Борис Вайнер: картинки из детства

В №8  литературного журнала «Казанский альманах», за 2012 год, напечатана повесть Бориса Григорьевича Вайнера «У дороги чибис». В ней  автор вспоминает свое детство.

Фото №105268. Фонтан «Голуби». Казань, ул. Баумана. Скульптор Асия МинуллинаФото №105268. Фонтан «Голуби». Казань, ул. Баумана. Скульптор Асия Минуллина

«... Здесь нет ничего из чужой памяти — только то, что хранит моя; и никаких героев, кроме Частной Жизни» — так обозначил содержание повести Б.Г.Вайнер. Прочитав её журнальный вариант, я отправилась к детскому писателю в гости.

Фото №73618. Борис Григорьевич ВайнерФото №73618. Борис Григорьевич Вайнер\"Галактика любви\". 100-летие Вероники Тушновой (1911 - 1965);

Представляю: Борис Григорьевич Вайнер.  Заслуженный деятель искусств РТ, детский писатель, сценарист, переводчик, бард, литературный консультант ЛИТО КГМУ «Белая ворона»,  член редколлегии журнала «Казанский альманах».

Фото №105275. Угол ул. Баумана, ул. Университетская. Казань, июль 2012Фото №105275. Угол ул. Баумана, ул. Университетская. Казань, июль 2012

— Борис Григорьевич, Ваше детство прошло в Бугульме и Казани. Так как я тоже живу в Казани, мне хотелось бы подробнее узнать о том, в каком возрасте Вы оказались в  нашем городе? И Ваши первые впечатления.

Борис Вайнер:
—  В Казань мы переехали из Бугульмы в 1960 году, когда мне исполнилось двенадцать.  Запомнил это я только потому, что то ли какой-то документальный фильм  того времени, то ли киножурнал «На Волге широкой», увиденный мной в малом зале старого кинотеатра “Родина”, начинался с того, что на экране большими буквами писалось «1961». Затем число переворачивалось... и снова получалось «1961». Это был канун Нового года.  А приехали в Казань мы летом, перед школой. Здесь, на улице Островского, жили бабушка с дедушкой, папины родители.

Фото №105335. Казань, ул. Островского, дом 4Фото №105335. Казань, ул. Островского, дом 4

У меня была обыкновенная мальчишеская жизнь, наш двор, те места, где мы играли в футбол или бегали купаться. Жили мы на Островского, 4;  этот дом цел и сейчас, там находится министерство промышленности и торговли. Дом был старый, совершенно непритязательный, во дворе его располагался  склад канцелярских остатков, который мы мальчишками неоднократно “навещали”, перелезая через забор.

Во времена моего детства на  Булаке уже не купались или почти не купались. Он был к тому времени достаточно заросший. Старожилы знали чистые места, но Локомотив с его пляжем и зонтиками нам казался лучше. Иногда купались просто у набережной Казанки.

Из рассказов моего отца знаю, что в начале 1920 -х —1930 гг. купания на Булаке были популярны.

Фото №105341. Фасад Культурно-развлекательного комплекса «Родина»Фото №105341. Фасад Культурно-развлекательного комплекса «Родина»вид со стороны улицы М.Джалиля
Фото №105347. Руины гостиницы «Казань», июль 2012Фото №105347. Руины гостиницы «Казань», июль 2012

— Что входило в сферу Ваших интересов?

Б.В.:
— Интересовался я тогда больше футболом. Геологией. И книгами, конечно.  Был  счастливым обладателем коллекций камней и марок. Детских увлечений было много, как в стихотворении Агнии Барто.

Драмкружок, кружок по фото,
А ещё и петь охота,

От других мальчишек я отличался тем, что пел и вообще охотно выходил на эстраду: разговаривать, петь, всё что угодно, кроме, пожалуй, танцев. В старших классах увлекся КВН. Мы ещё только-только открывали его для себя. В команде я занимал почётную “должность” эрудита.

Была у нас школьная киностудия. Наверное, у кого-нибудь из выпускников еще хранятся маленькие сюжеты, которые мы снимали. В одном из них я фехтовал на шпагах, имитировал бой с тенью, падал со стола...

Очень любил походы в кино. Самым близким к нам был кинотеатр «Пионер», которого сейчас уже нет - как, впрочем, и многих других кинотеатров того времени.

Фото №105383. Пассаж. Казань, июль 2012Фото №105383. Пассаж. Казань, июль 2012
Фото №105389. Пассаж. Фрагмент. Казань, июль 2012Фото №105389. Пассаж. Фрагмент. Казань, июль 2012

В «Пионере» мы бывали чаще всего, т.к. школа №6 располагалась на Телеграфном переулке (ул.Рахматуллина), надо было всего лишь на квартал подняться до ул. Ленина (ныне Кремлевской).  Там в старинном особняке - Пассаже - располагались многочисленные магазинчики самого разного рода и кафе. Посему всегда можно было поесть мороженого.

 Вид на Александровский Пассаж с парка Фасад Александровского Пассажа со стороны ул. М.Джалиля, Казань, июль 2012

Я помню много картин, которые там посмотрел. Когда мне было лет 14-15, учился  я в 8 классе, в кинотеатре шел полнометражный, мультипликационный, в своём роде импрессионистский фильм «Улица». Это была отечественная картина, сугубо лирическая, романтическая, не рассчитанная на маленького зрителя. Этим и приглянулась. Больше этот фильм мне ни разу не встретился. Там же, уже учась в старших классах, я в первый раз увидел пародию на фильм про шпионов, где иностранная подлодка всплывала в городском пруду.

 В Пассаже жили мои товарищи. Мы там иногда вместе делали уроки. Вход в жилую часть дома был со стороны улицы Мусы Джалиля. С этой же улицы был виден парк «Чёрное озеро». Зимой в парке заливали каток. В центре «Чёрного озера» располагались несколько  деревянных построек: в одной из них был прокат коньков, в другой располагалась секция настольного тенниса, в которой я радостно занимался.

Фото №105401. Деревянная теплушки в парке ''Черное озеро''. Июль 2012. КазаньФото №105401. Деревянная теплушки в парке ''Черное озеро''. Июль 2012. Казаньсовсем недавно здесь был прокат коньков
Фото №105407. Деревянная теплушки в парке ''Черное озеро''. Июль 2012. КазаньФото №105407. Деревянная теплушки в парке ''Черное озеро''. Июль 2012. Казаньздесь была функционировала секция настольного тенниса

На улице Баумана, в пяти минутах ходьбы от нашего дома, было кафе «Ёлочка».

Фото №105287. Угол ул. Баумана и Кави Наджми, июль 2012Фото №105287. Угол ул. Баумана и Кави Наджми, июль 2012
Фото №105305. Улица Баумана. Казань, июль 2012Фото №105305. Улица Баумана. Казань, июль 2012

Там подавали мороженое в металлических чашках на ножках (креманках). Запомнил я это заведение скорее всего из-за атмосферы начала XX века, подчеркнутую интерьером: зал был оформлен в старинном стиле, кругом зеркала, ими же были украшены располагавшиеся по всей площади кафе колонны. Романтического юношу, каковым я был, всё это привлекало. А ещё при мысли о кафе в памяти возникает пожилой китаец, который  несколько лет подряд стоял там на углу и продавал бумажные мячики на резинке. Стоили они рубль. Я их неоднократно покупал, т.к. они долго не жили. Помню, как я оттуда бегу с этим мячиком мимо булочной на углу, потом по Островского, а из репродуктора звучит голос Мирей Матье, приехавшей тогда в СССР на гастроли в качестве - сейчас это звучит забавно - прогрессивной певицы.

Фото №105311. Афиша на стене, огораживающий территорию Качаловского театра Фото №105311. Афиша на стене, огораживающий территорию Качаловского театра
Фото №105323. Новостройка на улице Островского, КазаньФото №105323. Новостройка на улице Островского, Казань

Напротив нашего подъезда располагался служебный вход в Качаловский театр, и я не раз наблюдал, как оттуда выходили заезжие  гастролеры, к которым тут же подскакивали любители автографов.

В  булочной продавали франзольки — сдобные булочки, посыпанные сахарной пудрой — которые дети очень любили.

Фото №105317. Банер с инфорсмацией о реконструкции Качаловского театра. КазаньФото №105317. Банер с инфорсмацией о реконструкции Качаловского театра. Казань

Школьные годы

За время учебы я сменил четыре школы: №6 и №12 — в Бугульме и №6 и №131 — в Казани. Кстати, в казанской школе №6 я выступал перед учащимися пару лет назад уже как детский писатель.

После 8 класса  учащимся выдавали аттестат. В техникум я не пошел, а продолжил образование в школе №131.  Учился я хорошо, в том числе, как это ни странно, по математике.  Хотя и был рано определившимся гуманитарием.

В 131 школу и тогда было непросто поступить. Это была школа второго этапа, с конкурсом аттестатов и собеседованием. Классов было много, начинались они с буквы “А”, а заканчивались на «Н». Я учился в классе «З», “химическом”. То есть гипотетически по окончании школы мог стать химиком-лаборантом. Многие наши ребята поступили в КГУ, на химфак.

Высшее образование

Но Борис Григорьевич поступил на историко-филологический факультет КГУ. Он располагался в том же здании, что и химический, только на другом этаже.


Б.В.:

— Для поступления в университет был очень сложный год.  Из-за отмены 11-летнего образования наш выпуск 11-классников оказался последним. В число абитуриентов вошли выпускники 10 и 11 классов одновременно.  Большой конкурс. Поэтому я поступил на  вечернее отделение.  Некоторое время работал: то лаборантом, то подсобным рабочим. Проучившись два курса, перевёлся на дневное отделение педагогического института, чтобы быстрее закончить: учиться там было на год меньше.

Фото №96867. Борис Вайнер, председатель жюри фестиваля ''Галактика любви''Фото №96867. Борис Вайнер, председатель жюри фестиваля ''Галактика любви''Финал фестиваля им. В.Тушновой \"Галактика любви - 2012\", Казань, Дом Аксенова, 27 марта 2012.

