С первых дней возникновения этого общественного движения я с любопытством наблюдаю за их работой. Поражает энтузиазм, с которым организаторы и активисты РОД «Художники выходного дня» подходят к своему хобби.
Фото №90434. Натлья Сафиуллина, "Художники выходного дня РТ". Таков будет автопортрет Натальи Основная профессия участников, приносящая деньги, далека от художественного творчества. Свои картины «художники выходного дня» ваяют по выходным, в свободное от работы время. Однако, многочисленные выставки, всевозможные ярмарки мастеров, в которых активно принимают участие художники-любители, — лучший показатель их востребованности. Картины, написанные ими от души, зачатую находят своего покупателя. Казалось бы, генеральное направление их деятельности определено, но… Два года назад, вдруг, появляется новый проект — «Дом стеклянного творчества», или, как его называют авторы проекта Светлана Шавалеева и Наталья Сафиуллина: «Наша мечта».
Фото №119218. Часы. Фьюзинг. Дом Стеклянного творчества, Казань Уже в январе 2012 года с этим проектом познакомились не только жители Казани, но и Перми, когда казанские художники привезли свою продукцию на «Арт Пермь — 2012».
Фото №90539. "Художники выходного дня РТ" на Пермской ярмарке Жители Перми искренне заинтересовались изделиями из стекла. В продажах на пермской ярмарке стеклянная бижутерия была в фаворитах, что лишь подтвердило правильность выбранного направления.
Фото №119273. Бижутерия. Фьюзинг. Дом стеклянного творчества, ноябрь 2012 Таким образом, с помощью бижутерии была проложена дорога к изготовлению более «серьезных» изделий из стекла. В ассортименте мастеров появились: прекрасно декорированные часы, фонари, панно. Вставки в двери, окна, мебель, инкрустация зеркал. Блюда, чаши, фото-рамки, пепельницы.
Фото №119285. Салфетница и тарелка. Фьюзинг. Дом стеклянного творчества, ноябрь 2012 Витражи на окна и двери, даже елочные украшения, к приближающемуся Новому 2013 году.
Фото №119303. Витраж. Фьюзинг. Дом стеклянного творчества, ноябрь 2012 Все эти изделия сделаны на основе технологии фьюзинга (Fusing, от англ. Fuse — «спекание, плавка» — техника спекания стекла в печи, в результате которого стекло становится однородным, вплавляется друг в друга). Технология фьюзинга берёт своё начало в 1990 году и является продолжательницей многовековой техники горячей эмали.
Фото №119291. Фоторамка. Фьюзинг. Дом стеклянного творчества, ноябрь 2012 В мастерскую к художницам меня привело любопытство, захотелось не только полюбоваться богатым ассортиментом, но и понаблюдать за процессом производства: от эскиза до готового изделия. К запеканию в этом момент готовилась «Армия снеговиков».
Фото №119297. Елочные украшения. Фьюзинг. Дом стеклянного творчества, ноябрь 2012 Фото №119261. Снеговики перед закладкой в печь и один испеченный. Вот такой пилой осуществляется нарезка стекла.
Фото №119327. Пила по нарезке стекла А это муфельная печь для запекания.
Фото №119357. Светлана Шавалеева возле блока управления муфельной печью Правда, интересно!
Фото №119363. Наталья Сафиуллина у блока управления муфельной печью Пока снеговики запекаются, а процесс этот длительный (часов 10), поговорим с авторами проекта «Дом стеклянного творчества»
— Наталья, почему стекло?
Наталья Сафиуллина, художник:
— Стекло завораживает. Знакомясь с готической архитектурой, всегда обращаешь внимание на витражи. В витражах привлекает волшебство игры света и солнца в стекле.
Фото №119309. Наталья Сафиуллина. Панно С,Шавалеевой Действительно, тот кто побывал в соборе Нотр-Дам в Париже (Франция), или в Кентерберийском соборе (Англия) никогда не забудет цветное мерцание витражного стекла.
Справка art16:
Первые прототипы средневекового витража, обнаруженные в церквях монастырей Джарроу и Монкуирмот на северо-востоке Англии, датируются VII веком.
Наиболее ранние из сохранившихся витражей, созданные в середине XI века, находятся в Германии. Они вставлены в оконные проемы центрального нефа Аугсбургского собора. Известно, что аугсбургские витражи были изготовлены в монастыре Тегернзее, расположенном неподалеку от Аугсбурга, где в XI веке были витражные мастерские.
К 1140–1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени близ Парижа, сохранившиеся до наших дней лишь во фрагментах.
Во времена Советского Союза витражи исполнялись мастерами в технике Тиффани. Стекло вырезалось под определенный орнамент, композицию, соединялось медной полосой и пайкой.
Фото №119315. Крылья Ангела и 2 стрекозы. Фьюзинг. Дом стеклянного творчества, ноябрь 2012 — Как выполняются витражи в технике фьюзинг?
Н.С.:
— Первоначально, стекло вырезают, затем составляют орнамент, закладывают в печь и спекают при определенном температурном режиме.
