Павел Филонов и ученики «Глаз видящий, глаз знающий»
С 27 ноября 2019 по 23 февраля 2020 года в Культурно-выставочном центре Русского музея в Казани на базе Галереи современного искусства ГМИИ РТ экспонируется выставка произведений Павла Филонова и его учеников «Глаз видящий, глаз знающий» из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). На втором этаже галереи размещена экспозиция учителя ( 64 работы), а этажом выше - его учеников: Андрея Сашина, Павла Кондратьева, Татьяны Глебовой, Бориса Гурвича, Николая Евграфова, Валентина Курдова, Софьи Закликовской, Алевтины Мордвиновой, Всеволода Сулимо-Самуйло, Алисы Порет (около 50 работ).

ГСИ ГМИИ РТ. Вход на выставку П.Филонова

Фрагмент экспозиции выставки «Глаз видящий, глаз знающий» Павла Филонова

Фрагмент экспозиции выставки «Глаз видящий, глаз знающий» Павла Филонова

Пейзаж (ветер). 1907 / Пейзаж с деревом. Между 1903 и 1908. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
картон, масл / холст, масло

Фрагмент экспозиции выставки «Глаз видящий, глаз знающий» Павла Филонова

Фрагмент экспозиции выставки «Глаз видящий, глаз знающий» Павла Филонова
В поддержу к этой выставке Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан 23 января 2020 года открыл экспозицию из своих запасников «Фальк, Машков, Кузнецов. Круг художников поставангарда 1920–1960-х гг.». Примечательно, что в её экспозиции есть ключ к пониманию искусства Павла Николаевича Филонова — пламенного революционера в искусстве. А именно, его письмо своей ученице Вере Шолпо. Письмо долгое время хранилось в Казани в семье Веры Шолпо и ее сына Андрея Визеля.
Вера Александровна Шолпо (1902-1970), живописец, театральный художник, художник-график. Окончила студию Е.Е.Лансере и М.В. Добужинского (Петроград, 1917-18 гг.), курсы повышения квалификации художников (Ленинград, 1933-1936). С 1936 по 1970 гг. проживала в Казани.
Знакомить с полным содержанием письма, в котором он он разъяснил свою программу аналитического искусства — «глаз видящий» – «глаз знающий», не буду. С полным вариантом его можно прочесть в 2-х томнике А.Сарабьянова и Н.Мислера «Филонов. Художник. Исследователь. Учитель». О книге: В первом томе представлены живописные и графические работы художника из фондов Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи и частных собраний. Во второй том вошли тексты Филонова: трактаты и выступления по теории и преподаванию изобразительного искусства, его жизнеописание, переписка с учениками, государственными учреждениями и родственниками, — это первая публикация рукописей художника в полном объёме.
Приведу лишь небольшой отрывок, который поможет читателю в понимании названия выставки «Глаз видящий, глаз знающий».
«Основою учения о содержании примите вот что: «видящий глаз» видит только поверхность предметов (объектов), да и то видит только под известным углом, и в его пределах менее половины поверхности (периферии); всей периферии глаз охватить не может, но «знающий глаз» видит предмет объективно, т. е. исчерпывающе полно по периферии, безо всяких углов зрения.
«Видящий глаз» не видит ничего, кроме цвета и формы, т. е. двух явлений на периферии объекта, т. е. двух свойств всякого объекта, а сама-то периферия (поверхность) есть производное целого ряда явлений и процессов, происходящих и обусловливающих в объекте его периферию и по цвету, и по форме. Эти процессы, эти явления присущи консистенции объекта и происходят в ней ежесекундно, напр. рост, биологические, физиологические, химические процессы, реакции, претворения, обмен веществ, электро-радио-магнитные и т. д., так что вместо всякого шарлатанизма всех течений можно установить два полюса возможности реализации явлений:
1) Отвлечение от объекта (абстракция) только двух его свойств как двух единственно видимых глазу явлений - это т. н. реализм во всех его разновидностях - от реализма пещерного дикаря до Сезанна, Сурикова и Репина, например: (рисунок) как рисуют дети и до фотографии. Это реализм, т. к. везде нарисованы, или написаны, лишь форма да цвет периферии объектов под известным углом видения плюс или минус орфография школы, народа, племени или мастера.
Даже Пикассо с его скрипкой - реалист, согласно этому определению: скрипка цела, кувшин целый; скрипка, кувшин, разбитые в кусочки и искусственно размещенные на картине.
Но знающий глаз говорит мастеру-исследователю не только это - он говорит, что в любом атоме консистенции, образовавшей периферию, в любом атоме самой поверхности происходит ряд преобразующих, претворяющих процессов, и мастер пишет эти и многие иные явления формою, изобретаемою им в любом нужном ему случае.
Отсюда и получается, что в первом случае понятие о форме как предвзятое, исторически сложившееся есть лже-правило (канон). Поняв его ложность, я могу его иногда пустить в оборот и написать реальную вещь, но как мыслитель, исследователь, изучающий «содержание» явлений и лишь его ищущий, - я за постоянную основу, базу, принцип работы принимаю анализ содержания и работаю по принципу.
2) «Понятие о содержании определяет действие формой».
Помимо того, есть ряд явлений или понятий, вообще не имеющих ни консистенции, ни периферии, напр.: капитализм, проституция, рабочий вопрос, социализм и т. д., а я хочу их писать.
В первом случае я невольно, в силу принятого канона формы, вру о содержании, искусственно его избегаю или веками его не замечаю, оставаясь невеждой; во втором - я ставлю прямо вопрос: что я вижу в себе, в натуре, что могу и должен сказать о понятом - и смело и прямо говорю об этом своею кистью.
Со второго случая и начинается то, что я называю аналитическим искусством. Натуралистическим и абстрактным разрешением, где реализация ведется изобретенною Вами формою»
(из письма Филонова В.Шолпо, 1928 год).

