16 октября 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоялась церемония открытия выставки «Искусство крымских татар».
Римма Атласовна Ратникова. Открытие выставки "Искусство крымских татар"
Президиум открытия выставки составили люди, сопричастные, участвующие в ее подготовке: Римма Ратникова, заместитель Председателя Государственного Совета Республики Татарстан, председатель Союза журналистов РТ; Наиль Валеев, доктор филологических наук, профессор, заслуженный деятель науки РТ, почетный работник высшего профессионального образования РФ, член Союза писателей РФ, действительный член Академии гуманитарных наук, член-корреспондент академии наук РТ. Атташе по культуре Генерального Консульства ИР Иран в Казани С. А. Маджид Шафази; Розалия Нургалеева, директор ГМИИ РТ; Рустем Сулейманов, руководитель Фонда поддержки и развития научных и культурных программ имени Ш. Марджани; коллекционер Низами Ибраимов; доктор искусствоведения Гузель Валеева-Сулейманова; Мамут Чурлу, художник, дизайнер.
Мамаут Чурлу,... , Рустем Сулейманов
Розалия Нургалеева ( в центре)
Гузель Валеева-Сулейманова, Рустем Сулейманов, Наиль Валеев
На открытии выставки "Искусство крымских татар"
В одном из залов «Хазинэ» ГМИИ РТ представил гравюры И. И. Шишкина, К. Богаевского, Корнеева из фондов музея. Произведения именитых русских художников посвящены Крыму.
ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ. 1832- 1898 АЮДАГ. 1892
ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ. 1832- 1898
АЮДАГ. 1892
Лист из альбома
«60 ОФОРТОВ ПРОФЕССОРА И. И.ШИШКИНА»
Санкт-Петербург, 1894
Бумага, гравюра резцом
КРЫМСКИЙ ВИД (АЙ-ПЕТРИ). Оттиск 1885 года.
ШИШКИН ИВАН ИВАНОВИЧ. I832 - 18898
КРЫМСКИЙ ВИД (АЙ-ПЕТРИ). Оттиск 1885 года.
Бумага, офорт, акватинта
КОКЕРЕ ПЬЕР ШАРЛЬ - COQUERET PIERRE CHARLES 1761 - 1832 (?) КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ.
КОКЕРЕ ПЬЕР ШАРЛЬ - COQUERET PIERRE CHARLES 1761 - 1832 (?)
КРЫМСКИЕ ТАТАРЫ.
По рисунку Корнеева Емельяна Михайловича. 1780 (?) - 1839 (?)
Лист № 41 из альбома Е. М. Корнеева «НАРОДЫ РОССИИ». 1812-1813.
Бумага, цветной офорт, акватинта, раскраска акварелью
В другом - предметы коллекции Низами Ибраимова: изделия декоративно-прикладного искусства и фотографии XIX века.
Открытки и фотографии xix века из коллекции Н. Ибраимова
Асанов О.А. Блезлик-традиционные парные браслеты. 1992
АСАНОВ АЙДЕР ОСМАНОВИЧ 1928
БЛЕЗЛИК-ТРАДИЦИОННЫЕ ПАРНЫЕ БРАСЛЕТЫ. 1992
Медь, серебрение, чеканка
Собственность автора
Экспонаты третьего зала рассказывают о народном костюме крымских татар, их ювелирном искусстве. Зритель может увидеть реконструкцию женского и мужского костюмов крымских татар, ознакомиться с вышивкой, ткачеством и керамикой.
ЧУРЛУ М.Ю. 1946 КИЛИМ «АКВАРИУМ». 2011
ЧУРЛУ МАМУТ ЮСУФОВИЧ 1946
КИЛИМ «АКВАРИУМ». 2011
Шерсть, растительные красители; ткачество.