Фото №119237. Часы. Фьюзинг. Дом стеклянного творчества, ноябрь 2012 Фото №119231. Декорированный фонарь. Фьюзинг. Дом стеклянного творчества, ноябрь 2012 — Какой наибольший размер витража вы можете предложить покупателям?
Н.С.:
— 110×50 см.
Фото №119243. Часы. Фьюзинг. Дом стеклянного творчества, ноябрь 2012 — Сложности при работе со стеклом?
Светлана Шавалеева, кандидат химических наук, доцент кафедры Общей химии и экологии КНИТУ (КАИ) им. А. Н. Туполева, художник:
— Есть несколько разновидностей стекла, которые по разному себя ведет при запекании. Поэтому очень важно закладывать в печь программу, с соответствующим температурным режимом. У стекла есть КТР (коэффициент температурного расширения): любое стекло, плавясь при высокой температуре, расширяется, но когда остывает, то каждое сжимается со своей скоростью. Если КТР у стекол разный, то они не «дружат» и готовое изделие может треснуть. Поэтому в одной композиции можно использовать только стекла с одинаковым КТР.
Фото №119249. Панно "Ромашки". Фьюзинг. Дом стеклянного творчества, ноябрь 2012 Зато, если к изготовлению изделий из стекла подходить по-научному, соблюдать ТУ(технические условия): не соединять стекло с разным КТР, плавить при определенной температуре. Вещи получаются вечными: не выцветают, не выгорают, их можно мыть, ухаживать за ними.
Фото №119345. Часы. Фьюзинг Фото №119333. Светлана Шавалеева. Отрезает стекло — Работая со стеклом Вы, наверняка, столкнулись с массой проблем. Какими?
С.Ш.:
— Для изготовления стеклянных украшений, декорированных панно, витражей и пр. мы используем специальное цветное фьюзинговое стекло. Но в ассортименте нашей продукции встречаются декорированные сфьюзенные бутылки — это когда из обычной стеклотары синтезом фьюзинга и декупажа получают великолепное художественное изделие.
Так вот, если с художественным стеклом проблем нет, то со стеклотарой, увы, — есть. Как химик-эколог я не могу не видеть экологической проблемы, связанной с утилизацией стеклотары. Сбором бутылок с распадом СССР никто не занимается.
Отсюда возникает глобальная проблема: из-за отсутствия в стране раздельной системы сбора мусора переработке подвергаются не более 35% стеклобоя. В Европе очень тщательно собирают все. В некоторых странах до 80% стекла переплавляется повторно для получения новых изделий. А у нас, как видим, только 3%.
Вдобавок ко всему, 16 августа 2011 года Комиссия Таможенного союза приняла технический регламент „О безопасности упаковки“ (решение № 796 от 16.08.2011). Документ, в котором есть пункт, что " не должна повторно использоваться для контакта с алкогольной продукцией и детским питанием» вступил в силу с 1.07.2012. Из этого вытекает, что стеклотара пойдет только на выброс. А с их сбором и утилизацией у нас в стране проблема. Если не бить тревогу, то будет сплошной вред. В нашей стране производится почти 15 млрд. бутылок в год (прибл. 100 бутылок на человека) плюс импорт. Только вдумайтесь в эту цифру! А ведь время естественного разложения стекла более 1000 лет. Для примера: время разложения бумаги — от 2-до 10 лет, алюминиевых банок — 500, полиэтиленовых пакетов — до 200 лет.
Фото №119339. Подарок к новому году При всем при этом, стеклобой — очень ценное сырье. Когда мы варим стекло из смеси кварцевого песка (SiO2), соды (Na2CO3) и извести (CaO), в результате получая химический комплекс с составом Na2O*CaO*6SiO2. Плавление происходит при температуре 1500–1600 градусов. Для того чтобы плавить стекло необходима температура 700–800 гр. Получается, что делать изделия из стеклянного боя дешевле, чем из исходного сырья.
Кроме того, каждая тонна переработанного стекла экономит более тонны природного сырья в т. ч.: около 650 кг. песка, 186 кг. соды, около 200 кг. известняка.
Фото №119321. Цветовая палитра стекол и изделия из стекла. Фьюзинг — Таким образом, создавая изделия из стекла, вы украшаете мир? Красивая миссия. Дом Стеклянного творчества это Ваша мечта? Когда она воплотится в реальности?
С.Ш.:
— Для того чтобы мечта стала реальностью мы прилагаем массу усилий. Появился инвестор, который полностью поддерживает проект ДСТ. Думаю, что в 2013 году двери Дома стеклянного творчества гостеприимно распахнуться перед посетителями. Мы планируем открыть в стенах дома магазин по продаже изделий из стекла, комнату отдыха (кафе), несколько мастерских (по живописи, по фьзингу, стеклодувные мастерские и пр.), парковку для туристов, туалет, складские помещения. В мастерских люди смогут наблюдать за процессом получения изделий из стекла, и сами смогут пробовать себя в роли резчика стекла, художника, стеклодува. Мне кажется, это будет весьма интересно.