Восток и Запад. 1912-1913. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
Бумага, масляно-восковая темпера

Восток и Запад. 1912-1913. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
Бумага, масляно-восковая темпера

Трое за столом. 1914-1915. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
холст, масло

За столом. 1912-1913. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
Бумага, дублированная на ватман и холст, масло

Кому нечего терять. 1911-1912. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
Бумага, дублированная на ватман и холст, масло
Павел Филонов уделял должное внимание теоретическим вопросам в искусстве. Он нес в педагогику преподавания ИЗО революционные идеи. Несколько раз отказывался от преподавания в Академии художеств, по причине того, что предложенная им «программа преподавания и система переорганизации живописного факультета правлением не были приняты» В 1925 году в летнее время вел курсы для учащихся художников (состав 70 человек) — Коллектив мастеров аналитического искусства, школа Филонова. Вел обширную переписку с молодыми художниками. Вера Шолпо, пример тому.
«Тов. не откажите вернуть мне это письмо или пришлите с него копию. Мне это надо, чтобы показать моим товарищам - вместе со мною делающим революцию искусства - мастерам аналитического искусства» - приписано в конце письма Филоновым.

Женщина в восточной одежде. 1905. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
холст, масло

Портрет А.Н.Гуэ. 1915. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
холст дублированный, масло
Александра Николаевна Филонова (в замужестве Гуэ). После 20 лет совместной жизни Александр Андреевич Гуэ и Александра Николаевна Филонова -Гуэ обвенчались. Было это в арпеле 1915.

Портрет А.Ф.Азибера с сыном. 1915. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
холст, масло
шурин, фабрикант Арман Францевич Азибера (второй муж сестры Филонова Екатерины)
Филонов тшательно вел дневниковые записи, в которых растолковывал принципы аналитического искусства. Был искренен уверен, что «Будущее принадлежит аналитическому искусству (высший синтез - это научный синтез как производное из анализа). Аналитическое искусство распадается на аналитическое искусство как таковое, чистый аналитический реализм, аналитический натурализм, аналитическую абстракцию при универсальном диапазоне тем, сюжета и объектов изображения и изучения, при исходной базе начинающего на принципе сделанного примитива». В «Идеологии аналитического искусства» художник пишет: «Старинное, запутанное слово «творчество» я заменяю словом «сделанность». В этом смысле «творчество» есть организационная систематическая работа человека над материалом. Творчество как сделанность, как мышление и труд есть организованный фактор, переделывающий интеллект художника в высшую по силе и верности анализа форму; результат творчества, т.е. делающаяся и сделанная вещь, что бы она ни изображала, есть фиксация процесса мышления, т.е. эволюция происходящего в мастере...
Сделанность – это максимум напряжения изобразительной силы. Умение работать, т.е. делать, – это умение заставлять материал отвечать точь-в-точь твоему волевому аналитическому напряжению и точь-в-точь выявлять собою то содержание, какое хочет выявить в делаемой вещи тот, кто её делает».

Волчонок. 1925. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
Бумага, дублированная на ватман и холст, масло

Формула весны. 1927-1929. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
холст, масло
Для Филонова вторая половина 1920-х годов - время воплощения всех живописных «формул весны» и иных «формул». Они никогда еще не экспонировались вместе, единым блоком. Самая известная и большая из работ Филонова конца 1920-х годов - «Формула весны» - была написана на холсте, подаренном Филонову его учениками после работы в Доме печати

Козёл. Между 1930-1932. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
Бумага, дублированная на ватман и холст, масло

Люди (мозаичный фон). Середина 1930-х. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
холст, масло
Всецело поглощен «деланием» революции в искусстве. Много при этом работал. Картины не продавал, а хранил у себя в мастерской, надеясь, что они будут оценены государством и составят основу коллекции нового Музея аналитического искусства. Предлагал устроить выставки работ по городам СССР и за границей - а сборы отдать в пользу Мопра, или к примеру: "(чтобы) весь чистый сбор с нее пошел на вооружение Республиканской Испанской Армии, а если возможно, половину чистого сбора отдать Китайской Народной Армии». Художник о своем благосостоянии не помышлял...

ГОЭЛРО. 1931. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
Бумага, акварель, графитный карандаш

Шкет-изобретатель. 1925. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
бумага, тушь, перо, графитный карандаш

Формула буржуазии. 1924-1925. Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
бумага, тушь, перо, графитный карандаш.
«Я художник мирового расцвета - следовательно, пролетарий» — П.Филонов

Формула расцвета ( последняя стадия коммунизма). 1915-1924.Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
бумага, акварель, тушь, перо, графитный карандаш

Налетчик. 1926-1927Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
бумага, акварель, графитный карандаш, тушь, перо

Казнь. 1920-1921Павел Николаевич Филонов. 1883-1941
бумага, акварель, тушь, графитный карандаш