Джузеппе Верди: «Травиата»

Фото №92865. Действие второе, сцена вторая. Флора заботится о развлечении своих гостейФото №92865. Действие второе, сцена вторая. Флора заботится о развлечении своих гостей

8-9 февраля 2012 года в ТАГТОиБ им. М.Джалиля в рамках XXX Международного оперного фестиваля им. Ф.И.Шаляпина состоялся показ двух опер из трилогии Джузеппе Верди: “Риголетто”, “Трубадур”, “Травиата”. Почему три оперы объединены в трилогию? Ну это скорее условность. 

Фото №92836. Действие первое. Вечерний прием в гостиной дома Виолетты Валери.Фото №92836. Действие первое. Вечерний прием в гостиной дома Виолетты Валери.

Джузеппе Верди в период создания этих опер находился в творческом поиске: опера “Риголетто”написана по сюжету пьесы Виктора Гюго “Король забавляется”, некогда запрещенной цензурой, считавшей, что сюжет подрывает авторитет королевского двора. Формулировка была такова: «оскорбительная для нравственности»; Сюжет “Трубадура” все та же цензура могла посчитать крамольным; А название оперы “Травиата” в переводе с итальянского языка означает "падшая", "заблудшая". Публика, воспитанная на операх, в которых преобладали исторические, библейские, мифологические сюжеты, могла не принять, то, что им готовил Верди.

Фото №92841. Действие первое. Поздняя ночь. Гости расходятся, и Виолетта остается однаФото №92841. Действие первое. Поздняя ночь. Гости расходятся, и Виолетта остается одна

И все же Джузеппе Верди идет на риск. Мене чем за два года, практически, на одном дыхании написаны три великолепные оперы, близкие по характеру музыки. “Риголетто” Дж. Верди написал за 40 дней. Её премьера состоялась 11 марта 1851 года в венецианском театре «Ла Фениче». Спектакль имел огромный успех. Расходясь из театра, публика напевала или насвистывала песенку герцога. Оперу “Риголетто” Джузеппе Верди считал лучшей оперой собственного сочинения.

Фото №92845. Действие второе, сцена первая. Маленький домик в окрестностях ПарижаФото №92845. Действие второе, сцена первая. Маленький домик в окрестностях Парижа
Фото №92849. Действие второе, сцена первая. Жорж Жеомон, отец Альфреда требует разрыва отношений Виолетты с его сыномФото №92849. Действие второе, сцена первая. Жорж Жеомон, отец Альфреда требует разрыва отношений Виолетты с его сыном

После премьеры «Риголетто» Верди почти сразу берется за работу над сценарием следующей оперы — «Трубадур». Но так быстро и легко, как с “Риголетто” не получилось по ряду причин, одна из которых неприятности с цензурой, связанные с постановкой «Риголетто» в Риме. 14 декабря 1852 года композитор пишет в Рим, где намечается премьера: «.... «Трубадур»закончен вполне: все ноты на месте, и я доволен. Хватит, чтобы и римляне были довольны!». Премьера состоялась 19 января 1853 года в римском театре «Аполло».

Фото №92853. Действие второе, сцена первая. Домик в окрестностях ПарижаФото №92853. Действие второе, сцена первая. Домик в окрестностях ПарижаЖорж Жермон - Виктор Черноморцев; Виолетта Валери - Алла Родина; \"Травиата\" опера Джузеппе Верди в з-х действиях; XXX Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 9 февраля 2012.

6 марта 1853 года в венецианском театре «Ла Фениче» была поставлена новая опера Верди — «Травиата». Вот уж где проявил себя Джузеппе Верди, как новатор. На суд зрителей он представил психологическую драму. И театралы не сразу приняли “Травиату”. «Десять лет назад я бы еще не решился написать "Риголетто". Я нахожу, что наша опера страдает от слишком большого однообразия, поэтому я теперь уклонился бы от того, чтобы писать оперу на сюжеты, подобные "Набукко", "Двум Фоскари" и т. д. В них имеются очень интересные сценические ситуации, но нет контрастов. В них натянута как бы одна струна — возвышенная, если хотите, но все время одна и та же» — пишет Джузеппе Верди в письме, к либреттисту Сомма через полтора месяца после премьеры "Травиаты". Однообразие претит композитору, он хочет показать жизнь во всем ее многообразии, отбросить пафосность в изображении героев, броскую театральность в жестах и поведении актеров на сцене. Оперный реализм, наверное, так можно обозначить течение в оперном искусстве, в авангарде которого встал Дж. Верди.

Фото №92857. Действие второе, сцена первая. Домик в окрестностях ПарижаФото №92857. Действие второе, сцена первая. Домик в окрестностях ПарижаЖорж Жермон - Виктор Черноморцев; Виолетта Валери - Алла Родина; \"Травиата\" опера Джузеппе Верди в з-х действиях; XXX Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 9 февраля 2012.

