ГМИИ РТ: «Татарское декоративно-прикладное искусство Республики Татарстан»

14 декабря 2013 года в ГМИИ РТ состоялась презентация выставки «Татарское декоративно-прикладное искусство Республики Татарстан».

Татарское декоративно-прикладное искусство представляет собой яркую и многоцветную палитру древнего искусства, истоки которого уходят своими корнями во времена государства Волжской Булгарии, периода Золотой Орды и эпохи Казанского ханства.

Фото №211966. Коллекция Татарского ДПИФото №211966. Коллекция Татарского ДПИ

Татарское народное искусство, как и творчество любого народа, имеет единую природу и развивает в своем арсенале устойчивые орнаментальные комплексы и мотивы, вырабатывает свой стань и ритмику. В татарском народном искусстве различают несколько видов орнамента — цветочно-растительный, зооморфный, геометрический, имеющие великое множество трансформаций и стилизаций. Искусство Волжской Булгарии, Казанского ханства развивалось в русле исламского искусства, поэтому доминирующим мотивом становится цветочно-растительный. Во всем многообразии и красоте этот орнамент проявил себя во многих видах татарского искусства — кожаной мозаике, вышивке, керамике, резьбе по камню и дереву, каллиграфии, ювелирном искусстве. Зооморфные мотивы были широко распространены в изделиях булгарских мастеров языческого и домонгольского времени, особенно в мелкой пластике, в металле и кости. Стилизованный, скрытый зооморфный орнамент просматривается также в произведениях ткачества И кожаной мозаики. Геометрический орнамент менее характерен татарскому искусству и связан, прежде всего, с техникой ткачества, а также формой ювелирных украшений, орнамент которых перекликается с астральными мотивами.

Фото №211978. Art16.ru Photo archiveФото №211978. Art16.ru Photo archive

Глубоко самобытным и традиционным видом искусства казанских татар является ювелирное искусство. Наибольшего расцвета оно достигает в XVIII веке. Продукция ювелиров была очень разнообразна и связывалась, в основном, с различными украшениями женской одежды. Широкое распространение Получают накосники (чулпы), воротниковые застежки (яка чылбыры), перевязи (хаситэ), серьги, браслеты. Конструктивной основой было составление композиций украшений из блях и монет. Материалом для ювелирных изделий служили серебро, реже с золочением, драгоценные и полудрагоценные камни, цветное стекло. Татарские ремесленники владели различными приемами и средствами орнаментации ювелирных украшений: литьем, гравировкой, сканью, зернью, чернением, инкрустацией самоцветами, штамповкой. Уникальной для татарского прикладного искусства является техника бугорчатой (рельефной) скани, в которой орнаментальные веточки заполнения возвышаются объемно в виде низкого или высокого конуса из плотных завитков. Предметы ювелирного искусства являются высокой ступенью развития декоративно-прикладного искусства татар.

Фото №212583. Art16.ru Photo archiveФото №212583. Art16.ru Photo archive

Кожаная мозаика — уникальный вид прикладного искусства татар, имеющее древние традиции, идущие с булгарских времен. Замечательными, в своем роде уникальными образцами ее стали многоцветные узорные ичиги. Узорчатая обувь казанских татар и их предков — булгар близка к сапожкам, найденным при раскопках Пазырыкских курганов V  в. до н. э. на Алтае. Такая узорчатая обувь в XVI — XVII веках составляла часть парадной одежды не только татарской, но и русской знати. Ичижное дело у казанских татар было распространено очень широко, имело характер домашнего ремесла, а начиная с XIX века приобретает форму промысла и развивается в рамках мануфактурного производства. Кожаная обувь изготовлялась из мозаичного сшивания разноцветных кож, в результате чего появлялась необыкновенно красочная и богато орнаментированная композиция. Кусочки кожи сшивались встык из цветных шелковых и в отдельных случаях золотых или серебряных нитей. Подобные швы не зафиксированы в искусстве других народов.

Фото №211984. Ваза керамическая 1920-е. Село ПестрецыФото №211984. Ваза керамическая 1920-е. Село Пестрецы

Одним из традиционных видов татарского народного творчества является вышивка, которая отличается большим разнообразием применяемых мотивов и цветовых сочетаний. Из предметов быта и убранства дома вышивкой украшались концы полотенец, подзоры простыни и занавеси, молитвенные коврики (намазлыки), платки, скатерти, покрывала для книги. Украшались вышитыми узорами женские нагрудники, передники, головные уборы — женские калфаки и мужские тюбетейки. В золотошвейных изделиях применялась металлическая золотая и серебряная нить, канитель, позумент. Татарские вышивальщицы добивались особого эффекта, когда вышивка не просто ложилась на ткань, а создавала рельефную поверхность. Они подкладывали под нити кусочки бумаги или кожи, и узор выступал рельефно на поверхности. Наиболее распространенной техникой вышивки был тамбурный шов, представляющий собой ряд одинаковых по величине стежков, похожих на звенья цепи. В тамбуре и вышивке золотом применяются почти одни и те же растительно-цветочные мотивы — тюльпана, лотоса, виноградной лозы, мака, сюжетные мотивы «древа жизни», «золотого пера», цветочного букета.
Ткачество в прикладном искусстве татар занимало большое место. Существовало несколько видов ткачества, изготовление и орнаментация которых зависела от техники тканья: закладное, браное, выборное ткачество. Орнаментация тканых предметов имеет обычно характер геометрический, однако встречаются и геометризованные, и стилизованные цветочные и зооморфные мотивы.

  ::Открытие выставки Мариуса Бауэра

На рубеже Х1Х-ХХ веков в городах Среднего Поволжья и Приуралья в народном искусстве татар-мусульман особую популярность приобретают картины религиозного содержания в виде композиций, выполненных на основе арабской каллиграфии. Эта священные изречения, написанные масляными красками на оборотной стороне стекла и подсвеченные фольгой, были известны татарам под термином «шамаиль». В текстах татарских шамаилей, как правило, использовались определенные коранические суры и религиозные высказывания. Шамаили создавались как народными умельцами, так и профессиональными каллиграфами.

Фото №177999. Art16.ru Photo archiveФото №177999. Art16.ru Photo archive

На выставке представлены ювелирные изделия известного казанского мастера, лауреата Первого Всероссийского конкурса авторского ювелирного искусства Равката Мухаметшина (1963). В своих произведениях художник возрождает традиции булгарского ювелирного искусства. В таких работах, как «булгарские уточки», ожерелье из желудевидных подвесок, плетеные гривна и браслет, показан высочайший уровень мастерства булгарского ювелирного искусства домонгльского периода, в котором техника гранулирования (зерни) достигла высочайшего расцвета и являлась своеобразным этнокультурным феноменом эпохи.

Фото №178005. Art16.ru Photo archiveФото №178005. Art16.ru Photo archive
Фото №178011. Art16.ru Photo archiveФото №178011. Art16.ru Photo archive

Также интересны реплики, относящиеся к ювелирному искусству XIX — качала XX вв» Особого внимания заслуживает сложное и многодельное украшение, характерное только для казанских татар и не имеющее аналогов у других народов под названием «яка чылбыры» (воротниковая цепь). В данном украшении около шестисот вставок из полудрагоценных камней.

Фото №177975. Art16.ru Photo archiveФото №177975. Art16.ru Photo archive
Фото №177993. Art16.ru Photo archiveФото №177993. Art16.ru Photo archive

 Прокопьева Вера Андреевна