Субботним вечером 7 февраля 2015 года под эгидой XXXIII Международного оперного фестиваля им. Ф. И. Шаляпина Татарский академический театр оперы и балета открыл свою сцену для знаменитой постановки Жоржа Бизе «Кармен».
Фото №784082. Art16.ru Photo archive Фото №784089. Art16.ru Photo archive Фото №784095. Art16.ru Photo archive В этот вечер в театре царил аншлаг, казанская публика ждала в роли Дона Хозе своего любимца - тенора из Мариинского театра - Ахмеда Агади. Он постоянный и желанный гость в Казани. В прошлом 2014 году ему удалось выйти на казанскую сцену с примадонной мировой оперы Анной Нетребко. Артисты такого уровня всегда имеют теплый приём у казанских знатоков и ценителей оперы.
Фото №784225. Art16.ru Photo archive Фото №784231. Art16.ru Photo archive Фото №784243. Art16.ru Photo archive Фото №784183. Art16.ru Photo archive Фото №784195. Art16.ru Photo archive Фото №784219. Art16.ru Photo archive Фото №784207. Art16.ru Photo archive В сегодняшнем спектакле его партнёршей стала Елена Максимова (Венская государственная Опера), певица мирового уровня, дебютировавшая в роли Кармен в миланском театре Ла Скала в 2010 году, в этой же роли выходившая на сцену Венской государственной оперы и театра Palermo. В 2013 году состоялся её дебют в Metropolitan в Нью-Йорке и в Королевском театре Лондона в опере П.Чайковского «Евгений Онегин». Елена Максимова сотрудничает с ведущими мировыми музыкантами и дирижерами, среди которых Зубин Мета, Лорин Маазель, Юрий Башмет, Даниэль Баренбойм, Кент Нагано, Кшиштоф Пендерецкий, Кирилл Петренко, Джон Фиоре, Массимо Дзанетти, Марк Горенштейн, Дмитрий Юровский и другими. Она лауреат и обладатель специального приза Международного конкурса молодых вокалистов им. Глинки (2001 г.); призер и лауреат Международного конкурса камерного пения «Янтарный соловей» в Калининграде (2002 г.); лауреат и обладатель приза зрительских симпатий Международного конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой (Санкт-Петербург, 2003 г.).
Фото №784213. Елена Юрьевна Максимова (Венская государственная Опера) В роли Эскамильо выступил бас Павел Кудинов. Восхождение Павла Кудинова на мировой оперный Олимп было стремительным, уроженец города Димитровграда, окончил Саратовскую консерваторию им. Л. Собинова (класс Виктора Демидова) в 1999 году. Вскоре становится солистом Самарского театра оперы и балета, спустя два года - солистом Венской оперы, где исполняет партии Цугини («Кармен» Ж. Бизе), Зарастро и Оратора («Волшебная флейта» В. Моцарта) и др. В 2010 г. дебютировал в Большом театре России в партии Эскамильо («Кармен» Ж. Бизе). В том же году исполнил партию Зарастро («Волшебная флейта» В. А. Моцарта). В настоящее время - приглашённый солист многих европейских театров, дипломант конкурса «Романсиада» (Москва, 1997 г.), лауреат Международного конкурса вокалистов «Бельведер» (Вена, 2004 г.) и Международного вокального конкурса имени Ферруччо Тальявини (Грац, 2004 г.).
Фото №784163. Art16.ru Photo archive Фото №784189. Art16.ru Photo archive Фото №784101. Art16.ru Photo archive Фото №784132. Art16.ru Photo archive Фото №784145. Art16.ru Photo archive Фото №784125. Art16.ru Photo archive Фото №784138. Art16.ru Photo archive Опера «Кармен» - самая популярная опера в мире. Время действия около 1820 года, место действия - окрестности Севильи. Впервые была исполнена в Париже, в Опера-Комик в марте 1875 года и не получила должного успеха у публики и критиков. Существует легенда, что Жорж Бизе получил тяжёлую душевную травму от громкого провала своего детища, заболел и умер вскоре после премьеры. Но уже в год премьеры в Опера-Комик «Кармен» была дана тридцать семь раз и с тех пор исполнялась сцене этого театра более трех тысяч раз. Так что напрасно композитор расстраивался, несмотря на злобные нападки критики и обвинения в вульгарности, его прекрасное творение всё-таки обрело популярность и заслуженный успех.
Фото №784157. Art16.ru Photo archive Фото №784176. Art16.ru Photo archive Фото №784169. Art16.ru Photo archive В опере много блестящих музыкальных тем, она драматична, все ее характерные особенности выявлены уже в увертюре. Начавшись ярко и чисто, словно солнечный день в Испании, продолжается знаменитыми куплетами тореадора, к концу неожиданно становится драматичной, когда в оркестре слышится тема судьбы, тема Кармен, ее неистовой и страстной любви.
Фото №784249. Art16.ru Photo archive Фото №784261. Art16.ru Photo archive Фото №784267. Art16.ru Photo archive Фото №784285. Art16.ru Photo archive Фото №784273. Art16.ru Photo archive Музыкальный мир выглядел бы менее ярким, насыщенным без «Кармен». Бизе мог бы написать только одно это произведение, чтобы стать признанным гением. Однако, с первых постановок в 1875 году зрители принимали оперу с большим равнодушием и возмущением. Особенно публике не нравились бурные сцены и слишком натуралистическое исполнение Мари-Селестины Галли-Марье - первой Кармен. Присутствовавшие в зале знаменитые композиторы Гуно, Тома и Массне во время премьеры похвалили оперу только из вежливости.
Фото №784279. Art16.ru Photo archive Либретто написано двумя авторами легкого жанра - Галеви (кузеном жены Бизе) и Мельяком, развлекавшими публику в компании с Оффенбахом, создавая комедии, которые очень ценились. Либреттисты заимствовали сюжет в новелле Мериме и хорошо постарались, чтобы его приняли в Опера-Комик, где любовная история с кровавой развязкой на народном фольклоре вызвала немалое замешательство. Этот театр, зарекомендовавший себя наименее традиционным в Париже, славился благонамеренным буржуазным контингентом, который ходил на спектакли вместе с семьями и устраивал там брачные дела своих отпрысков. Разнообразие и разношёрстность персонажей, введённых в новеллу Мериме (цыгане, воры, контрабандисты, работницы сигарной фабрики, женщины легкого поведения и тореадоры) не способствовало поддержанию благонравия в буржуазных семьях. Либреттистам удалось создать испанский народный колорит, выделив несколько ярких образов, обрамив их аутентичными хорами и танцами и добавив персонаж невинной, чистой, юной и прекрасной Микаэлы, которая, оставаясь за кадром, позволила создать ряд трогательных музыкальных образов.
Фото №784291. Art16.ru Photo archive Бизе уже в то время сознавал истинную ценность своей оперы, о чем мы можем прочитать в его статье от 1867 года. Защищая искренность в искусстве, он писал: «Для меня существуют только два вида музыки: хорошая и плохая… Заставьте меня смеяться или плакать; изобразите мне любовь, ненависть, фанатизм, преступление: очаруйте меня, ослепите, приведите в восторг, и я, конечно, не нанесу вам глупого оскорбления наклеиванием на вас ярлычка, как на какое-нибудь жесткокрылое насекомое». в 1880 году П. И. Чайковский высказался так: «Опера Бизе - шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять "Кармен" будет самой популярной оперой в мире».