20 августа 2015 года в Выставочном зале «Манеж» Музея-заповедника «Казанский Кремль» была открыта выставка «Небеса» Заонежья» из коллекции Музея-заповедника «Кижи».
Фото №846657. Art16.ru Photo archive Фото №846663. Art16.ru Photo archive Фото №846687. Art16.ru Photo archive Фото №846693. Art16.ru Photo archive Фото №846705. Art16.ru Photo archive Фото №846681. Art16.ru Photo archive Фото №846699. Art16.ru Photo archive Фото №846711. Art16.ru Photo archive Автор концепции выставки — Галина Фролова, художник-реставратор, заслуженный работник культуры Республики Карелия;
куратор выставки — Татьяна Гырнец, специалист по экспозиционной и выставочной деятельности Музея-заповедника «Кижи»;
художественный дизайн выставки — Сергей Лобанов, дизайнер Музея-заповедника «Кижи»;
мультимедийное обеспечение — Сергей Безручко, начальник отдела издательской деятельности Музея-заповедника «Кижи».
Фото №846615. Art16.ru Photo archive Сотрудники Музея-заповедника «Кижи» привезли в Казань уникальную коллекцию потолочной живописи десяти деревянных храмов Русского Севера (икон «неба»). В основе коллекции деревянные иконы ХVII — ХIХ вв. из церквей и часовен, расположенных на территории Республики Карелия вокруг Онежского озера.
Рекомендую знакомство с выставкой начать с прочтения информации на двух стендах, размещенных в первом выставочном зале. Здесь можно получить представление об истории Музея-заповедника «Кижи» и особенностях икон Заонежских храмов.
К примеру:
Основу интерьера заонежских церквей и часовен до середины XVII века составлял иконостас. Начиная со второй половины XVII века помимо иконостаса для целого ряда северных деревянных храмов характерно размещение иконописных композиций на потолках.Применительно к деревянному храму была разработана своеобразная потолочная форма, подобная куполу каменной церкви, однако отличающаяся от него как по причине использования иного строительного материала (дерево), так и вследствие местной интерпретации купольной иконописной программы. Это была конструкция.основанная на жестких распорах — радиальных брусьях (тяблах), в которые укладывались иконы. Один конец тябла врубался в стену, другой вставлялся в паз тябла круглой формы, которое подвешивалось в центре, составлялось из нескольких брусьев, вытесанных в виде дуг, и называлось «замковое кольцо». В промежутки между тяблами укладывались от 8 до 16 икон трапециевидной формы (граней). Они веероподобно окружали центральную круглую икону (медальон) и образовывали конусообразную форму потолка. Подобное потолочное убранство храмов называлось «небесами».
И уже после этого приступать к осмотру. Тогда не возникнет вопрос по поводу необычного разнообразия форм икон (круглые «медальоны», треугольные «парусы», имеющие вид трапеции «грани»).
Фото №846573. Art16.ru Photo archive Фото №846579. Art16.ru Photo archive Фото №846597. Art16.ru Photo archive Фото №846621. Art16.ru Photo archive Фото №846633. Art16.ru Photo archive Фото №846609. Art16.ru Photo archive Фото №846627. Art16.ru Photo archive Центральное место в экспозиции занимает макет церкви Преображения Господня. Величественное сооружение!
Фото №846585. Art16.ru Photo archive Фото №846591. Art16.ru Photo archive О Заонежье и его храмах — памятниках деревянного зодчества повествует ряд художественных фото, гармонично вплетенных в канву выставочного проекта.
Фото №846651. Art16.ru Photo archive