огненных стражей ( Учение Живой Этики. Мир Огненный III, 12
К Людмиле Кирилловой Светлана приехала в 2015 году и взяла у нее несколько мастер-классов по Петриковской росписи. Узнала у мастера, что традиционный цвет Петриковской росписи красно-желтый, но выбрать для работы можно любой, надо только чувствовать гармонию. Для С. Медведевой "родным" стал кобальт синий. Через него все её картины осинились, а палитра очистилась. Светлана начала по-другому воспринимать Казань, сдержанные цвета ушли в прошлое, на смену им пришла иная цветовая гамма.
Экспозиция работ С. Медведевой состоит из крымских работ, цикла пейзажей с волжскими видами и природой родного края — луга Ташевки, Боровое Матюшино и др.
С.Б. Медведева «Херсонес Таврический» 2015 г.
бумага, гуашь, 38х58
"Пейзаж не писать без цели, если он только красив, - в нем должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить слвами, это так похоже на музыку». К.А.Коровин
Созданные художницей пейзажи переосмыслены, переиначены. Мир на картинах Медведевой и реальный, и нереальный. В картине «Новое» облака выступают как вестники, через них людям приходят какие-то вести.
«Страна желанная» , 2018. Центральное место в композиции занимает облако — явление из другого мира, странствующий замок, или цветок в небе.
С.Б. Медведева «Страна желанная» (Боровое Матюшино). 2017 г. Бумага, гуашь,57x82
Проживание на природе, на даче в Ташевке, дает Светлане все новые и новые сюжеты. Только знай успевай, зарисовывай, фотографируй.
С.Б. Медведева. «Вечернее облако», 2018, Бумага, гуашь, 38x58
"Из далеких дней приплвывают в жизнь мою облака. Уже не за тем, чтобы изливать дождь или низвергать бурю, но чтобы украшать мое закатное небо". Р. Тагор
— Каждый день наблюдаю в Ташевке за вечерним небом. Как-то вижу, из-за горизонта выплывает удивительный небесный корабль. Успела только сфотографировать, и он исчез, растворился... Работу под впечатлением от увиденного писала с фотографии, — рассказывает Светлана — фото делаю, только если что-то испытываю, чувствую. Для меня важно чувство, ассоциативное явление. Потом уже увиденное переосмысливаю, перерабатываю, перекладываю на бумагу, рисую.
Отдельным блоком можно объединить три пейзажа:
Зимний парк Горького. Прогулка /Осенний берег. Печищи. 2018 / Взаимодействие неба и земли
«Искусство есть воспроизведение действительности, повторенный как бы вновь соозданный мир» В. Белинский / Мы должны помнить, что художник должен быть чем-то бесконечно большим, чем просто человеком, воспроизводящим внешнюю природу. Истинный художник - это интерпретатор, творец - внешние формы для него всего лишь элементы, которые он сплетает в целостные образы, согласно своему внутреннему видению и эмоциональным реакциям» С.Н.Рерих / «Художнику нужно передавать не природу, но мечту о природе. Надо найти в природе свою душу. Надо сделать природу еще более прекрасной. Надо изображать так, чтобы даже деревья издали дышали бы, сияли» Р.Я. Рудзитес
«Зимний парк Горького. Прогулка», 2018. Гуляя по парку, Светлана наслаждалась зимним видом, разглядывала деревья. "На ветвях лежит то ли снег, то ли иней. Стоит тишина. На душе от этого ощущается благодать и спокойствие. Это я и передала в картине»: делится Светлана.
«Осенний берег Печищи», 2018. Поздняя осень. Краски не такие яркие, чуть приглушенные. Чувствуется, что природа уснула, в деревьях затаилась жизнь. Пробуждение непременно настанет, но будет это весной... В картине ощущается скрытая энергия.
«Взаимодействие неба и земли», 2018. Соединение неба и земли происходит через деревья. Они корнями уходят в землю, а ветвями в небо. Происходит соединение земного и небесного. В картине — предвкушение весны.
Размышлениями о многовековой истории древнего берега Волги наполнена картина «Заветный берег».
С.Б. Медведева «Заветный берег» 2018 г. Бумага, гуашь, 38x58
«Величие и тишина природы невыразимы. Растворяешься в этом величии; оно несет в себе нечто сказочное, легендарное. Особенно впечатляет безмолвная жизнь скал и камней, и некоторые затаенные уголки леса, где тишина особенно значительна. И все больше эта невидимая, но духовно ощутимая жизнь природы сливается с глубинными началами души (и духа), и физическое как-то отходит, и все переживаемое напоминает какой-то глубокий прекрасный сон» (Смирнов-Русецкий)
«Закат над Волгой», 2018 г. написана гуашевыми заливками, быстрыми мазками, на одном дыхании.
С.Б. Медведева «Закат над Волгой» 2018 г. Бумага, гуашь, 38x58
«Темные тучи превращаются в небесные цветы, когда их поцелует свет» Р. Тагор
Небесный свет другого мира передает автор на картинах с осенним пейзажем.
С.Б. Медведева «Солнце в сердце. Свияга» 2018 г. Бумага, гуашь, 38x58
«Что такое вдохновенье? Это как бы внутренняя молитва человека, когда он стремится к возвышенному» Рерих С.Н.
С.Б. Медведева «За деревьями». 2017 г. МДФ, гуашь, 71x104
С.Б. Медведева «Осенний свет» 2017 г. Бумага, гуашь, 38x58
«Фантазия - она реальна, когда фантазия сказку рисует - это уже действительность, и потом она войдет в обиход жизни так же , как ковш для питья. И жизнь будет именно такой, какой рисует ее наша фантазия... гляди вперед и покажи твои грезы, и по красоте твоих грез ты займешь свое место.. . » Е.В. Честняков
С.Б. Медведева «Луговой аромат» 2018 г. Бумага, гуашь, 58x38
«Цветок красоту свою не сознает: Что легко получил, легко отдает» Р.Тагор