Карл Брюллов. Открытие Культурно-выставочного центра Русского музея

19 марта 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан был открыт первый в России Культурно-выставочный центр Русского музея.

Фото №878776. Гусев В.А., Сибагатуллин А.М., ... Боровский А.Д.Фото №878776. Гусев В.А., Сибагатуллин А.М., ... Боровский А.Д.
Фото №878782. Владимир Гусев, Василь Шайхразиев, Айрат СибагатуллинФото №878782. Владимир Гусев, Василь Шайхразиев, Айрат Сибагатуллин

Сотрудничество двух художественных музеев России: Русского музея (Санкт-Петербург) и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан носит системный характер. Эта история началась в 2008 году с открытия в Казани выставки «Архип Куинджи» из собрания Русского музея. Тогда же в ГМИИ РТ начал работу Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». В 2012 году посетители Русского музея ознакомились с выставкой произведений Николая Ивановича Фешина из собрания ГМИИ РТ. В декабре 2014 года между музеями было подписано соглашение о сотрудничестве по проекту «Культурно-выставочный центр Русского музея». После чего были организованы три выставки из собрания Русского музея: «Николай Рерих. 1874-1947», «Зинаида Серебрякова» и «Приглашение к обеду».

Фото №878678. Гусев Владимир АлександровичФото №878678. Гусев Владимир Александровичдиректор Русского музея (Санкт-Петербург)

Сегодня, с открытия выставки произведений живописи и рисунка Карла Брюллова начинает работу второй в мире и первый в России Культурно-выставочный центр Русского музея. Первым был культурно-выставочный центр в городе Малага (Испания).

Открытие казанского центра приурочено к годовщине создания Русского музея (19 марта 1898 г.).

Фото №878758. На выставке К.П.БрюлловаФото №878758. На выставке К.П.Брюллова

В церемонии открытия приняли участие: Шайхразиев Василь, заместитель Премьер-министра РТ; Сибагатуллин Айрат, министр культуры РТ; Гусев Владимир, директор Русского музея; Боровский Александр, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея; Нургалеева Розалия, директор ГМИИ РТ и др.

Фото №878752. На выставке К.П.БрюлловаФото №878752. На выставке К.П.Брюллова
Фото №878842. Д.АхметоваФото №878842. Д.Ахметова
Фото №878860. Art16.ru Photo archiveФото №878860. Art16.ru Photo archive

На выставке «Карл Брюллов» представлено 50 работ художника из которых 20 - произведения живописи, 30 - рисунки, выполненные графитным карандашом, акварель и сепия.

Некоторые из работ Великого Карла экспонируются впервые (живопись небольшого формата и рисунки).

Великим, Карла Брюллова начали называть еще при жизни. По силе художественного таланта современники ставили его в один ряд с Рембрандтом, Рубенсом, Ван Дейком. Способностями к изобразительному творчеству в семье Брюлло были наделены все. Карл 12 лет обучался в Академии художеств в Петербурге. После окончания академии Карл Брюлло сменил фамилию на Брюллов.

Вместе с братом Александром в 1822 году Карл предпринял поездку в Европу на деньги Общества поощрения художников. Посетив Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую, Болонью, в мае 1823 года братья Брюлловы прибыли в Рим.

На выставке в ГМИИ РТ широко представлены работы итальянского периода творчества К.Брюллова (1822-1835). Здесь можно увидеть одну из его ранних работ «Руины в парке» (1820-е гг.), написанную в романтическом стиле. Восхищает её легкость и воздушность.

Фото №878692. Руины в парке. 1820-е. Брюллов К.Фото №878692. Руины в парке. 1820-е. Брюллов К.картон, масло

К. П. Брюллов, вдохновленный природой Италии, начинает работать по-иному, отдавая предпочтение жанровой живописи, хотя продолжает создавать картины с исторической и религиозной тематикой.

Фото №878722. Итальянка из Фраскати. 1828-1829. Брюллов К.П.Фото №878722. Итальянка из Фраскати. 1828-1829. Брюллов К.П.бумага коричневая, акварель, белила
Фото №878734. Венера — утренняя заря. Эскиз композиции. 1835(?). Брюллов К.П.Фото №878734. Венера — утренняя заря. Эскиз композиции. 1835(?). Брюллов К.П.бумага серая, графитный карандаш
Фото №878770. На исповеди. 1827-1830. Брюллов К.П.Фото №878770. На исповеди. 1827-1830. Брюллов К.П.бумага, акварель, графитный карандаш, местами лак
Фото №878788. Монахиня-капуцинка в храме. 1828-1829. Брюллов К.П.Фото №878788. Монахиня-капуцинка в храме. 1828-1829. Брюллов К.П.бумага коричневая, акварель, белила

Первой удачной жанровой картиной стала работа «Итальянское утро» (1823 г.), за которую император Николай I пожаловал художнику бриллиантовый перстень и заказал ему парную картину. Картина «Итальянский полдень» (1827 г.), ставшая парной к «Итальянскому утру», была раскритикована ОПХ (Обществом поощрения художников), и не понравилась императору. На ней изображена молодая простолюдинка, пышных форм, снимающая виноград. В экспозиции нет этих двух работ, зато можно увидеть другую, похожую по жанру - «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827).

Фото №878698. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827. Брюллов К.П.Фото №878698. Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827. Брюллов К.П.холст, масло

В 1929 году Карл Брюллов порывает с ОПХ и остается без финансовой поддержки. Но к этому времени у художника уже есть свои заказчики. Он пишет парадные и интимные портреты знаменитостей. За годы пребывания в Италии Великий Карл создал около 120 портретов в разных техниках (масло, сепия, рисунок, акварель).

Фото №878710. Портрет графа А.К.Ферзена.1829/Портрет графини О.П.Ферзен на ослике.1835/Портрет Великой княжны Марии Николаевны. ок.1837Фото №878710. Портрет графа А.К.Ферзена.1829/Портрет графини О.П.Ферзен на ослике.1835/Портрет Великой княжны Марии Николаевны. ок.1837
Фото №878716. Портрет Ф.А.Бруни. 1827-1828. Брюллов К.П.Фото №878716. Портрет Ф.А.Бруни. 1827-1828. Брюллов К.П.бумага, итальянский карандаш
Фото №878704. Портрет архитектора К.А.Тона. 1828. Брюллов К.П.Фото №878704. Портрет архитектора К.А.Тона. 1828. Брюллов К.П.холст, масло
Фото №878794. Портрет Елены Ивановны Тон, жены архитектора К.А.Тона. 2. пол. 1830-х. Брюллов К.П.Фото №878794. Портрет Елены Ивановны Тон, жены архитектора К.А.Тона. 2. пол. 1830-х. Брюллов К.П.холст, масло

Главной работой итальянского периода стала картина «Последний день Помпеи». Первые эскизы и наброски Карл Брюллов сделал ещё в 1827 год, посетив руины Помпей и Геркуланума. К осуществлению грандиозного замысла на холсте площадью более 30 кв.м. (размер: 465×651 см.) приступает лишь в 1830 году. И три долгих года неустанно работает над своим шедевром.

На выставке представлен один из эскизов мастера к картине «Последний день Помпеи» (1828). Композиция уже определена, но лица еще не прописаны.

Фото №878867. Последний день Помпеи. 1828. Брюллов К.П.Фото №878867. Последний день Помпеи. 1828. Брюллов К.П.

В 1833 году картина выставляется на суд публики и имеет ошеломляющий успех, Парижская академия искусств присуждает Брюллову золотую медаль, А. С. Пушкин посвящает ей стихотворение, Н. В. Гоголь пишет статью. Император предписывает мастеру возвратиться на Родину.

