2 ноября 2010 года в кинотеатре «Мир» состоялась презентация документальной кинокартины «Моң патшабикәсе» («Царица песни»). На презентацию были приглашены журналисты, деятели культуры и искусства. Для широкой аудитории премьерный показ состоялся в Актанышском районе. Первыми зрителями картины совершенно справедливо стали земляки Альфии Авзаловой из села Актаныш.
Фильм снят студией «Таң» при поддержке Государственного учреждения «Татаркино». Автор сценария – Рабит Батулла, писатель, драматург, Заслуженный деятель искусств Татарстана; режиссеры – Рабит Батулла; Анвар Габдрахманов, кинорежиссер, оператор, член Союза кинематографистов РФ; Альфия (в молодости) - Элиза Хайретдинова, режиссер Актанышского Дома культуры; Альфия Авзалова и ее друзья (в детстве) – ученики Актанышской средней школы. Фильм «Мон патшабикэсе» вышел на татарском языке. Для привлечения русскоязычного зриеля, в планах студии «Таң» сделать субтитры на русском языке. Длительность фильма – 50 мин.
Кинотеатр «Мир» собрал широкую аудиторию. Среди пришедших на презентацию фильма «Моң патшабикәсе» в основном, были почитатели таланта Альфии Авзаловой. Жаль только, что на показе кинокартины не было самой виновницы торжества. Время демонстрации фильма совпало с гастролями певицы. Она, по-прежнему, ведет активную гастрольную деятельность, готовит новые концертные программы.
Документальная кинокартина об Альфие Авзаловне Авзаловой это не просто фильм-концерт. Рабит Батулла в создании картины пошел дальше, показав Альфию Авзалову, как яркую, сильную натуру, мать, бабушку. В результате на свет появился фильм-портрет. На презентации картины Рабит Батулла заметил: «Альфия Авзалова с 8 лет на сцене. Ее официальный стаж составляет 53 года, а неофициальный – 68. У какого народа еще есть такая певица? Одно только это достижение заслуживает занесения в Книгу рекордов Гиннеса».
Альфия Авзаловна актриса во всем. Тяга к театру проявилась у Альфии в четвертом классе. Она с удовольствием играла в школьных спектаклях, мечтая стать актрисой драматического театра. Театр был для нее сказкой, а песня, с которой она шла по жизни – реальностью. Именно мечта стать актрисой манила Альфию Авзалову из деревни в Казань. Первый секретарь Актанышского райкома партии, услышав пение Альфии, заявил: «Альфия, все к чему ты стремишься, тебе даст твой голос». Прав и прозорлив оказался. Альфия выбрала пение. Артистичность же натуры помогла Альфие в жизни и на сцене.
Она превосходный рассказчик. И это, скорее всего, натолкнуло режиссера-сценариста Рабита Батуллу при создании фильма на такой сценарный ход, как беседа. С 1997 года Рабит Батулла записывал то на магнитофон, то на любительскую видеокамеру материал для фильма. Беседы проходили в непринужденной домашней обстановке. Рабит и Альфия по-соседски общались, разговаривали на всевозможные темы. Эти записи легли в основу фильма «Моң патшабикәсе». Позже к работе подключился кинорежиссер Энвер Габдрахманов.Материал, снятый на любительскую камеру Рабита Батуллы, дополнился кадрами, полученными с профессиональной камеры Энвера Габдрахманова. Получился калейдоскоп кадров из прошлого и настоящего. «Фильм-портрет о певице был задуман как 30-минутный, но приступив к работе, мы решили, что он будет полнометражным, – рассказывает Энвер Габдрахманов – но все равно, не удалось включить все эпизоды». Он был очень удивлен тому, что об Альфие Азаловой до сих пор не снят фильм. Познакомившись поближе с Альфией Авзаловной, Энверу Талхиевичу непременно захотелось рассказать о ней широкому кругу зрителей. Он с энтузиазмом включился в работу. «Мне она интересна не только как обладательница необыкновенного таланта, но и как очень сильный, оптимистичный человек» – продолжает Энвер.
