Альфрид Шаймарданов. Выставка к 100-летию памяти Тивадара Чонтвари (Венгрия)
28 мая 2019 года в Доме Дружбы народов открылась выставка Альфрида Шаймарданова.






В 2018 году Альфрид Шаймарданов запустил в жизнь образовательный выставочный проект, посвященный жанру наивного искусства и художникам, его представляющим. Проект начался с выставки, приуроченной к 100-летию памяти классика наивного искусства Нико Пиросмани (Грузия). В этом году он продолжен выставкой к 100-летию памяти Тивадара Чонтвари (Венгрия). Уверена, что на этом художник не остановится, вниманию казанского зрителя будут еще представлены, и Иван Генералич (1914 -1992), и Анри Руссо (1844-1910).
Почему А. Шаймарданов начал рассказ о классиках этого жанра с Нико Пиросмани и Тивадара Костки Чонтвари? Художник поведал на сегодняшнем вернисаже. Будучи пятилетним ребенком, Альфрид увидел фильм о Нико Пиросмани, навсегда врезавшийся в память. Печальный сюжет зацепил будущего художника. В студенческие годы эхом из детства отозвался фильм артхаусного типа о Тивадаре Костке Чонтвари. И закрутилось, поехало....
Человек рождается художником, или им становится?
Случайно увиденные фильмы, стали "кирпичиками" в построении (становлении) художника Альфрида Шаймарданова.
Воспоминания из детства:
- У нас во дворе не принято было в музыкалку ходить, рисованием заниматься. Половина мальчишек промышляла хулиганством, другая - увлекалась спортом. Я хотел либо знаменитым футболистом стать, либо чемпионом мира по борьбе. В вольной борьбе были достижения, но к 8-9 классу понял, что чемпионом не стать, надо за учебу браться. Появилась потребность в чтении. Читал много, но бессистемно.
Не за горами было окончание школы. В каком направлении двигаться дальше, Альфрид не знал. Технические профессии не волновали. Первая мысль была поступить на исторический факультет, походил в археологический кружок при университете, подостыл. "Может на юрфак?" - перебирал в голове Альфрид - "нет, сложно попасть...". Вместе с другом отправился в Москву в Геологоразведочный институт, чем сильно озадачил родителей. Недобрав одного бала, вернулся. Отслужил в армии, на Северном флоте в морской авиации. За время армейской службы, так и не понял, чем бы хотел заняться. Устроился на Химкомбинат в цех формовки, работа тяжелая в три смены. Производственная травма сподвигла к координальным переменам. Получив расчет, уехал в Ленинград. В 1983 году поступил в Ленинградский институт киноинженеров. "Начну с кинооператора, потом стану знаменитым режиссером" - размышлял Альфрид. По ходу учебы запаниковал: " Куда я попал? Сплошь высшая математика, физика, сопромат, термех...». Но отступать поздно, надо учиться. В студенческие годы появилась тяга Альфрида к походам по музеям Ленинграда. В одном из музеев познакомился с Иваном Степановичем Соловьевым, искусствоведом, библиографом по образованию, человеком энциклопедических знаний. Уцепился за него и с 1986 года стал с ним общаться. Дружба продлилась на многие годы, вплоть до кончины Ивана Степановича (22.06.2015).
— По большому счету, тем кто я есть, я обязан Ивану Степановичу Соловьеву. Он дал некий подход, уникальный, интересный, нескучный взгляд на трактовку искусства. Через литературу привил знание как делать живопись, творить искусство. Я как-то спросил его: "Иван Степанович, можно ли стать знаменитым художником, не умея рисовать?". "Да конечно, запросто. Только нужно приложить усилия, желание. Не тушеваться» — ответил он.
Иван Степанович дал импульс, у меня появилась уверенность.
В 1990-х, уже живя в Казани, Альфрид начал посещать изостудию. Первую картину «Шар улетел» (1993г.) А.Шаймарданову помогала рисовать вся изостудия. Идея - Альфрида, исполнение - студийцев.

1231095_233739483443679_1692198631_n
Из архива художника
—Я сразу решил, что у большого художника, должны быть большие работы. С картиной «Шар улетел », размером 600х900, я пришел в Музей ИЗО. Первым музейным ценителем моего творчества стала искусствовед Вера Цой. В музее готовились к проведению выставки авангарда «Вчера. Сегодня. Завтра», в ней-то я и собрался участвовать. Для убедительности, прихватил, ставшее рекомендацией, письмо из-за границы.
То как получил А. Шаймарданов письмо из Милана - отдельная история. Если вкратце, то это было так. Желание стать знаменитым художником сподвигло Альфрида заручиться поддержкой из-за рубежа. Он написал письмо итальянскому художнику Джетулио Альвиани, в нем изложил свои взгляды и приложил схемы будущих картин. Нежданно, через полтора месяца из Милана пришла бандероль, в нем был ответ от Джетулио:
«Дорой, Альфрид Шаймарданов. Я получил Ваше письмо,которое произвело на меня большое впечатление.Особенно эскизы Ваших будущих картин-знаю,как много они для Вас значат. Хочу заверить Вас,что мне ближе Ваше восприятие явлений,нежели распространенный подход к ним,навязываемый западным обществом,с которым себя,естественно,не отождествляю.Конечно,мои проблемы отличаются от Ваших,но,уверяю,они тоже есть. Вам обязательно нужно продолжать свои глубинные исследования происходящих явлений и воспринимать их чаще такими,каковы они они есть на самом деле,меньше считаясь с личными чувствами,которые могут меняться. Вы должны всегда своей целью ставить создание работы,которая будет искренней и правдивой, насколько это возможно.Именно таким образом Ваши картины постепенно день за днем будут становиться настоящими произведениями искусства. Пожалуйста,напишите мне снова и держите меня в курсе Вашей интересной работы и,кто знает,возможно,когда-нибудь нам выпадет случай встретиться друг с другом. Искренне Ваш, Джетулио Альвиани, Милан,Италия,1993г.».
Все совпало! Письмо, готовая первая работа, выставка авангарда....
— Следующая выставка была в Москве в 1993 году. На Всероссийскую выставку наивного жанра я привез две первые работы. На одной картине - портрет дикого кота, вторая картина - сюжетная: ворона тащит петуха. Меня завернули со словами, дескать, ты же нам всю экспозицию порушишь, не вписываются твои работы в жизнерадостную тематику выставки, наполненную цветочками и овечками. Вернулся в Казань, собрал четыре графические листа и обратно в Москву.
Вот такое было начало выставочной деятельности Альфрида Шаймарданова.
В настоящее время о том, что этот ХУДОЖНИК не умеет рисовать не может быть и речи. У него свой, выработанный годами профессиональный стиль, уникальный взгляд и методически выверенный подход к живописи.

