24 ноября 2011 в рамках Года Испании в России и России в Испании в Центре «Эрмитаж-Казань» в музее-заповеднике «Казанский Кремль» открывается выставка «Испанское искусство из собрания Государственного Эрмитажа», представляющая более двухсот произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства и оружия, созданных мастерами Испании в период с XVI до начала XX века.
Значительную часть экспозиции занимает живопись XVI – XX веков. В Эрмитаже хранится самая многочисленная коллекция испанской живописи старых мастеров за пределами Пиренейского полуострова. Среди выставленных произведений можно увидеть полотна как художников с мировой славой – Диего Веласкеса, Бартоломе Эстебана Мурильо, Хусепе де Риберы, Алонсо Кано, Франсиско Гойи – так и менее известных представителей испанской художественной школы.
Центром развития испанского искусства во второй половине XVI века был королевский двор, Эскориал. Здесь создали свои полотна на евангельские темы Луис де Карвахаль («Обрезание Христа») и Франсиско Рибальта («Апостолы у гроба Христа»). Хусепе Рибера преодолел классический канон Эскориала под влиянием Караваджо и внес в свою живопись напряженность образа при помощи контрастов светотени («Философ с книгой, циркулем и угольником» мастерской Риберы).
Ведущая художественная школа Испании XVII века – севильская – представлена произведениями Диего Веласкеса, Алонсо Кано, Бартоломе Эстебана Мурильо, составившими славу испанской живописи «Золотого века». «Мужская голова в профиль», фрагмент «бодегонес» (картина на сюжет застолья), характеризует раннее творчество Веласкеса: подчеркнутое выявление объемов и применение эффектов светотени впервые служат реалистичности образа. Позднюю работу Кано – маленькое тондо «Христос и Иоанн Креститель в детстве» – отличает интерес к простой красоте и изяществу тела. Неутомимый севильский гений, Мурильо, в картине о детстве Христа достигает совершенства в изображении пейзажа. При передаче воздушности пространства его живопись становится легкой и прозрачной.
В Мадриде живопись середины и второй половины XVII века развивалась под знаком барокко. Хуан Карреньо де Миранда, ведущий представитель школы, ярко использовал средства барокко в картине «Св. Дамиан»: резкий поворот центральной фигуры, сложные ракурсы ангелов, богатая цветовая гамма, передача глубины пространства. Художников барокко особенно занимала тема Вознесения: эффектные театрализованные образы Вознесения Богоматери создали в своих произведениях мадридские мастера Франсиско Камило и Франсиско де Солис.
Лучшие традиции испанского искусства рубежа XVIII-XIX веков воплотились в эстампах и рисунках Франсиско Гойи. Остро социальная серия «Капричос» («Причуды»), трагические листы серии «Бедствия войны», высочайшего мастерства офорты «Тавромахии» («Бой быков») и загадочные образы последней серии «Диспаратес» («Глупости (пословицы») – сто листов из эрмитажного собрания представят грани таланта уникального рисовальщика.
После 1830-х годов на испанское искусство оказало влияние общеевропейское распространение стиля романтизм, которому художники следовали в различных жанрах. Кисти Хенаро Переса де Вильямиля, возглавлявшего школу романтического пейзажа в Испании, принадлежит интерьерное изображение - «Проповедь в соборе». Гигантское здание с просторным нефом и значительной лестницей обильно украшено скульптурой: архитектурная фантазия воплощает увлечение романтиков готической культурой. Экзотику восточных стран запечатлел в портрете «Араб» невероятно популярный среди современников Мариано Фортуни. Сюжеты жанровой живописи второй половины XIX века заимствовались из повседневности и национальных обычаев (Хосе Вильегас Кордеро «Прощание тореро»).
Импрессионистическую манеру разрабатывает Мартин Рико-и-Ортега в жанровых зарисовках 1870-х годов. Его полотно «Дворик в Испании» запоминается свободной игрой цветовых пятен, которые образуют фигурки людей и силуэты домов. Пейзаж в духе символизма, «Закат солнца на Понтийских берегах», исполнил Энрике Серра-и-Ауке.
Произведения Игнасио Сулоаги завершают живописную часть экспозиции. Обращаясь к традициям старых мастеров, он подчеркивал национальную характерность народных типов («Карлик Грегорио») и в то же время новаторски использовал приемы модернистского искусства («Отшельник»).
С XV по XVII век Испания входила в число самых крупных держав Европы – производителей оружия, как военного, так и охотничьего назначения, которому были присущи высокие боевые качества, разнообразие типов, богатство художественного оформления.
На выставке представлены наиболее характерные предметы испанского декоративно-прикладного искусства XIV-XIX веков: изделия из бронзы и серебра, резная кость, керамика, расписанная металлическим люстром, стекло, мебель, декорированная тисненой кожей, ткани, вышивки, шпалеры. Впервые демонстрируются образцы кружева, в их числе примеры характерной испанской техники «соль» (орнаментальный мотив «солнце»).
Куратор выставки – Николай Леонидович Зыков, научный сотрудник Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (издательство «Славия», Санкт-Петербург) с обзорными статьями сотрудников Эрмитажа: Л.Л. Кагане (живопись XVI-начала XVIII века), М.О. Дединкина (графика Гойи), Ю.Г. Ефимова (оружейное искусство) и Е.А. Анисимовой (прикладное искусство XIV-XIX веков).
Выставка работает ежедневно, кроме понедельника, с 10.00 до 17.00
Стоимость билета: 120 рублей, льготный билет: студенты, пенсионеры 80 рублей, школьники 50 рублей
Центр «Эрмитаж-Казань» в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике «Казанский Кремль»
Телефон: 5678-032; 5678-034, 5678-042