Итак, “Риголетто” и “Травиата” — два вечера подряд на оперной сцене в Казани. Если “Риголетто”, по мнению самого композитора, лучшая написанная им опера, то что представляет собой “Травиата”? Кто ее героиня? Откуда взят сюжет оперы? Кто они прототипы главных героев?

Фото №92861. Действие второе, сцена вторая. Бал-прием у подруги Виолетты, Флоры БервуаФото №92861. Действие второе, сцена вторая. Бал-прием у подруги Виолетты, Флоры БервуаФлора Бервуа - Зоя Церерина; \"Травиата\" опера Джузеппе Верди в з-х действиях; XXX Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 9 февраля 2012.

Предыстория

Травиата(La traviata) - опера Дж. Верди в 3 действиях (4 картинах), либретто Ф. М. Пьяве по роману А. Дюма-сына "Дама с камелиями". Премьера: Венеция, театр "Ла Фениче", 6 марта 1853 г. «Травиата» — самое задушевное и поэтическое произведение Верди. В нем с необычайной силой показана трагедия женщины, павшей жертвой общественных предрассудков. Виолетта Валери — красавица, умница, образованная женщина, живущая на содержании у очень богатого парижанина Барона Дюфаля напоминает Маргерит Готье — героиню А. Дюма-сына в "Даме с камелиями". Действительно, сюжет к опере “Травиата” Джузеппе Верди позаимствовал у Александра Дюма-сына. Тот в 1848 году издал книгу “Дама с камелиями”, а затем на основе романа в 1852 году поставил одноименную пьесу, которую в Париже увидел Верди. Александр Дюма, познакомившись с «Травиатой» Джузеппе Верди, отметил: «Через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей «Даме с камелиями», но Верди обессмертил ее». И правда, образ Маргерит Готье А.Дюма бледнеет на фоне жизненного, яркого образа Виолетты Валери, созданного Дж. Верди.

Фото №92869. Действие второе, сцена вторая. Появляется Виолетта в сопровождении барона ДюфаляФото №92869. Действие второе, сцена вторая. Появляется Виолетта в сопровождении барона ДюфаляВиолетта Валери - Алла Родина; Барон Дюфаль - Владимир Васильев; \"Травиата\" опера Джузеппе Верди в з-х действиях; XXX Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 9 февраля 2012.

В основе романа Александра Дюма-сына лежат реальные события. Прототипом Маргерит Готье была знаменитая куртизанка, Альфонзина Плесси, которую под именем Мария Дюплесси, знал и любил весь Париж. Она умерла 2 февраля 1846 года, через девятнадцать дней после своего двадцать второго дня рождения. Среди большого числа ее любовников в последний год ее жизни были Ференц Лист и Александр Дюма-сын. Красота, незаурядный ум красавицы пленили тогда еще начинающего литератора. Завязался роман. Но по настоянию его отца, Александра Дюма старшего, Дюма-сын, отправляется в путешествие, разорвав отношения с М.Дюплесси. Вернувшись в Париж, он не застал Марии Дюплесси в живых (та в 1847 году умерла от чахотки). В появившемся романе “Дама с камелиями” современники Дюма в М. Готье узнали Марию Дюплесси, а в Армане Дювале — самого автора романа. Смерть соединила А.Дюма-сына и М. Дюплесси. Их могилы находятся рядом на кладбище Монмартра, прямо у церкви Святого Сердца и являются местом паломничества влюблённых, окруживших их таким же поклонением, как Ромео и Джульетту.

Фото №92873. Зрительный зал ТАГТОиб им. М.Джалиля во время антрактаФото №92873. Зрительный зал ТАГТОиб им. М.Джалиля во время антракта

«Сюжет современный. Другой не взялся бы, может быть, за этот сюжет из-за приличий, из-за эпохи и из-за тысячи других глупых предрассудков... Я же занимаюсь им с величайшим удовольствием» — пишет 1 января 1853 года Дж. Верди Чезаре де Санктису. «Травиата» была поставлена 6 марта 1853 года в Венеции и потерпела скандальный провал. Джузеппе Верди писал одному из друзей: «"Травиата" вчера вечером провалилась. Вина моя или певцов?.. Время рассудит». Причины провала, разумеется, существовали: во-первых, театралы, не были готовы к восприятию актеров в современных одеждах; во-вторых, умирающая от чахотки Виолетта Валери, в исполнении грузной оперной дивы Ф. Дальвини-Донателли, была крайне неубедительна и в-третьих: неудачен был исполнитель партии Альфреда.

Фото №92877. Действие третье. Болезнь подтачивает здоровье Виолетты, ария Виолетты «Простите вы навеки, о счастье мечтанья»Фото №92877. Действие третье. Болезнь подтачивает здоровье Виолетты, ария Виолетты «Простите вы навеки, о счастье мечтанья»Виолетта Валери - Алла Родина; \"Травиата\" опера Джузеппе Верди в з-х действиях; XXX Международный оперный фестиваль им. Ф.И.Шаляпина, 9 февраля 2012.

Опера Джузеппе Верди «Травиата»

Видео: 

Опера Джузеппе Верди «Травиата»