Фото №63266. Выставка Ляли Кузнецовой Судьба настоящего фотографа - совсем не прямая линия. Бывают годы, когда на пленке возникают один за одним подлинные шедевры, а бывают и совершенно пустые, заполненные осмыслением, подготовкой, никаких шедевров нет.
Из сотен тысяч негативов, снятых за всю жизнь, отбираются для печати сотни, а в истории фотоискусства остаются единицы. И это совершенно нормально, законы творчества едины для фотографа и писателя, поэта и художника. Оценка идет не по средней продукции, а по вершинам. Есть фотографы, в самом деле большие фотографы, не оставившие после себя истинно выдающихся фотографий. Их роль в другом: они искали новые пути, их творчество стало основой для учеников, которые потом их превзойдут.
Есть фотографы, которые оставили после себя всего один шедевр, зато такой величины, что он обязательно будет висеть на самом почетном месте в будущем Музее фотографического искусства, который откроется в день тысячелетия Фотографии. К примеру, это «Священники в снегу» Вернера Бишофа, другой его известный снимок «Мальчик с дудочкой» гораздо проще, понятнее. Это символ, почти плакат. Именно он, как наиболее запоминающийся и известный широкой публике, стал как бы опознавательным знаком Бишофа. У Юджина Смита это дети, выходящие из тени в свет. А у Ляли Кузнецовой - мальчик с голубем.
Он не так прост, этот снимок, многие видят в нем только символ и поэтому кадрируют его как хотят, не понимая, что эта фотография, как и несколько выдающихся Лялиных работ из цыганской серии (назову хотя бы цыганку с детьми у колеса повозки), - это в самом высшем смысле этого слова фотокартина, то есть цельное, неделимое изображение, важное во всех своих деталях и отношениях.
Вот эти несколько фотографий необычайной красоты и есть то, ради чего живет и мучается в Казани маленькая женщина и большой фотограф Ляля Кузнецова.
К несчастью, цыганская тема так и осталась навсегда связана с именем Ляли. Люди говорят: «Кузнецова, это которая цыган снимает» или «Естественно, она сама как цыганка», или, что еще хуже, «Она борется за права цыган».
Конечно, ни за какие права Ляля не борется, кроме как за свои собственные, да и то, даже здесь борьба идет с переменным успехом. Искусство или художественная фотография не есть средство борьбы против чего-то или за что-то.
Из вступительной статьи Л.Лапина к книге «Ляля Кузнецова. Дорога».
Фото №63131. Цыгане. Туркмения. 1996-1998
Фото №63136. Цыгане. Туркмения. 1996-1998
Фото №63141. Цыгане. Туркмения. 1996-1998
Фото №63146. Узбекистан 1990-1998
Фото №63151. Узбекистан 1990-1998
Фото №63156. Узбекистан 1990-1998
Фото №63161. Цыгане. Узбекистан 1992-1998
Фото №63166. Цыгане. Узбекистан 1992-1998
Фото №63171. Цыгане. Узбекистан 1992-1998
Фото №63181. Евреи. Бухара 2008
Фото №63186. Евреи. Бухара 2008
Фото №63196. Цыгане. Казань 1996
Фото №63201. Цыгане. Одесса 1991
Фото №63206. Цыгане. Одесса 1991
Фото №63211. Цыгане. Одесса 1991
Фото №63216. Цыгане. Одесса 1990
Фото №63221. Цыгане. Одесса 1990
Фото №63226. Цыгане. Одесса 1992
Фото №63231. Цыгане. Одесса 1992
Фото №63236. Цыгане. Одесса 1992
Фото №63241. Цирк. Казань 1982
Фото №63246. Цыгане. Уральск 1986-87
Фото №63251. Цыгане. Уральск 1979
Фото №63256. Цыгане. Уральск 1979
Фото №63261. Цыгане. Уральск 1979
Фото №63176. Цыгане. Узбекистан 1992-1998