Перед отбытием в родные пенаты, Карл Брюллов принимает приглашение от Л. В. Давыдова к участию в экспедиции по Греции, Малой Азии и Ионическим островам. Четыре месяца пребывания Брюллова в экспедиции оставило большой след в его творчестве. Будучи ограниченным во времени и не имея возможности писать маслом, Карл Брюллов делает множество зарисовок. Возвратившись на родину, художник не оставляет восточные темы.

Фото №878854. У окна. 1840-1845. Брюллов К.П.Фото №878854. У окна. 1840-1845. Брюллов К.П.бумага, сепия, графитный карандаш
Фото №878728. По повелению Аллаха раз в год меняется рубаха. 1845. Брюллов К.П.Фото №878728. По повелению Аллаха раз в год меняется рубаха. 1845. Брюллов К.П.бумага, сепия, графитный карандаш

25 декабря 1835 Карл Брюллов возвращается в Москву. В мае 1836 года переезжает в Петербург. И там, вплоть до своей болезни (1849) живет и работает.

Фото №878800. Феб на колеснице. Ок.1846(?). Брюллов К.П.Фото №878800. Феб на колеснице. Ок.1846(?). Брюллов К.П.холст, масло
Фото №878764. А.О.Корицкий в костюме подпоручика. Шарж. 1847-1849. Брюллов К.П.Фото №878764. А.О.Корицкий в костюме подпоручика. Шарж. 1847-1849. Брюллов К.П.Бумага, итальянский карандаш
Фото №878740. И.П.Витали, лепящий бюст К.П.Брюллова. Шарж. 1836. Брюллов К.П.Фото №878740. И.П.Витали, лепящий бюст К.П.Брюллова. Шарж. 1836. Брюллов К.П.бумага, графитный карандаш
Фото №878746. Апостол Иоанн. Эскиз для росписи большого купола Исаакиевского собора. 1843-1846. Брюллов К.П.Фото №878746. Апостол Иоанн. Эскиз для росписи большого купола Исаакиевского собора. 1843-1846. Брюллов К.П.бумага коричневая, уголь, мел

Пишет портреты своих соотечественников. Работает над государственным заказом - «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году».

В экспозиции есть эскиз к так и неоконченной работе. Для Брюллова «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» превратилась в «Досаду от Пскова», сказались: нажим, указания, ложный посыл, привязка к истории, изложенной Карамзиным.

Фото №878836. Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1836(7?). Брюллов К.П.Фото №878836. Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1836(7?). Брюллов К.П.

С 1843 по 1847 г. Карл Павлович принимает участие в росписи Исаакиевского собора. Работает над эскизами росписи плафона большого купола. Создает картины на тему «Страсти Христовы», пишет апостолов, евангелистов. В 1848 году заканчивает работу над эскизами и принимается за живопись. Но здоровье дает сбой (осложнения на сердце и обострившийся ревматизм). Написав почти все основные фигуры плафона, он оставляет работу, завершает за него роспись П. В. Басин, который дописывает фон и воссоздает несколько картин для оформления центрального пространства храма по картонам Карла Брюллова.

В 1849 К.Брюллов уезжает на лечение в Италию, где в 1852 году умирает.

Фото №878806. Иоанн Богослов. 1843-1847. Брюллов К.П.Фото №878806. Иоанн Богослов. 1843-1847. Брюллов К.П.
Фото №878812. Голова старика. 1843-1847. Брюллов К.П.Фото №878812. Голова старика. 1843-1847. Брюллов К.П.
Фото №878818. Христос Воскресший. 2.пол. 1840-х. Брюллов К.П.Фото №878818. Христос Воскресший. 2.пол. 1840-х. Брюллов К.П.
Фото №878830. Богоматерь во славе в окружении святых. 1843-1847. Брюллов К.П.Фото №878830. Богоматерь во славе в окружении святых. 1843-1847. Брюллов К.П.

Открытие Культурно-выставочного центра Русского музея в Казани

Персоналии: