«Ускользающая красота»

Фото №72616. Татьяна Ивановна и Александр Александрович КозловскиеФото №72616. Татьяна Ивановна и Александр Александрович КозловскиеВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; коллекционеры, владельцы представленной в зале музея коллекции

4 марта 2011 года экспозицию выставки «Ускользающая красота» посетил Депутат Государственной думы РФ, заместитель председателя Комитета Госдумы по международным делам Александр Козловский, представивший для выставки свою обширную коллекцию.

Собирательство, коллекционирование предметов искусства началось в семье Козловских давно, в 1967 году. Первым предметом, положившим начало семейной коллекции, стала тарелка с изображением пейзажа (XIX в., Париж), изготовленная из фарфора, украшенная надглазурной росписью и золочением.

Фото №72621. Тарелка с изображением пейзажа. XIX . ПарижФото №72621. Тарелка с изображением пейзажа. XIX . ПарижВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; фарфор, надглазурная роспись, золочение

В дом ее принесла жена Александра Александровича — Татьяна Ивановна. Когда Александр узнал цену тарелки, то в голове тотчас же возникла мысль: «Что сказать маме? При зарплате в 170 рублей отдать за тарелку 200! Поймет ли это мама, пережившая блокаду?». И тем не менее начало будущей коллекции было положено.

Сейчас в семье Козловских — уникальная коллекция всевозможных предметов изящного искусства, которых хватит еще не на одну выставку. Казанцы ознакомились лишь с малой частью их собрания.

В декабре 2010 года в выставочном зале Государственного музея изобразительных искусств прошла выставка «Неизвестная Франция. Фаянс Галле и школа Нанси». В экспозиции было представлено 82 произведения.

Работы из фаянса, созданные выдающимся французским мастером конца XIX века, Эмилем Галле выставлялись в России впервые. Также посетители увидели произведения Шарля Галле-Ренемера (отца Э. Галле), Огюста Мажореля и керамистов школы Нанси.

Фото №67114. Ваза в форме раковины с лягушкой и рыбами, 1870-е. Эмиль Галле (1846-1904) Сен КлеманФото №67114. Ваза в форме раковины с лягушкой и рыбами, 1870-е. Эмиль Галле (1846-1904) Сен Клеман

С 16 февраля 2011 года в этом же зале развернута выставка «Ускользающая красота». Экспозиция знакомит с уникальной и разнообразной по типам, видам и технике коллекцией западноевропейского, русского и восточного веерного искусства XVII – XХ веков.

Фото №72500. Фрагмент экспозиции выставки «Ускользающая красота»Фото №72500. Фрагмент экспозиции выставки «Ускользающая красота»Выставка «Ускользающая красота», Казань 2011;

В зале размещено 200 экспонатов, 80 из которых — веера из Японии и Китая, Италии и Германии, Англии и России XVII—нач. XX вв. Фарфоровые изделия частных фарфоровых предприятий Парижа XIX века (фабрика Рю Попенкур, более известная как Наст, фабрика Даготи, основанная в конце XVIII века, Пале-Рояль – живописная мастерской Дезармо, Рю де Монмартр и др.) дополняют экспозицию.

Фото №72561. Фрагмент экспозиции выставки ''Ускользающая красота''Фото №72561. Фрагмент экспозиции выставки ''Ускользающая красота''Выставка «Ускользающая красота», Казань 2011;

Именно как к дополнению к основным предметам выставки, то бишь веерам, я и отнеслась к изделиям из фарфора, осматривая коллекционные предметы. Каково же было мое удивление, когда рассказ о коллекции Александр Александрович, посетивший выставку 4 марта, начал именно с фарфоровой тарелки.

Фото №72626. Вазы парные голубые с крупным букетом. 1844. ПарижФото №72626. Вазы парные голубые с крупным букетом. 1844. ПарижВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; Золотая медаль на выставке в Париже; фарфор, надглазурная роспись, золочение

А затем плавно перешел к витрине, изобилующей фарфоровыми сервизами и вазами. Александр Александрович поведал историю о том как Татьяна Ивановна буквально за «смешные» деньги приобрела две вазы парные голубые с крупным букетом (1844). Перевернув вазу донышком вверх, Татьяна Ивановна прочла надпись: «Золотая медаль на выставке в Париже». Удача — верная попутчица в деле собирания коллекции.

Фото №72641. Чайная пара в форме лебедя. Кон. XVIII / в центре: вазочка с крышкой с 2. ручками (золоченая) Фото №72641. Чайная пара в форме лебедя. Кон. XVIII / в центре: вазочка с крышкой с 2. ручками (золоченая) Выставка «Ускользающая красота», Казань 2011; Севрская мануфактура фарфор, рельеф, золочение / Париж, фарфор, роспись золотом. Пер чет XIX

Вообще, фарфор — это излюбленная тема четы Козловских. Говорить о нем они могут долго и интересно. Фарфоровые сервизы, привезенные в Казань, — все на 12 персон. На выставке показаны лишь знаковые предметы сервиза, дающие общее представление о нем. В каждом сервизе ни один узор не повторяется, каждая чашка, розетка, чайник расписаны уникально.

Фото №72546. Вазы в форме кратера (парные). Париж / Чайный сервиз с орнаментом - клетка . Париж ( 1. чет. XIX)Фото №72546. Вазы в форме кратера (парные). Париж / Чайный сервиз с орнаментом - клетка . Париж ( 1. чет. XIX)Выставка «Ускользающая красота», Казань 2011; Фарфор, крытье кобальтом, надглазурная роспись, золочение / фарфор, надглазурная роспись, золочение

Есть в их коллекции чайный сервиз с геометрическим орнаментом — клетки; первая четверть XIX века, фарфор, надглазурная роспись, золочение. Вроде бы техника та же, что и раньше, но изготовленный после Великой французской революции (1789-1799) для народа, сервиз имеет правильный геометрический орнамент. Выполнен в духе времени, никаких излишеств, вензелей, виньеток, все просто и лаконично.

Фото №72631. Вазы в форме кратера (парные). 1. чет. XIX Фото №72631. Вазы в форме кратера (парные). 1. чет. XIX Выставка «Ускользающая красота», Казань 2011; фарфор, крытье кобальтом, надглазурная роспись, золочение

В этой же витрине две парные вазы в форме кратера; фарфор, крытье кобальтом, надглазурная роспись, золочение (I-я четверть XIX века, Париж). На одной из ваз изображена Жозефина Богарне, роскошнейшая женщина Франции. Следующий предмет коллекции и рассказ о его приобретении — панно с изображением башни Сен-Жак в Париже; фарфор, надглазурная роспись (1880, Франция).

Фото №72636. Панно с изображением башни Сен-Жак в Париже. 1880Фото №72636. Панно с изображением башни Сен-Жак в Париже. 1880Выставка «Ускользающая красота», Казань 2011; фарфор, надглазурная роспись

Знакомый торговец в Париже, зная любовь А. Козловского к фарфору, приготовил для него панно с видом, как он считал, одного из городов Северной Европы. Панно Александру Александровичу понравилось, и он его приобрел. Там же в лавке стал детально рассматривать его. Первое, что выяснил Козловский: на панно стоит фамилия автора. Если бы торговец заметил это раньше, то цена за панно непременно возросла бы. Вторым и, пожалуй, самым интересным для продавца панно было то обстоятельство, что изображен на нем был Париж, а именно башня Сен-Жак. «Надо быть иностранцем, чтобы разглядеть на панно Париж!» — восхищенно воскликнул парижанин.

Фото №72551. Часы ''Охотник с тигром'', XIX. Франция, Фабрика Ж.ПетиФото №72551. Часы ''Охотник с тигром'', XIX. Франция, Фабрика Ж.ПетиВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; фарфор, надглазурная роспись, золочение

Таких интересных историй в коллекции любителей и неутомимых собирателей произведений искусства — Козловских, много. Вот еще одна из них, не касающаяся данной коллекции, но интересная в плане неизбежности появления какой-либо вещи у коллекционера, либо наоборот, ее ухода. Александр Александрович рассказывает, что порой ноги сами приводят тебя в ту лавку, в которую раньше никогда не заглядывал, хотя многократно проходил мимо. И вот она вещь. Посмотрел и понял: «Моя!».

А бывает и так: однажды на рынке Александр Козловский увидел скульптуру из белого фарфора — Адольфа Гитлера. Зловещая поза метателя гранаты, злобное лицо. Но все же произведение искусства, этого отрицать нельзя. Обуреваемый сомнениями и мыслями о том, что негоже покупать скульптуру такого человека, все же ее приобрел. Зашел в квартиру, повернулся в пол-оборота, чтобы закрыть дверь, и услышал треск рассыпающейся на кусочки фарфоровой скульптуры, видно, задел о косяк двери. Не судьба! Надо было при покупке прислушаться к внутреннему голосу, кричавшему: «Не покупай!». Татьяна Ивановна шутит: «Гитлер не сдался!». Не для их коллекции была скульптура.

Все коллекционные изделия Козловских и, в частности, представленные на выставке, находятся в идеальном состоянии. Предметом гордости Александра Александровича являются вазы с ручками в форме лебедей. I пол. XIX века «Старый Париж»; фарфор, золочение, подглазурная роспись. Золочение на вазах не померкло со временем, ни малейшего изъяна, намека на почтенный возраст.

Фото №72586. Веер бальный, кружевной. XIX. ФранцияФото №72586. Веер бальный, кружевной. XIX. ФранцияВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; перламутр, резьба

Все же я считаю, веера — это изюминка коллекции. Восемьдесят изящных произведений искусства, и хозяйка коллекции — Татьяна Ивановна Козловская, которая о веерах, кажется, знает все.

Фото №72521. Веер с охотничьей сценой. 1760. ГерманияФото №72521. Веер с охотничьей сценой. 1760. ГерманияВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; Перламутр, резьба, золочение, роспись гуашью на бумаге

Веер, известный на Востоке еще около двух тысяч лет назад, привезён в Европу из Китая в XVI веке. Быстро завоевав популярность, он стал не просто предметом для овевания лица, а незаменимым атрибутом общения.

Фото №72576. Веера-опахала. XX КореяФото №72576. Веера-опахала. XX КореяВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; кожа, роспись

Язык веера, по мнению одних, появился во Франции в эпоху Людовиков, по мнению других знатоков — в Испании. В Россию, скорее всего, он пришел из Франции. Светские дамы быстро научились разговору посредством веера: движение руки, перемена положения веера, количество открывшихся и мгновенно закрывшихся отдельных "листиков" могли рассказать многое о хозяйке и ее намерениях.

Веер тщательно подбирался к гардеробу. Над его отделкой и украшением кропотливо работали вышивальщицы, резчики, позолотчики. При изготовлении использовали слоновую кость, дерево, шелк, кружево, перья, бумагу и пр. В росписи вееров присутствуют различные по тематике сюжеты, характерные для каждой страны и эпохи. Портреты, жанровые сцены, пейзажные и исторические композиции — все это можно увидеть в росписи.

Фото №72541. Веер бальный, кружевной. Кон. XIX . ФранцияФото №72541. Веер бальный, кружевной. Кон. XIX . ФранцияВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; Слоновая кость, брюссельское кружево.

Веер вещь довольно-таки хрупкая. В коллекции Козловских нет ни одного «подранка». Все веера в хорошем состоянии. Для многих из них приготовлен изящный застекленный футляр, специально привезенный из Италии. В упакованном виде веер смотрится презентабельно, солидно, богато!

Среди экспонатов выставки много настоящих раритетов – это веера, выполненные по библейским и мифологическим сюжетам: «Царица Савская принимает дары Соломона», «Гектор и Андромаха», «Персей и Андромеда». Особого внимания заслуживает веер «Ребекка и Елиазар у колодца» выполненный в Германии в конце XVII века росписью по коже — самый старинный веер на выставке. Веера XVII века — редкость.

Фото №72646. Веер ''Ребекка и Елизар у колодца''. кон XVII. ГерманияФото №72646. Веер ''Ребекка и Елизар у колодца''. кон XVII. ГерманияВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; слоновая кость, резьба, кожа, роспись гуашью
Фото №72536. Веер с изображением галантной сцены. Кон. XVIII. ФранцияФото №72536. Веер с изображением галантной сцены. Кон. XVIII. ФранцияВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; Перламутр резной, роспись гуашью по бумаге.

Веер с изображением галантной сцены работы Верниса Мартена(?), (Франция, конец XVIII века); кость, лак, роспись, интересен тем, что мастер покрыл веер мебельным лаком. Больше подобных вееров в представленной экспозиции нет.

Фото №72651. Веер ''Персей и Андромеда''. Сер. XVIII. ФранцияФото №72651. Веер ''Персей и Андромеда''. Сер. XVIII. ФранцияВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; резной перламутр,золочение, роспись гуашью по бумаге

Высоким качеством исполнения отличаются веера, декорированные росписью гуашью и акварелью с изображением галантных сцен в традициях рококо, с популярными композициями, напоминающими работы. Ф. Буше, А. Ватто, Ж.-О. Фрагонара.

Фото №72661. Веерный экран ''Сдача Альгамбры''. Кон. XIX. ФранцияФото №72661. Веерный экран ''Сдача Альгамбры''. Кон. XIX. ФранцияВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; роспись гуашью по шелку.

Есть несколько вееров из белого льняного брюссельского кружева, ажурные экраны которых эффектно сочетаются с оправами из кости и перламутра. А также резные веера из слоновой кости, выполненные мастерами Кантона – крупнейшего центра изготовления вееров в Китае.

Фото №72606. Веер ''Тысяча лиц''. 2. пол. XIX . КитайФото №72606. Веер ''Тысяча лиц''. 2. пол. XIX . КитайВыставка «Ускользающая красота», Казань 2011; серебро, эмаль, роспись по бумаге

Разнообразие вееров впечатляет. Что же привезут Козловские в Казань в следующий раз? В их коллекции много живописных полотен, есть богатейшая коллекция вышивки западноевропейских и русских мастеров, предметы роскоши, всевозможные вазы, сервизы королевских заводов фарфора Германии, Франции и пр. Но, учитывая пожелания казанцев, Александр Александрович пообещал привести в Казань коллекцию, связанную с Востоком. А пока в залах ГМИИ РТ до 10 мая 2011 года будет работать выставка «Ускользающая красота».

Елена Сунгатова. Март 2011