Собственность Фонда Ш. Марджани
СКИБИН Р.В. 1976 КЕРАМИЧЕСКИЕ БЛЮДА
СКИБИН РУСТЕМ ВЛАДИМИРОВИЧ 1976
КЕРАМИЧЕСКИЕ БЛЮДА
Глина, глазурь, тали.
Собственность автора
Открытки и фотографии XIX века из коллекции Н. Ибраимова
Гончарные изделия Эльдара Гусенова
Чанак глубокий «ГУЛЬ МАРАМА» Глина
Сахарница «ГУЛЬ МАРАМА» Глина
Целый зал отведен фотографии Рифхата Якупова. Его снимки повествуют о событиях начала 90-х гг. XX века.
Р.Якупов. Портрет Хайри АГА. 1994
В 1944 году было депортировано 423 тысячи крымских татар...
...По данным самих крымских татар, в вагоны в 1944 году было загнано 423 тысячи человек. Из них в местах ссылки погибла почти половина. Подсчитано также, что в годы войны на сторону немцев перешло менее одного процента крымскотатарского народа. Интересно, что бы мы увидели, если поднять данные по числу перешедших на сторону врага представителей других народов? Не думаю, что процент среди крымских татар окажется выше. Да, сегодня документально доказано, что обвинение крымско-татарского народа в предательстве не имеет под собой никаких оснований. Официально народ реабилитирован,— но с какой неохотой, как вяло и как незаметно! И разве кто принёс ему публично извинения? Народу-мученику. чьи старики и дети умирали на чужбине оболганными и униженными!.. ’
Мы вернемся! 1991. - Из книги документальной прозы М.Д. Всисевой «Хожу по миру и наблюдаю». Казань:Татарское книж ное издательство. 2013
Во всех выставочных помещениях, за исключением, тех где экспонируется графика из фондов ГМИИ РТ и фотографии Якупова, можно увидеть живописные полотна и графику современных крымских художников.
ЧУРЛУ М.Ю. 1946. СУХБЕТ. 2009. Правая часть триптиха «СУДЬБА»
ЧУРЛУ МАМУТ ЮСУФОВИЧ. 1946
СУХБЕТ. 2009. Правая часть триптиха «СУДЬБА»
Холст, масло
Собственность авто/ю
Сегодня время размышлений, осмысления, оценки пережитого в кругу друзей и
единомышленников. Оскопленный быт. в котором остались единицы традиционных
изделий. На уцелевшем полотенце, которое висит на полке, вышит город - знак
полнокровной национальной довоенной жизни. 11олуиустой пейзаж в окне символ
современной реальности. Доро1а за окном - символ депортации - постоянная тема
разюворов.
НЕТОВКИН Р.А. МАВЗОЛЕЙ ДИЛЯРЫ БИКЕЧ. 1988
НЕТОВКИН РАМИЗ АНДРЕЕВИЧ 1960-2011
МАВЗОЛЕЙ ДИЛЯРЫ БИКЕЧ. 1988
Бумага, тушь, перо
Собственность семьи автора
НЕТОВКИН Р.А. МЕЧЕТЬ В СЕЛЕ ТАНАГЕЛЬДЫ. 1993
НЕТОВКИН РАМИЗ АНДРЕЕВИЧ 1960-2011
МЕЧЕТЬ В СЕЛЕ ТАНАГЕЛЬДЫ. 1993
Бумага, тушь, перо
Собственность семьи автора
УСУИНОВ Р.Э. 1949 ТЫ И Я. 2010
УСУИНОВ РАМАЗАН ЭННАНОВИЧ 1949
ТЫ И Я. 2010
Холст, масло
Собственность автора
Экспозиция широко охватывает все грани искусства крымских татар.
Скибин Р.В.1976. Керамическое блюдо
Скибин Р.В.1976. Керамическое блюдо
СКИБИН РУСТЕМ ВЛАДИМИРОВИЧ 1976
КЕРАМИЧЕСКИЕ БЛЮДА
Глина, глазурь, эмали.
