Ткацкий станок |
Завершаем знакомство с экспозицией 2-ого этажа Национальной художественной галереи «Хазинэ» в Казанском Кремле.
Декоративно-прикладное искусство XVIII - начала XXI вв.
Декоративно-прикладное искусство Татарстана имеет исключительное значение, поскольку в течение долгого периода исторического развития именно в нем раскрывались особенности национального художественного мышления татарского народа.
Декоративная керамика /кожаная мозаика, ичиги Шубин Б.А. /Кузьминых С.Д., Гайнутдинов И.Х.,Замилова А.А. |
Коллекция произведений декоративно-прикладного искусства Национальной художественной галереи насчитывает порядка 450 единиц. Здесь представлены все основные виды декоративно-прикладного и народного искусства Татарстана: это и вышивка, ткачество, золотошвейное дело, ювелирное искусство; это и уникальный вид декоративного искусства татар - кожаная мозаика; также представлены прекрасные образцы шамаилей.
Золотое шитьё Кудряшова А.В., Фасхутдинова Л.Ф. |
Истоки декоративно-прикладного искусства казанских татар уходят во времена Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, именно тогда формировались основные виды народного творчества и уникальные технические приемы.
С X века искусство Волжской Булгарии, Казанского ханства развивается в русле исламских традиций, поэтому главенствующим становится цветочно-растительный орнамент. Этот орнамент во всем многообразии и красоте проявил себя и позднее во многих видах прикладного искусства татар — кожаной мозаике, вышивке, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии, ювелирном искусстве. Геометрический орнамент связан, прежде всего, с техникой ткачества, а также формой ювелирных украшений, орнамент которых перекликается с астральными мотивами.
Одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства является вышивка, которая отличается большим разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. Из предметов быта и убранства дома вышивкой украшались концы полотенец, подзоры простыни и занавеси, молитвенные коврики (намазлыки), платки, скатерти, покрывала-для книги.
Шамаиль. Ляуха. 1910-е шелк, вышивка гладью |
Вышитые узоры использовались в женских нагрудниках, передниках, головных уборах - калфаках и мужских тюбетейках. Ткани были в основном дорогие привозные - шелк, парча, бархат. В золотошвейных украшениях применялись металлическая золотая и серебряная нить, канитель, позумент. Многие вышитые изделия тесно связывались с бытовыми обрядами — декоративные полотенца, салфетки, скатерти составляли приданое невесты, часть вещей дарилась жениху и его родственникам, полотенца были атрибутом народных праздников. Наиболее распространенной техникой вышивки был тамбурный шов, представляющий собой ряд одинаковых по величине стежков, похожих на звенья цепи. В тамбуре и вышивке золотом применялись почти одни и те же растительно-цветочные мотивы - тюльпана, лотоса, виноградной лозы, мака, сюжетные мотивы древа жизни, золотого пера, цветочного букета.
Уникальным видом прикладного искусства татар было искусство кожаной мозаики, которое имеет древние традиции, идущие с булгарских времен. Ичижное дело у казанских татар было распространено очень широко, а начиная с XIX века приобрело особый размах. Обувь и другие изделия изготовлялась из разноцветных кусочков кожи, которые сшивались встык цветными шелковыми и, в отдельных случаях, золотыми или серебряными нитями, что создавало необыкновенно красочную и богато орнаментированную поверхность. Подобные швы не зафиксированы в искусстве других народов.
Ткачество в прикладном искусстве татар занимало большое место. Существовало несколько его видов, изготовление и орнаментация которых зависела от техники тканья: закладное, браное, выборное ткачество. Орнаментация тканых предметов имеет обычно геометрический орнамент, однако встречаются и стилизованные цветочные и зооморфные мотивы.
Глубоко самобытным и традиционным видом искусства казанских татар является ювелирное искусство. Наибольший расцвет достигает ювелирное искусство в XVIII веке. Продукция ювелиров была очень разнообразна и связывалась в основном, с различными украшениями женской одежды.
Широкое распространение имели накосники (чулпы), воротниковые застежки (яка чылбыры), перевязи (хаситэ), серьги, браслеты. Основными элементами украшений были бляхи и монеты, из которых составлялись разнообразные композиции. Материалом для ювелирных изделий служили серебро, реже с золочением, драгоценные и полудрагоценные камни, цветное стекло. Татарские ремесленники владели различными приемами и средствами орнаментации ювелирных украшений: литьем, гравировкой, сканью, зернью, чернением, инкрустацией самоцветами, штамповкой. Уникальной техникой татарского прикладного искусства является бугорчатая (рельефная) скань, в которой орнаментальные веточки заполнения возвышаются в виде низкого или высокого конуса из плотных завитков.
Ювелирное искусство является одной из вершин развития декоративно-прикладного искусства татар.
Шамаиль - особый вид татарского искусства. Это настенное панно с текстами изречений из Корана, фрагментами поэтических произведений, изображениями святых мест и мечетей. Выполняется обычно на стекле. Шамаиль получил самое широкое распространение не только в городской культуре, но и был необходимым элементом в сельском быту, занимал важное место в интерьере татарского дома. Его нельзя целиком отнести к искусству декоративному, поскольку функция шамаиля шире, чем просто украшение. Нельзя рассматривать шамаиль и только как жанр изобразительного искусства - станковой живописи или графики, поскольку он выходит за рамки воспроизведения объективной реальности. В то же время шамаиль является видом искусства мусульманской каллиграфии, поскольку в культуре татарского народа он, прежде всего, носитель написанного умелой рукой хаттата коранического содержания - текста в виде суры из Корана соответствующим образом оформленного и служащего эстетическим и утилитарным (оберег) функциям.
Арабографический текст, в основном религиозного содержания или изображения культовых сооружений, представленные в шамаилях могут быть выполнены различными материалами - тушью или печатным способом на бумаге, в виде вышивки на ткани, масляными красками на стекле или холсте. Многие печатные шамаили середины XIX - начала XX вв. сопровождались дополнительными текстами на татарском языке.
В современном, преимущественно атеистическом, мировосприятии каллиграфические произведения превратились в символ, связанный с культурными традициями и историческим наследием татарского народа. В своих произведениях современные художники стремятся затронуть вечные вопросы времени, космоса, мироздания. Они отличаются многообразием содержания, композиционных и технических сторон их выполнения.
Декоративно-прикладное искусство Татарстана в творчестве профессиональных художников - явление молодое. Активное становление связано с 1960-ми годами, именно в это время формируется отряд профессиональных мастеров, в основном из выпускников высших учебных заведений, получивших специальное образование в области декоративно-прикладного искусства. Художники обращаются к булгарскому художественному наследию, к традициям татарского народного искусства, открывая для себя мир национальной художественной образности и богатый арсенал технических приемов обработки металла, дерева, ткани, кожи и др. Традиции народного искусства играют определяющую роль в формировании облика современного искусства Татарстана и его национального своеобразия.
В традиционном русле работают мастера кожаной мозаики: С.Кузьминых, С. Гарбузова, И. Гайнутдинов, Н. Кумысникова, А. Замилова, создавая и по орнаменту и по колориту истинно национальные произведения искусства. Наряду с традиционными мозаичными ичигами, подушками, художники выполняют декоративные панно с орнаментальными и сюжетными мотивами. Современное ювелирное искусство представлено именами известных мастеров В.И. С.Ковалевских, С.Коробцова, И. Фазулзянова, Т. Соловьевой, И. Васильевой, которые применяют в своих произведениях характерные для национального искусства техники скани и инкрустации. В области гобелена и батика работают М. Кильдибекова, Р. Кильдибеков, А. Егоров, А. Карпенко, А. Ильясова, Д. Барышева, Г. Анютина.
Продолжают национальные традиции в создании золотошвейных головных уборов профессиональные вышивальщицы - Л. Фасхутдинова, А. Липина, А Кудряшова, З.Бикташева.и другие.
В керамике работают такие мастера, как Б.Шубин, Г.Зяблицев, А. Абзгильдин, Р.Саляхов, Н.Кузьминых, Т. Кривошеева, Ф.Сахабутдинова, в произведениях которых традиционные булгарские и татарские формы и декор получают современную интерпретацию.
В целом можно говорить о достаточно разнообразной и многоликой панораме современного состояния декоративно-прикладного искусства в республике, где наряду с традиционными его видами живут и развиваются новые направления, соединяя историческую преемственность с современностью. Сейчас ДПИ - это тот источник, откуда черпают вдохновение современные художники Республики Татарстан.
Комментарии
Рәхмәт, искиткеч материал!