«Красные ворота» в Казани

23 ноября 2012 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась Вторая межрегиональная академическая выставка «Красные ворота».

Первая академическая передвижная художественная выставка «Красные ворота» была организована в 2001–2002 годах при поддержке Правительства Саратовской области и активном участии Российской академии художеств и Поволжского отделения Российской академии художеств. Маршрут межрегиональной выставки включал несколько волжских городов: Саратов, Самара, Казань, Чебоксары, Нижний Новгород. Завершением акции стали залы Российской академии художеств в Москве. Экспозиция выставки включала работы всех участников масштабного проекта во главе с президентом Российской академии художеств, народным художником России З. К. Церетели.

Фото №118500. Натюрморт с курительной трубкой. 2007. Выборнов В.А., КазаньФото №118500. Натюрморт с курительной трубкой. 2007. Выборнов В.А., Казаньхолст, масло

И вот спустя десять лет проект возобновлен. В качестве организаторов II межрегиональной академической выставки «Красные ворота» выступили: Министерство культуры Российской Федерации, Российская академия художеств, Поволжское отделение Российской академии художеств, Правительство Саратовской области, министерство культуры Саратовской области, Правительство Самарской области, мэрия г.о. Тольятти, Волжская картинная галерея «Собрание актуального реализма», Правительство Республики Татарстан, министерство культуры Республики Татарстан, Государственный музей изобразительных искусств РТ

Фото №118524. Бабочки-капустницы. 2011. Шадрин А.Ю. КазаньФото №118524. Бабочки-капустницы. 2011. Шадрин А.Ю. Казаньхолст, масло

Руководитель проекта — К. В. Худяков, председатель Поволжского отделения Российской акаде­мии художеств, действительный член и член президиума РАХ, президент TCX России, заслуженный художник России.

Девиз: «Традиция как путь к современности»

Выставка «Красные ворота» 2012 года приурочена к 255-летию учреждения Российской академии художеств.

Маршрут: от Саратова к Москве

Саратов (17—28 октября), Самара, Тольятти (9—18 ноября), Пенза, Пермь, Ульяновск, Уфа, Казань (23 ноября — 4 декабря), Саранск, Чебоксары, Ижевск, Киров, Нижний Новгород, Москва (12—23 декабря).

Маршрут выставки от устья Волги к ее истокам (против течения) дал название Поволжскому межрегиональному конкурсу в области современного академического искусства «Против течения». Конкурс организован для того чтобы выявить наиболее талантливых художников Поволжья и поддержать их материально, создать, таким образом, им благоприятные условия для творчества. Денежный эквивалент премии: I премия — 150 тыс. руб., II премия — 100 тыс. р., III премия — 50 тыс. руб.

В отборочную комиссию выставки поступило 2136 картин 267 художников. В результате работы кураторской группы отборочной комиссии, утвержденной Президентом Российской академии художеств З. К. Церетели, в этот проект было отобрано более 400 работ 200 художников.

Из 14 регионов Приволжского федерального круга приняли участие 12 регионов. Отказались от участия в выставке художники Оренбургской области и Республики Марий Эл.

Свои работы представили:

Саратовская область (32 художника), Республика Татарстан (31), Кировская область (24), Республика Мордовия (23), Ульяновская область (23), Республика Удмуртия (19), Самарская область (18), Республика Башкортостан (7), Пензенская область (5), Пермская область (2), Чувашская Республика и Нижегородская область (по одному художнику).
Москва представлена работами именитых академиков — руководителей творческих мастерских, художников-педагогов (42 художника).

Конкурсный отбор проходил два этапа. Экспертный совет отобрал на своё усмотрение необ­ходимое количество номинантов в каждой из 4 премий и направил предложения (всего 20 номинантов) в жюри конкурса, которое определило 12 лауреатов премии. Пре­тендентами на получение премии стали художники, рекомендованные экспертным советом и жюри по результатам участия в конкурсе современного академического искусства.

Премии конкурса «Против течения» вручаются в регионах Приволжского федерального округа в соответствии с Положением о конкурсе: в Саратове — Премия имени К. С. Петрова-Водкина «За инновации в академическом искусстве»; в Тольятти — Премия имени И. Е. Репина «За актуальность в академическом искусстве»; в Казани — Премия имени Н. И. Фешина «За пластические достоинства в академическом искусстве». В Москве вручается Премия имен П. П. Чистякова «Лучшему художнику-педагогу».

Фото №118548. Ендурайская сваха. 2011. Акимов В.Я., КазаньФото №118548. Ендурайская сваха. 2011. Акимов В.Я., Казаньхолст, масло

Премия им. К. С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА
«За инновации в академическом искусстве» (Саратов, 17 октября)
Диплом I степени и денежная премия в размере 150 тыс. руб.
Диплом II степени и денежная премия в размере 100 тыс. руб.

Русский живописец, график, теоретик искусства, писатель и педагог Кузьма Сергеевич Петров- Водкин (1878–1939) родился в городе Хвалынске Саратовской губернии. Подростком под впечатле­нием от работы местных иконописцев начал самостоятельно писать иконы и пейзажи. Годы учениче­ства в классах живописи и рисования у Федора Бурова в Самаре и у Валентина Серова в Московском училище живописи, ваяния и зодчества отшлифовали его талант. Петров-Водкин создавал иннова­ционную реалистическую живопись по канонам древнерусской выразительности. С его именем свя­зано обновление языка живописи и открытие мощного потенциала преобразования, заложенного в традиции. Он также реорганизовал систему художественного образования, преподавал во многих художественных учебных заведениях.

Фото №118620. БП-5. 2012. Гриднев С.М., СамараФото №118620. БП-5. 2012. Гриднев С.М., Самарахолст, масло

Премия имени И. Е. РЕПИНА
«За актуальность в академическом искусстве» (Тольятти, 9 ноября)

Диплом I степени и денежная премия в размере 150 тысяч рублей
С именем Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) связаны критика Товарищества передвижных худо­жественных выставок, членом которого он был с 1874 года, а также работа «Бурлаки на Волге» — труд нескольких лет, начатый во время путешествия по Волге. Актуальность этой картины расколола об­щественное мнение. В своем «Дневнике писателя» Фёдор Достоевский писал о ней как о подлинном торжестве правды в искусстве.

Фото №118626. Без названия. 2010. Подшивалов А.Г., МоскваФото №118626. Без названия. 2010. Подшивалов А.Г., Москвахолст, масло

Премия им. Н. И. ФЕШИНА
«За пластические достоинства в академическом искусстве»
(Казань, 23 ноября)

Диплом I степени и денежная премия в размере 150 тысяч рублей Диплом II степени и денежная премия в размере 100 тысяч рублей Диплом III степени и денежная премия в размере 50 тысяч рублей

Ученик великого Репина Николай Иванович Фешин (1881–1976) как художник сформировался в на­чале XX столетия, когда ломались устоявшиеся традиции, законы и нормы искусства. Фешин в своем творчестве соединил век девятнадцатый с двадцатым. В академическое и реалистическое искусство художник привнес достижения других стилевых направлений и благодаря яркой эмоциональности творческого темперамента добился их органичного сплава. До того как навсегда покинуть Россию в 1923 году, художник преподавал в Казанской художественной школе.

Фото №118656. В ресторане. Русанов В.Н., МоскваФото №118656. В ресторане. Русанов В.Н., Москвахолст, масло

Премия имени П. П. ЧИСТЯКОВА
«Лучшему художнику-педагогу», участнику выставки
(Москва, 12 декабря)

Диплом I степени и денежная премия в размере 150 тысяч рублей
Диплом II степени и денежная премия в размере 100 тысяч рублей
Диплом III степени и денежная премия в размере 50 тысяч рублей

История отечественного искусства — это история художников, многие из которых были ученика­ми Павла Петровича Чистякова (1832–1919): Репин, Суриков, Серов, Поленов, Врубель, Васнецов, Борисов-Мусатов. Многолетняя работа Чистякова в Академии художеств в значительной мере опре­делила судьбы реалистической школы живописи в России. Его роль еще до конца не оценена и не осмыслена.

Фото №118710. Депо. 2010. Калеткин М.В., ПермьФото №118710. Депо. 2010. Калеткин М.В., Пермьхолст, масло

Четыре именных премии восстанавливают традицию художественной преемственности, питавшую русское искусство XIX и XX веков. Так, оба учителя Петрова-Водкина — Федор Буров в Са­маре и Валентин Серов в Москве — воспитанники выдающегося художника-педагога Павла Чистя­кова. Учеником Чистякова был Илья Репин, воспитавший художников Николая Фешина и Валентина Серова.
Премии направлены на поддержку и развитие искусства, связанного с традициями академизма и реализма, повышение их значимости и усиления влияния.

24 ноября в НХГ «Хазинэ» пошел круглый стол по вопросам развития современного академического искусства с участием: академика К. В. Худякова, А. А. Золотова, Е. В. Ромашко, И. В. Колесникова, директора ГМИИ РТ Нургалеевой Р. М. Вела круглы стол И. П. Сосонвская, редактор журналов «Диалог культур» и «Academia».

Фото №118469. Участники выставки ''Красные ворота''Фото №118469. Участники выставки ''Красные ворота''

Выставка пробудет в Казани до 4 декабря 2012 года. Затем экспозиция переместится в Москву (12—23 декабря).