Анастасия Бузунеева. «У Казани женское лицо»

Рассказывая о выставке, открытой ко Дню Республики в галерее «Эбиволь» «Казани посвящается», я намеренно не стала писать еще об одной художнице, предоставившей на выставку свои работы - об Анастасии Бузунеевой. Было желание выделить этот разговор в отдельный материал. Очень увлекательной была беседа с самой молодой на той выставке художницей. Разговор оставил длинный шлейф впечатлений, навел на определенные размышления. И вышло так, как бывает после прочтения интересной книги: захотелось сделать небольшую паузу.

Фото №58831. Владимир Кочунов, Анастасия БузунееваФото №58831. Владимир Кочунов, Анастасия Бузунееваразговор художников

Начну, пожалуй, с того, что родилась Анастасия в восточной стране, а именно в Средней Азии, в Туркменистане (г. Мары). И это, несомненно, наложило отпечаток на ее «пристрастия» и творчество. Говоря о «пристрастиях», я имею в виду ее тягу к восточным мотивам в одежде, украшениях. В ушах Анастасии серьги, выполненные по историческим эскизам - истинное украшение татарской женщины. Платье, дизайнерской работы с ручной вышивкой, по старинным мотивам. Нравится Анастасии, когда «монисты на всю грудь», а в одежде присутствует восточная орнаменталистика.

Восточный орнамент «глаз радует» и присутствует, как непременный атрибут, во всех работах Анастасии. Без орнамента, по мнению Анастасии, картина выглядит неживой, бездушной. Из истории народного костюма вспоминается, что орнамент, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы - «оберегом». Так и в работах Анастасии, орнамент, зачастую это оберег. Есть в творчестве художницы картины под названием «Тотем» - это картины-обереги. В галерее «Эбиволь», на стене, вижу одну из них: «Ворон обнимает спящую женщину».

Первые работы Анастасия писала, будучи беременной. Она так глубоко переживала свое новое состояние, что все кого она рисовала в тот период, были беременными: птица, с нежностью обнимающие яйцо, кошки. И все картины непременно были испещрены орнаментом.

Анастасия по образованию дизайнер, а у дизайнеров стилизация в крови. Ее картины «заворачиваются в спираль», как например, полотно «Танец Сююмбике». Изображение казанской царицы не статично. Сююмбике в вихре танца - прежде всего движение и гармония. И в тоже время картина ассоциируется с одной из основных концепций древнекитайской философии - инь-ян (солнце и луна, свет и тьма и пр.).

Все творчество Анастасии пронизано глубокой философией. Анастасия первой придумала - писать живописные полотна на зеркалах, превращая зеркало в произведение искусства. «Это и картина, и функционал, и расширение пространства, и отражение своей сущности» - размышляет Анастасия.

В копилке художницы 14 авторских крупных зеркал. Сюжеты на зеркалах разнообразны; ангел с нежной улыбкой, расчесывающий волосы; тигр, закрывающий телом и лапами ребенка (портрет спящей дочки). Но, как бы, ни было обрамлено зеркало, прежде всего, человек видит в нем себя любимого.

Роспись и инкрустация зеркал, лишь крупица в бурном потоке кипучей энергии Анастасии. Во время беседы с художницей у меня сложилось впечатление, что она может «все». В ручную, рисовала мультфильмы, работала художником-иллюстратором в журнале «Идель». Сегодня, успешно занимается живописью, рисует песком, в качестве художника-постановщика, в составе творческого коллектива «Мнение» снимает социальные ролики, и к тому же работает с детьми в д/с №97. Учит их, как правильно держать карандаш, как рисовать без кисточки, руками, оттисками. Придумывает и разрабатывает программы. А дети ее иначе как Нанастасия-волшебница и не зовут. Таков краткий портрет Анастасии Бузунеевой. Но перейдем непосредственно к выставке в галерее «Эбиволь».

Анастасия Бузунеева не первый раз выставляется в этой галерее. Творчество Анастасии знакомо завсегдатаям «Эбиволь» Ее первая выставка носила название «Легенда о древнем Кужебаре». Была интересна тем, что к каждому живописному полотну Анастасии прилагался пергамент с текстом, ей же придуманной легенды.

Сегодня Анастасия презентует выставку, посвященную Дню Республики «У Казани женское лицо». Идею о Казани Анастасия вынашивала полтора года.

Фото №58825. Анастасия БузунееваФото №58825. Анастасия Бузунеевана открытии выставки казанских художников трех поколений "Казани посвящается"

«В основном в галереях про Казань я видела на картинах просто мечеть, просто какие-то дворики, домики. А мне всегда казалось, что главный символ Казани - Сююмбике. Ее превозносят, о ней слагают легенды и они все спорные. У нас же куда ни сунься - Сююмбике, Сююмбике. А кто видел эту Сююмбике? А действительно ли она такая красавица была?» - рассуждает Анастасия.

Набрав в Интернете запрос «портрет Сююмбике, Анастасия разочаровалась, обнаружив в сети лишь три портрета, один из которых был выполнен на пергаменте. «И везде она такая статичная, сидит прямо, смотрит сухо. В ней как будто бы ничего женственного нет. Статуйка и все» - констатирует Анастасия.

Фото №58735. Рассвет над Казанью. Анастасия БузунееваФото №58735. Рассвет над Казанью. Анастасия Бузунеева
Фото №58753. Танец Сююмбике. Анастасия БузунееваФото №58753. Танец Сююмбике. Анастасия Бузунеева

Ей захотелось сделать Сююмбике олицетворением женственности, красоты. Она поняла, что надо делать собирательный образ татарской красавицы, «а не просто исторический портрет: именно такие глаза, именно такие волосы, бровь, взгляд надменный, губы именно такого размера».

Фото №58747. Движение сквозь время. Анастасия БузунееваФото №58747. Движение сквозь время. Анастасия Бузунеева

И Анастасия начала искать. Для нее истинная татарская красавица это «длинные волосы, изогнутые брови, раскосые, миндалевидные глаза, пухлые губы». Картина «Сияние сквозь время» написана Анастасией по памяти с подруги одногруппницы.

Может быть, кто-то в работах Анастасии узнает себя. Это возможно! Художница пребывает в постоянном поиске, находя черты татарской красавицы в каждой из нас.

Фото №58741. Вышедшая из Солнца. Анастасия БузунееваФото №58741. Вышедшая из Солнца. Анастасия Бузунеева

ʺКазани посвящаетсяʺ

Персоналии: