13 ноября 2013 года в Центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка-инсталляция «Метрополис».
Фото №185392. Art16.ru Photo archive Казань, на время проведения выставки, стала испытательным полигоном для внедрения современного искусства в городе с тысячелетней историей.
Казанский зритель не избалован постмодернистскими проектами. Их можно пересчитать по пальцам одной руки. Выставочная деятельность в городе течет по накатанной дорожке. Выставок много, но почти от всех них попахивает запланированной неизбежностью. Таких проектов, будоражащих общественность, просто нет. На этом фоне вспоминается Пермь с инициативами Музея современного искусства, где арт-объекты существуют не только в стенах музея, но зачастую их можно увидеть на улицах города. Кому-то это нравится, кому-то нет, но это повод для дискуссий.
Интересный проект привез в Казань художник из Екатеринбурга Владимир Селезнёв. Впервые «Метрополис» увидели жители Перми в 2010 году в рамках фестиваля «Живая Пермь». Потом было много наших, российских, и заграничных городов, увидевших проект В.Селезнева. И везде метрополис — это отражение города, в котором проходит выставка.
Фото №185398. Art16.ru Photo archive Метрополис в зале Центра «Эрмитаж-Казань» узнаваем жителями Казани. Здесь можно увидеть знаковые объекты нашего города: театр Камала, высотное здание университета, стадион, цирк, ансамбль Казанского кремля, мосты через Казанку и мн. др. Просто надо присмотреться.
Фото №185410. Art16.ru Photo archive Первое впечатление от увиденной картинки — мусор. Но так оно и есть. Метрополис Селезнёва собран из обычного казанского мусора. Не вести же его из Екатеринбурга? Причастными к сооружению Казани в миниатюре, оказались сотрудники Музея-заповедника «Казанский Кремль». Они несли бутылки, коробки и прочие вещи, отвечающие понятию «мусор». Замечу, что вся тара, тщательно помыта, гниющих и разлагающих отходов просто нет. Это же музей!
Фото №185422. Art16.ru Photo archive Попав в помещение, зритель видит засоренный мусором пол и большую кучу хлама. Разглядывать в этот момент просто бесполезно. Осознание увиденного происходит постепенно.
Сначала выключается свет и перед посетителями предстает ночной город, увиденный из иллюминатора самолета. Включается воображение. Любимый город у наших ног. Как и предупреждал автор, масштабность не соблюдена, но все значимые объекты узнаваемы.
Фото №185373. Art16.ru Photo archive Свет включен. Взоры посетителей устремлены в пол: вот речка Казанка, а через нее перекинут мост, по «М» идентифицируем «Миллениум». В коробке из-под торта узнаем стадион. В молочной бутылке признаем Спасскую башню кремля, а бутылка из-под шампанского оказывается башней Сююмбике. Объект за объектом читаем карту города. Занятие, я вам скажу, увлекательное.
Присутствующий на открытии выставки Владимир Селезнёв отметил, что рад тому, что его очередной проект состоялся именно в Казани и то, что каждый посетитель может данную инсталляцию интерпретировать по-своему. Для одних, это волшебство перевоплощения, для других — повод задуматься об экологии.
Фото №185428. Art16.ru Photo archive Есть на выставке и «рояль в кустах». В Центре «Эрмитаж» он белый. И не в кустах, а куче хлама.
Фото №185422. Art16.ru Photo archive По мнению автора, надвигающаяся гора мусора на город, это, собственно, метафора того, что нужно думать о том, как мы живем и взаимодействуем с окружающей средой. Одна дама, неравнодушная к судьбе культуры в России, разглядывая заваленный хламом белый рояль, с горечью в голосе заметила: «На нашу культуру надвигается наша помойка».