Собственность автора
Марама - женское головное покрывало
НЕИЗВЕСТНЫМ МАСТЕР
МАРАМА - ЖЕНСКОЕ ГОЛОВНОЕ ПОКРЫВАЛО.
Конец XIX - начало XX вв.
Кисея мануфактурная, золотная, шёлковая нити, мерное
кружево; вышивка гладью, стебельчатый шов, строчный шов
Собственность Н. Ибраимова
УСУИНОВ Р.Э. 1949 МАСТЕР.2011
УСУИНОВ РАМАЗАН ЭННАНОВИЧ 1949
МАСТЕР.2011
Холст, масло
Собственность автора
Искусство крымских татар в таком масштабе в Казани представлено впервые. О подобной выставке мечтал первый доктор искусствоведения в поволжском регионе Фуад Хасанович Валеев. Его дочь Гузель Сулейманова-Валеева, доктор искусствоведения, стала инициатором проведения этой выставки. Она рассказала, что Фуад Хасанович с 1962 года ездил с экспедицией в Крым и по крупицам собирал материалы по искусству крымских татар. Работа была сложной: в те годы всё в Крыму разрушалось, всё терялось.
О трудностях в собирательстве предметов искусства крымских татар поведал московский коллекционер Низами Ибраимов. А представил его аудитории его друг Наиль Валеев.
Розалия Нургалеева (первый микрофон), Наиль Валеев (второй микрофон)
Как-то в разговоре с Низами, Наиль упомянул, что в его личной коллекции находится 150 дореволюционных открыток по Крыму. На что Ибраимов скромно заметил: - в моей чуть больше 30000. Именно с открыток Крыма и его обитателей началась собирательская деятельность Низами Ибраимова.
Низами Ибраимов, коллекционер
Сегодня на выставке мы увидели часть предметов из собрания Низами, среди которых есть и ювелирные изделия, вышивка. Подобные вещи я видела в Крымском этнографическом музее на выставке «Крымский ларец».
Из разговора с Низами, я поняла, что ювелирная коллекция Крымского этнографического музея, представленная на той выставке, была возвращена музею Голландией совсем недавно, лет 5 назад. Голландия вернула Симферопольскому этнографическому и Бахчисарайскому музею предметы коллекции крымско-татарского искусства, вывезенные фашистами во время Великой Отечественной войны. Крым тогда покинуло порядка 200 предметов из Бахчисарайского и Симферопольского музея. Эта цифра складывается из того, что доподлинно известно. Голландцы обнаружили, что коллекция ворованная и вернули, в отличие от Киева, Москвы (реплика Низами).
- Во время депортации татар были вывезены экспонаты Евпаторийского и ряда других музеев Крыма. А сейчас просто ознакомиться с фондами музеев, где представлены экспонаты Крыма, порой невозможно, либо только за деньги - сетует Н.Ибраимов.
Вот и получается, что сохранность, исчезающей культуры в руках коллекционеров, которые по крупицам собирают вещи уже ставшие антикварными.
Открытие выставки «Искусство крымских татар»
Рустем Сулейманов, крупнейший коллекционер предметов мусульманского искусства, в своем выступлении рассуждал о «глубинных связях и глубинных интересов крымских татар и нас».
- В области искусства меньше споров и больше согласия. Все мы согласимся с тем, насколько искусство крымских татар красиво и понятно. А если оно нам понятно, то это показатель родства - заметил Р.Сулейманов и выразил надежду на то, что «выставка поможет обрести не только ближайших родственников, но и себя».
Римма Ратникова тоже обозначила степень родства казанских и крымских татар:
- Близкая речь, язык. По культуре мы можем сопоставить друг друга. У нас одна вера. История разная и в истории крымских татар есть страницы, которые никогда и никому пожелать невозможно.
Выставка «Искусство крымских татар»
Мамут Чурлу, художник, дизайнер
Крымские мелодии на выставке в Хазинэ