Сиразиев Ильнур Ильбрусович (1970), живописец, монументалист. В 1995 окончил Московскую государственную Академию художеств им. В. И. Сурикова. В настоящее время преподаватель филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова» в Казани.

Ильнур Ильбрусович преподает сразу три дисциплины на 1 курсе: рисунок, живопись, композицию. Рисунок и живопись сильно взаимосвязаны, а композиция - их объединяющий элемент. То, что эти три дисциплины отданы одному преподавателю, по моему мнению, верное решение, т. к удобнее контролировать процесс усвоения студентами материала. Также он дает «композицию» студентам 5 курса и «рисунок» - 4. Параллельно для всех курсов он ведет «Технологию монументальной живописи».








- Ильнур Ильбрусович, что представляет собой, на ваш взгляд, профессия «художник»? Что дает знание такой дисциплины как «Технология монументальной живописи»? Почему она изучаема на всех курсах?
И.С.:
- Рассуждая о профессии «художник», многие думают, что его жизнь подчинена вдохновению.«Придет мысль, он рисует, не придет, ничем не занимается» - уверены они. На самом деле, начинаешь работать, заставляя себя что-то делать, и понимание, что делаешь, приходит во время работы, как аппетит приходит во время еды. Студентов приучаю, что наша профессия - тяжелый труд. Художник должен уметь все: быть столяром, плотником, химиком и пр.
Приобщение к монументальной живописи происходит одновременно с изучением мастеров: как они кисть держали, какими материалами пользовались. Обогащает видение, рисунок и живопись через осознание процесса, как выполняли свои произведения лучшие мастера. Воспитывается определенное цветовидение, вкус. Вкус для художника немаловажен. Можно быть профессиональным ремесленником, закончив этот ВУЗ, но не стать художником, сочинителем, композитором.
Престижность профессии
Профессия художника в 90-е годы XX века сошла на нет. Произошел пересмотр ценностей. Важнее зарабатывать деньги финансистом, чем жить на крохи от художественной деятельности. Люди стремятся зарабатывать, чтобы жить лучше. Школа эстетики исчезла. Вкусовые качества изменились. Детей воспитывают совершенно в другом духе. Мы как «последние из Могикан», держимся изо всех сил и пытаемся этих детей, которые к нам пришли, научить, воспитать.
Я веду подготовительные курсы и вижу, что людям без художественной подготовки поступить сложно. Тяжело объяснить им принципы воздушной перспективы, цветовидения. Происходит общее ознакомление, и начинаем работать.
Моя задача, в первую очередь, научить детей работать. Плохо ли, хорошо ли, это не важно. Просто работать. В жизни это пригодится.
В учебном процессе идет каждодневная битва: порой нервничаешь, уходишь. Но шажками мы движемся вперед. И у ВУЗа уже сложилось определенное лицо. Это показывают студенческие выставки.
- Достаточно ли свидетельства об окончании художественной школы при поступлении?
И.С.:
- Система образования в художественных школах стала более упрощенной. В нынешних художественных школах стараются детей особо не напрягать. Будущие студенты знают, что учиться здесь тяжело, приходят как на плаху, готовые ко всему. Желательно бы иметь абитуриентами выпускников КХУ (Казанского художественного училища). Но у тех, амбиции. Им бы в Москве, да Санкт-Петербурге учиться. В основном, поступают в Строгановку. Уходят из академической школы на декоративно-прикладные факультеты (керамика, стекло, ткань). Это тоже неплохие факультеты. Прикладники всегда нужны, тем более, что они - база для монументального искусства.
О прикладном искусстве
Сейчас прикладное искусство зиждется на энтузиастах, которые пытаются на ДПИ заработать деньги.
Есть фанаты, которые занимаются своим делом, создают эстетические вещи, которые можно назвать произведениями искусства. В основном же, это бизнес, китч, реклама, салон, купи-продай.
Чем больше образованных с эстетическим базисом художников в обществе, тем лучше для него. В таком обществе можно не волноваться за культурное наследие. Согласитесь, что керамика керамике рознь. Вышивки золотом по ткани тоже бывают безвкусной. Вкус к хорошему надо прививать.
Материальная база
В ВУЗе базы пока нет. Для создания композиций студентам нужен материал. Для мозаики - камни, смальта. Для изготовления флорентийской мозаики необходим станок. Во времена СССР студентам художественных ВУЗов выдавали материал, с которым они работали. Была стипендия, на которую можно прожить. Сейчас стипендия - мизер. Материал не выдается. Собираю все по крупицам. Нет смальты - набрал битые куски керамогранита. В подсобке лежат куски мрамора, гранита, агломерата. Их надо нарезать в модули, чтобы создавать копии античных мозаичных вещей или собственные композиции.



О пленэре
Пленер - неотъемлемая часть процесса обучения. Если в мастерской мы работаем с постановками, у которых есть определенная задача, требующая выполнения и длительных затрат времени. То пленэр
подразумевает работу художников на открытом воздухе, на основе непосредственного изучения натуры в условиях естественного освещения.
Не важно пишешь ты на пленэре пейзаж или портрет. Постоянно меняются: освещение (солнечный, пасмурный, дождливый); быстротекущие состояния (утро, день, вечер). Меняется всё: тень, свет, состояния, отношения.
На пленэре происходит концентрация. Студент, который пытается все запечатлеть, делает это гораздо быстрее, чем в мастерской. Нужно успеть схватить основные большие массы (небо, предметы, землю). Если связано с портретом, то успеть нарисовать, понять характер портретируемого. В таком цейтноте многие раскрываются. Палитру очищают. Всё яркое и красочное.
Монументальные росписи в технике сграффито. Технология
Сграффито (итал. sgraffito или grafrito, буквально - выцарапанный), разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. В древности принцип С. применялся в керамике (архаические вазы Греции и Этрурии). В 15-17 вв. Сграффито распространилось в Италии как способ украшения стен (в основном фасадов, благодаря особой прочности этой техники). Из Италии С. проникло и в другие страны (Германию, Чехию и др.). С. широко используется в монументально-декоративном искусстве XX в.
Лит.: Крестов М. А., Штукатурка сграффито, М., 1938.
Яркий пример сграффито в Казани - изображение татарочки на стене одного из зданий вокзала.







В учебном процессе мы не можем делать большие вещи.
Под сграффито делается кессонный ящик. В него по определенным технологиям, с известным количеством частей песка и извести, с добавлением пигмента, тонкими слоями закладывается штукатурка. В зависимости от процентного соотношения того или иного пигмента, в общем объеме, математически высчитываются пропорции.
В больших объемах состав замешивается в сухом виде. Оттуда берется частями и замешивается с водой. Получается раствор штукатурки определенного цвета. Число цветных слоев в сграффито доходит до 5.
Со студентами мы делаем простые двухцветные сграффито. Главное в процессе понять: Как закладывается? С чего начинается работа? Чем завершается? Студенты начинают понимать эстетику процесса.
Если более подробно, то процесс происходит так:
В кессонный ящик закладывается первый слой штукатурки, потом - второй известковый слой, другого цвета. Далее нужно успеть поймать момент, когда известь еще не высохла, но уже начинает схватываться. На нее кладется калька, и на гладкой поверхности верхнего слоя продавливается рисунок. По нему начинают резать до нижнего слоя. Лишнее счищается. Получается объемное изображение. Остается какое-то время сдувать пыль, мусор. На следующий день еще можно подтачивать. Потом доделывать изображение уже не получится. Подготовка идет длительная. Работа делается за 5-6 часов. Выполнять её надо быстро и четко.
Для изготовления сграффито большого размера требуется большой коллектив. Непрерывно заниматься одним и тем же процессом человек не может, он устает. Мастера работают, заменяя друг другом. Если очень большой размер, то сграффито делают по сегментам, постепенно дополняя общую композицию. Чтобы сохранить единую цветовую гамму, замес штукатурки по цветам делают сухим способом (об этом было написано чуть выше).
- Как долго сохраняется сграффито под открытым небом, подвергаясь температурным колебаниям и осадкам?
И.С.:
- Если подложка, основа, на которую выкладывается сграффито находится в идеальном состоянии, известковый раствор сделан по технологии, то сграффито простоит минимум лет 200-300. Ошибка в расчетах уменьшает срок. Какова нагрузка на фундамент? Выдержит ли стена? Нужно ли накладывать сетку? Сочетается ли материал с материалом и пр. - факторов много.
Мозаика

В начале мая я буду давать мастер-класс по мозаике для студентов Камского института искусств и дизайна. Мною подготовлен список этапов.
- Привозится речной песок. Объем может быть большой, маленький, либо просчитанный для определенного количества плиты. Для того чтобы песок хранить, нужно готовить ящики (база).
- Для очистки песка от мусора, комков, лишней глины, его просеивается через крупную сетку.
- Затем просеивается средней сеткой. При просеивании песок начинает сохнуть. Выходит влажность.
- Для получения зернистой мелкой фракции песка, берется самая мелкая сетка. Мелкая фракция используется в примеси с известью под сграффито.
- Крупная фракция используется для изготовления бетонных плит.
- Отливка плиты. Мозаика идеально ложится на тощий бетон, бетонную плиту.
Я не беру ПГС, щебень, а использую обогащенный песок. Из расчета 1:5 (часть цемента и пять частей песка) делаю раствор. Заливаю в опалубку, армированную стеклопластиковой арматурой. Плита отлеживается минимум 28 дней, пока не выпустит всю влажность. Высохнув, плита превращается в звонкий материал. Плита размером 1×1×0.04 м в сухом виде весит 96 кг.




На такую плиту можно со покойной душой выкладывать смальту или камень: определенным образом подготовленные модули, подобранные по цветовой гамме, нарезанные в размер. Можно создавать мозаику византийским способом.
Сначала мозаика выкладывается на картоне. Чтобы не сдуть модули их кладут на глину, либо пластилин. Аккуратисты просто выкладывают на картон. Очень кропотливая работа. С картона делается калька. Затем она переводится на бетонную подушку. И уже на нее с картона частями перекладываются модули. Это называется прямой набор. Мозаика выкладывается на цемент (смесь цемента с песком, жидким стеклом и строительным клеем ПВА).
Мозаика размером 1×1 м., при использовании модулей 0,005×0,005 м., может выкладываться год. Идет двойная работа. Сначала мозаика собирается на картоне, затем перекладывают на бетонную подушку. Время исполнения также зависит от сложности, цветовой гаммы, переливов. Мозаичные декоративные вещи в 80-х гг. XX века делались без картона сразу на стену (3×4, 3×5 м.).


Монументальные вещи выглядят хорошо на определенном расстоянии.
Иконы сложнее выкладывать в виде мозаики, в них легкие переходы.
Сложная и интересная техника.
- Ильнур Ильбрусович, Ваши творческие планы?
И.С.:
- Осенью 2014 года планирую провести персональную выставку - отчет за двадцатилетний период. Всё свободное время отдаю подготовке к ней.


Есть мечта, организовать Музей эпоса тюркско-татарского народа под открытым небом. Но для этого нужна заинтересованность правительства. Деньги. Делаем попытки на уровне симпозиумов. Готовим курсовые работы на данную тему. Работаем на будущее. История развивается по спирали. Может быть, произойдет серьезный возврат, и монументальное искусство будет востребовано, будет цениться?