— Борис Григорьевич, когда были созданы Ваши первые произведения?

Б.В.:
— Самое первое было написано во втором классе, это было изложение по русской летописи. Запомнились и некоторые сочинения, написанные в десятом-одиннадцатом.

В  школьные годы и в учебы в КГУ и КГПИ я играл в любительских театрах. Был актёром в «Утюге» при КГУ. Чего мы там только не ставили! Через студенческий театр «Утюг» прошли многие известные теперь люди: Лидия Григорьева, Михаил Шапиро, Борис Максимов, Борис Львович. А уж сколько кандидатов наук - и не сосчитать.

Опыт театральных и эстрадных выступлений  сослужил Борису Григорьевичу большую службу.

Борис Вайнер с начала 1980-х пишет и поет песни на свои стихи. На  его стихи и переводы есть песни у Гр.Гладкова, А.Лукьянова, Л.Любовского, В.Харисова, А.Иевлева, И.Тульчинской, А.Комарова, А.Луппова, В.Седова, В.Усовича и других композиторов. А у самого Б.Вайнера также есть немало песен на стихи других поэтов: К.Россетти, В.Ходасевича, Дон Аминадо, Л.Миллер, Б.Ахмадулиной, Г.Кружкова, С.Малышева, Е.Рейна, Ш.Силверстейна, У.Де Ла Мэра, Ю.Владимирова...

Первый его авторский диск ("Лунатики") вышел в 2004.

После окончания ВУЗа Борис Вайнер занялся журналистской деятельностью - в том числе в газете «Вечерняя Казань». Затем был редактором  детских журналов и альманахов «Барабашка», «Зонтик», «Будильник». Сейчас Б.Г.Вайнер литературный консультант ЛИТО КГМУ «Белая ворона», член редколлегии  журнала «Казанский альманах».

Борис Вайнер — автор нескольких книг стихов и прозы: «Ни капельки не страшно», «Удивительный волк», «Школьные хайку», «Нинзя из Самураевки». В 2009-м издан сборник "взрослых" стихов, переводов с английского и песен Б.Вайнера — «Оловянный, деревянный и стеклянный». Им написан ряд сценариев для киножурнала «Ералаш».

А ещё он плодотворно работает с театром кукол «Экият»(Казань).

Фото №96593. Борис Вайнер и Наиля Ахунова в фойе театра ''Экият''Фото №96593. Борис Вайнер и Наиля Ахунова в фойе театра ''Экият''

— Борис Григорьевич, как давно Вы работаете с этим театром?

Б.В.:
— Больше десяти лет.  Это инициатива режиссёра Людмилы Александровны Дьяченко, которая подошла ко мне на каком-то концерте и спросила: «А почему вы для нас не пишете?». В моих литературных делах была пауза,  и я подумал: действительно, почему? И написал для начала то, что они мне предложили, —  новый вариант «Трёх поросят». Это была не кавер-версия, а сиквел, продолжение сюжета. Спектакль этот теперь долгожитель, идёт в театре уже 12 лет.

В театре “Экият” шли мои сказки: «Три поросенка. Новые приключения», «Алмазная гора» по мотива татарского фольклора,  «Сказка волшебной ночи»  по пьесе «Сквозь цветное стекло» - это пьеса по мотивам Рэя Бредбери, в основу её лег рассказ « Постоялец со второго этажа». Вообще-то это страшный рассказ, и я отошёл в сюжете в сторону сказки, сочинив историю о том, как мальчик - он что-то вроде  Тома Сойера - вступил в борьбу с загадочным злодеем, неизвестным по природе своей - то ли вампиром, то ли тролем, то ли злым магом. И, действуя на свой страх и риск, победил.

Фото №96573. Фрагмент спектакля ''Цветик-семицветик''. ТГТК ''Экият''Фото №96573. Фрагмент спектакля ''Цветик-семицветик''. ТГТК ''Экият''

Сказки, которые я пишу, всегда музыкальные. Во всех моих спектаклях много песен. Когда я сочиняю, я придумываю к ним какую-то мелодию, иногда даже пою в концертах или записываю на диск. Но для театра музыку пишут профессиональные композиторы: Борис Трубин, Юрий Чаплин, Фоат Абубакиров и другие.

Фото №96565. Фрагмент спектакля ''Цветик-семицветик''. ТГТК ''Экият''Фото №96565. Фрагмент спектакля ''Цветик-семицветик''. ТГТК ''Экият''

Вообще-то ещё до начала работы с кукольным театром, просто для себя, я когда-то написал фантастическую - фантастическую в буквальном смысле: там речь шла об одном невероятном изобретении - пьесу. Она так и не была поставлена, но я думаю, что перепишу её заново. Она для взрослых.  Уже много лет наш театр кукол к взрослым спектаклям не обращался. А сейчас у них прекрасное новое здание, и появились наконец планы ставить и взрослые спектакли. Это очень хорошо. Я надеюсь, что у меня напишется детектив - в конце концов, должен же я “оправдать” мою фамилию...

Елена Сунгатова

Персоналии: 

Комментарии

Молодец!