Вопрос к режиссеру картины, к Анвару Габдрахманову: Энвер Талхиевич, какой эпизод в фильме, наиболее полно раскрывает характер А.Авзаловой? Э.Г. – Альфия Авзалова перенесла тяжелую операцию. Пропал голос. Она прошла восемьдесят сеансов облучения. Облысела. Полгода из подмышек текла кровь ручьями. И вот камера снимает: «Альфия апа, в белом платке, сидя у приемника, слушает песню. Из радиоприемника льется мелодичная песня в ее же исполнении. У Альфии Авзаловны – слезы на глазах….». Операция по удалению опухоли прошла успешно. Голос вернулся. Волосы выросли. После операции – скачки давления, боли в сердце. А Альфия Авзаловна снова в строю. Дарит свое волшебное пение людям, считая, что в жизни существует две ценности: хорошие люди и замечательные песни.
Немного о регалиях Альфии Авзаловой
Авзалова Альфия Авзаловна (15.01.1933) артист – вокалист(солист) хозрасчетного эстрадно – концертного отдела, Татарской Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая, Министерства культуры Республики Татарстан; Заслуженный артист ТАССР (1962); Народный артист ТАССР (1970); дважды была награждена орденами Трудового Красного Знамени (первый раз – в 1976); Заслуженный артист РСФСР (1983); Лауреат Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая (1992). Имеет множество почётных грамот от различных учреждений, учебных заведения, заводов и фабрик, колхозов и совхозов, шахт и войсковых частей. А. Авзалова – постоянная участница музыкальных фестивалей в городах Поволжья, на днях литературы и искусства в Москве, в республиках бывшего Советского Союза.
Во время гастролей по республикам и городам Советского Союза А.Авзалова собирала множество забытых неизвестных песен разных народов, которые в её исполнении обрели новую жизнь, стали достоянием широкого круга слушателей. А. Авзалова всегда находится в тесном творческом контакте с ведущими современными композиторами, поэтами и другими деятелями искусств. Она брала уроки у всемирно известной исполнительницы песен мира Ирмы Петровны Яунзем. В Москве Альфия научилась петь на тринадцати языках.
И в репертуаре Авзаловой появляется программа «Песни народов мира». Авзалова поет песни индийские, арабские, китайские, еврейские, афганские…. С концертной программой, подготовленной вместе с И.П.Яунзем, А. Авзалова выступала во многих уголках Советского Союза и за рубежом. За пропаганду песен народов мира ей была вручена Почётная грамота Советского комитета защиты мира «За активную деятельность по укреплению мира между народами» (1960 год). В фильме есть забавная история, рассказанная Альфией Авзаловой: «Однажды во время отдыха на курорте произошла такая история. На вечере танцев между Альфией Авзаловой и пригласившим ее на танец мужчиной завязался разговор: — Какая хорошенькая обезьяночка! Пошли танцевать! — Пошли, хорошенький медведь! — ответила Альфия. — Вы, чукча? — спросил мужчина. — Нет! — последовал ответ. — Тогда вы якутка?! — Нет! — Кто же вы, скажите, пожалуйста! — взмолился мужчина. — Японка! — парировала Альфия. — О, хорошенькая японка, — говорит он — Тогда скажите что-нибудь по-японски. — Хи-хи, карт алаша (старый "чудак")! — О,… Какие красивые слова по-японски — обрадовался мужчина». Альфие палец в рот не клади – откусит! Она бывает вспыльчивой, острой на язык, говорит прямо, без обиняков. Много вокруг имени Альфии Авзаловой было сплетен. «Переживала, конечно. Но два часа посержусь, и проходит» – делится обидой на злые языки А.Авзалова.
Вообще, жизнь ее никогда не баловала. Альфия родилась 15 января 1933 года в селе Актаныш Актанышского района Республики Татарстан. Рано лишилась родителей. Мамы не стало, когда Альфие было пять лет. Отец погиб на фронте в Великую Отечественную войну. Заботу о сестрах Авзаловых взяла на себя сестра матери. Альфия вспоминает, как они с тетей “воровали” зерно. Чувство телесной боли от колющихся и карябающихся зерен Адьфия ощущает до сей поры. На вопрос «Окуда берется «Моң», задушевное пение?» Альфия апа дает исчерпывающий ответ: «От нужды в сиротстве. Дочки мои на всем готовом жили. Пытались петь. Не получилось». Слова песни помогают Альфие Авзаловой полностью войти в образ. «В народной песне важны слова, а не музыка» – считает Альфия. Все песни она трактует по-своему. Репертуар А. Авзаловой огромен и многообразен. Певица всегда тонко чувствует стиль и характер исполняемых произведений – будь это песни выдающихся татарских композиторов: С.Сайдашева, Н.Жиганова, Р.Яхина, М.Музафарова, А.Монасыпова или русских и советских композиторов, либо песни народов мира. Одна из ее программ названа «Наша родина —земля» – в этих словах, выражена жизненная позиция певицы. Еще в Актаныше Альфия выступала с песнями. Своими первыми наставниками Альфия Авзаловна считает баянистов Марзию Юнусову, Масхута Ахметшина. Именно они научили ее песням, сопутствующим ей всю жизнь: «Салкын чишмә», «Гульджамал», «Аллюки»,.., и мн. Др.
