31 августа 2011 года в К/р «Мир» прошел вечер-памяти Марины Ивановны Цветаевой
70 лет назад 31 августа 1941 года трагически ушла из жизни прозаик, переводчик, один из крупнейших русских поэтов XX века — Марина Цветаева. * * * Знаю, умру на заре! На которой из двух, Вместе с которой из двух — не решить по заказу! Ах, если б можно, чтоб дважды мой факел потух! Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу! Пляшущим шагом прошла по земле! — Неба дочь! С полным передником роз! — Ни ростка не наруша! Знаю, умру на заре! — Ястребиную ночь Бог не пошлет по мою лебединую душу! Нежной рукой отведя нецелованный крест, В щедрое небо рванусь за последним приветом. Прорезь зари — и ответной улыбки прорез... — Я и в предсмертной икоте останусь поэтом! /Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека Русской Поэзии. Санкт-Петербург, "Респекс", 1996/ Зал переполнен. На сцене стоит портрет Марины Цветаевой, а вокруг него — алые гроздья рябины.
* * * Красною кистью Рябина зажглась. Падали листья. Я родилась. Спорили сотни Колоколов. День был субботний: Иоанн Богослов. Мне и доныне Хочется грызть Жаркой рябины Горькую кисть. 16 августа 1916 /Строфы века. Антология русской поэзии. Сост. Е.Евтушенко. Минск, Москва: Полифакт, 1995/ Ведущая вечера, поэтесса Лилия Газизова напомнила поклонникам таланта Марины Ивановны, пришедшим в к/р «Мир», основные вехи ее жизни. Поделилась своими впечатлениями от посещения мемориальных мест, связанных с именем поэта и представила документальный фильм В.Игнатюка "Елабуга или Сон о Марине" (2004).
Картина унесла нас в далекий 1941 год, когда Марина Цветаева с сыном Муром водным путем, по реке Кама, вместе с другими эвакуированными причалили на теплоходе к пристани в небольшом городе ТАССР, Елабуге.
Не знаю, может быть красоты Елабуги в другое время и придали бы сил, истерзанной жизнью женщине. Но не тогда.... Сил жить у Марины Цветаевой оставалось все меньше и меньше.
Тоска по родине! Давно Разоблачённая морока! Мне совершенно всё равно — Где совершенно одинокой Быть, по каким камням домой Брести с кошёлкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма. Мне всё равно, каких среди Лиц ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной — непременно — В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведём без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться — мне едино. Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично — на каком Непонимаемой быть встречным! (Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен…) Двадцатого столетья — он, А я — до всякого столетья! Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне все — равны, мне всё — равно, И, может быть, всего равнее — Роднее бывшее — всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты — как рукой сняло: Душа, родившаяся — где-то. Тaк край меня не уберёг Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей — поперёк! Родимого пятна не сыщет! Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И всё — равно, и всё — едино. Но если по дороге — куст Встаёт, особенно — рябина… Стихотворение «Тоска по родине!» было написано Мариной Цветаевой 3 мая 1934 года, во время эмиграции, где поэтесса жила практически в нищете. «Никто не может вообразить бедности, в которой мы живём. Мой единственный доход — от того, что я пишу. Мой муж болен и не может работать. Моя дочь зарабатывает гроши, вышивая шляпки. У меня есть сын, ему восемь лет. Мы вчетвером живем на эти деньги. Другими словами, мы медленно умираем от голода» (Из воспоминаний Марины Цветаевой).
В никуда Марина Ивановна приехала в Елабугу, в августе 1941 года. И, здесь — работы нет, конфликты, бытовые неурядицы. Они, скорее всего, могут объяснить ее поступок.
В доме никого не было. Марина Ивановна написала три предсмертные записки:
Записка сыну:
«Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але — если увидишь — что любила их до последней минуты и объясни, что попала в тупик».
Записка Асеевым:
«Дорогой Николай Николаевич! Дорогие сестры Синяковы! Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь — просто взять его в сыновья — и чтобы он учился. Я для него больше ничего не могу и только его гублю. У меня в сумке 450 р. и если постараться распродать все мои вещи. В сундучке несколько рукописных книжек стихов и пачка с оттисками прозы. Поручаю их Вам. Берегите моего дорогого Мура, он очень хрупкого здоровья. Любите как сына — заслуживает. А меня — простите. Не вынесла. МЦ. Не оставляйте его никогда. Была бы безумно счастлива, если бы жил у вас. Уедете — увезите с собой. Не бросайте!»
Записка «эвакуированным»:
«Дорогие товарищи! Не оставьте Мура. Умоляю того из вас, кто сможет, отвезти его в Чистополь к Н. Н. Асееву. Пароходы — страшные, умоляю не отправлять его одного. Помогите ему с багажом — сложить и довезти. В Чистополе надеюсь на распродажу моих вещей. Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадет. Адр. Асеева на конверте. Не похороните живой! Хорошенько проверьте».
Похоронена Цветаева здесь же, в г. Елабуге. Точное расположение могилы так и осталось не известным. На той стороне Петропавловского кладбища, где находится её затерявшаяся могила, в 1960 году сестра поэта, Анастасия Цветаева, установила крест. В 1970 году сооружено гранитное надгробие, собственно говоря, оно и считается могилой Марины Цветаевой, и находится под охраной государства.
В доме где проживала поэт, М.Цветаева (в Елабуге) работает культурный центр М.И.Цветаевой. Рядом находятся Литературный музей ее имени и библиотека "Серебряного века", в которой ежегодно 31 августа проходят Дни памяти поэта.
ПРОХОЖИЙ Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала — тоже! Прохожий, остановись! Прочти — слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной, И сколько мне было лет. Не думай, что здесь — могила, Что я появлюсь, грозя... Я слишком сама любила Смеяться, когда нельзя! И кровь приливала к коже, И кудри мои вились... Я тоже была, прохожий! Прохожий, остановись! Сорви себе стебель дикий И ягоду ему вслед,— Кладбищенской земляники Крупнее и слаще нет. Но только не стой угрюмо, Главу опустив на грудь, Легко обо мне подумай, Легко обо мне забудь. Как луч тебя освещает! Ты весь в золотой пыли... — И пусть тебя не смущает Мой голос из-под земли. 3 мая 1913, Коктебель /Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека Русской Поэзии. Санкт-Петербург, "Респекс", 1996/ На вечере-памяти Марины Цветаевой в к/р «Мир» прозвучала музыкально поэтическая программа. Стихи Марины Цветаевой, записи из ее дневника читала ведущая актриса Казанского академического русскогой большого драматического театра им.В.М.Качалова. — Светлана Романова. Чтение сопровождалось игрой на виолончели Ларисы Масловой.
Светлана РомановаВечер-памяти Марины Цветаевой; к/р «Мир», 31 августа 2011; ведущая актриса Казанского академического русскогой большого драматического театра им.В.М.Качалова — Светлана Романова Звучали песни на стихи М.Цветаевой в исполнении Эльвиры Галеевой. Перед зрителями также выступил скрипичный ансамбль "Гармония".
Елена Сунгатова, сентябрь 2011
фото автора
Смотреть все фото ->