В 1952 году Альфия Авзалова была приглашена на работу в Татарский ансамбль песни и танца в качестве солистки. Обладая редким по красоте тембра голосом (альт полного диапазона), она вскоре становится одной из ведущих солистов Государственного ансамбля песни и танца Татарии. В годы работы в ансамбле певица мастерски исполняет самые сложные произведения С.Габаши, А.Ключарёва, М. Музафарова, 3. Хабибуллина и многих других композиторов, а также старинные и современные народные песни. Любимым романсом А.Авзаловой в те годы стал романс Султана Габаши «Кукушка» точно передающий кукование этой птички, чье ку-ку, ку-ку-ку, знакомо ей с детства. С благодарностью вспоминает Альфия руководителей ансамбля: Разию Тимерханову и Зулейху Ахметову. Теплые слова находит и для Раисы Каримовны Волковой, бывшей в те годы художественным руководителем Татарской Государственной филармонии им. Г.Тукая. Именно Волкова поставила ей голос и научила нотной грамоте. Проработав, в филармонии один год, Альфия поступает в музыкальное училище, где проучившись восемь месяцев, сорвала голос. Богатые природные данные, профессионализм, высокая требовательность к подбору репертуара позволяют певице исполнять практически любые произведения композиторов – классиков, старинные и современные народные песни. Но певице с народным голосом небезопасно было заниматься в классе колоратурного сопрано. Восстановив голос, начала заниматься самообразованием: прослушивала и анализировала песни известных исполнителей. Сначала пела «горлом», перегружая голосовые связки, от этого уставала. С годами пришло понимание тонкостей вокального мастерства. Вернулась в ансамбль. Ее актерская природа требовала индивидуального самовыражения.
Вскоре художественное руководство Татгосфилармонии предложило А. Авзаловой создать свою концертную группу и аккомпанирующий эстрадный инструментальный ансамбль. Помимо певицы в эстрадную бригаду входили: инструментальный ансамбль «Казан утлары», состоящий из органа, гитары, клавишных и синтезатора под руководством Карима Габидуллина и танцевальная группа. Работая в течение многих лет с эстрадной бригадой, певица гастролировала по Республикам Средней Азии и Прибалтики, побывала в Москве, Ленинграде и во многих городах России, выступала перед нефтяниками Татарстана и Башкортостана, перед строителями КАМАЗа, перед труженниками села. Иногда за один выезд она давала более ста концертов, колеся по деревням и селам два-три месяца. Выступления эстрадной бригады Альфии, Авзаловой всюду были встречены с огромным интересом. Есть у Альфии Авзаловны Авзаловой один секрет, способствующий теплому восприятию татарских народных песен слушателями других республик, для которых татарский язык – чужой. «В Баку пою «Сурею», в Ташкенте — «Яр-яр», после этого мои родные татарские песни зрители принимают ближе к сердцу» – делится секретом успеха А. Авзалова. С экрана мудрыми глазами смотрит на зрителя «Патшабикәсе» татарского песенного искусства. Перед создателями фильма стояла задача: «Донести, не расплескать образ яркой, сильной женщины, легендарной певицы до широкого круга зрителей». И поставленная задача была решена.
Эпизоды фильма о детстве певицы были сняты в Актанышском районе, на родине легендарной татарской певицы. И конечно же, справедливым было решение премьеру кинокартины «Моң патшабикәсе» организовать для жителей села Актаныш, которые любят и гордятся своей землячкой. Хочу выразить благодарность Татарской Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая и ГУ "Татаркино" за за помощь в подготовке публикации. Также, сценаристу-режиссеру и автору книги «Альфия Авзалова» - Рабиту Батулле, и режиссеру Энверу Габдрахманову.
Елена Сунгатова. Декабрь 2010
Комментарии
Уважаемая Елена! Я дочь