Очевидное-невероятное. Шаймарданов Альфрид. 2018
Встреча первого президента РТ Шаймиева с Ибн Фадланом
холст, масло

Изгнание. 2003. Шаймарданов Альфрид Муллахметович
холст, масло

Ночь полной луны. 2005 , Шаймарданов Альфрид

Приплыли. Вечное. 2015 Шаймарданов Альфрид
холст, масло

Уха из петуха. 2019. Шаймарданов Альфрид
холст, масло

На краю света. 2014. Шаймарданов А.М.

Мы Рай не покидали. 2019. Шаймарданов Альфрид
холст, масло

Казань. Новый ковчег. 2016. Шаймарданов Альфрид
холст, масло

Зимняя сказка. 2019. Шаймарданов А. М.
Холст, масло
Участие и выставках:
1993 - Групповая выставка. Всероссийская выставка «Наивное искусство России». Дом народного творчества. Москва, Россия
1993 - Групповая выставка. Выставка «Новое искусство. Вчера. Сегодня. Завтра», Государственный музей изобразительного искусства РТ, Казань, Россия
1996 - Персональная выставка. Галерея «Ренессанс». Национальный культурный центр «Казань». Казань. Россия
1997 - Персональная выставка в Казанском городском совете депутатов. Казань. Россия
1997 - Всемирная выставка наивного искусства NSITA, Братислава. Словакия
1998 - Персональная выставка. Центральный Дом художника, Москва. Россия
1999 - Персональная выставка. Редакция газеты «Московские новости», Москва. Россия
2002 - Персональная выставка. Выставка в рамках празднования дня рождения классика наивного искусства Нико Пиросмани, Казань, Россия
2004 - Московский международный фестиваль наивного искусства «Фестнанв-2004», Москва. Россия
2004 - Международное биеннале карикатуры. Санта-Круз. Испания
2005 - Персональная выставка. Посольство ФРГ в РФ. Центр немецкой культуры. Москва. Россия
2007 - Персональная выставка. Посольство Литовской Республики в РФ. Центр литовской культуры, Москва. Россия
2007 - Персональная выставка. Посольство Республики Болгария в РФ. Центр болгарской культуры. Москва. Россия
2007 - Групповая выставка. Выставка «Зимине узоры», Центральный Дом художников, Москва, Россия
2011 - Персональная выставка. Галерея 2517, Пермь, Россия
2011- Персональная выставка. Национальный культурный центр «Казань», Казань, Россия
2012 - Персональная выставка в Государственном Совете Республики Татарстан. Казань, Россия
2013 - Групповая выставка, Суворов-центр. Екатеринбург. Россия
2013 - Групповая выставка. IV Московский международный фестиваль наивного искусства «Фестнаив- 2013» в галерее Беляево. Москва. Россия
2013 - Персональная выставка «Счастье навсегда». Музей наивного искусства. Москва. Россия
2014 - IV Московский международный фестиваль наивного искусства «Фсстнаив-2013» в Арт- Измайлово (Москва): галерея NOASS,Рига. Латвия; Национальная галерея Республики Коми, Сыктывкар
2014 - I Панъевропейский фестивальный марафон. Рижский дом конгрессов, Рига, Латвия
2014 - Евразийский фестиваль современного искусства. Екатеринбург. Россия
2015 - Московский Дом национальностей, выставка «Этническое пространство. Запад+Восток» (совместно с И.Мусиным)
2015 - 2016 - выставка «И всё это - Наив» из фондов Музея наивного искусства (Москва) в Музейно-выставочном центре в Боровске; Калужском музее изобразительных искусств; Липецком областном художественном музее
2015 - выставка наивного искусства из собрания Е. Ройзмана в Екатеринбургском музее изобразительного искусства, Екатеринбург. Россия
2016 - Участие в Международной выставке наивного искусства. Кутна Гора, Чехия
2016 - выставка «Искусство и мода» в галерее «Дрезден» в Гостином дворе с представлением коллекции одежды по мотивам картин художника марки «АртНаив Дизайн». Москва. Россия
2016 - персональные выставки в Богатых Сабах в Детской школе искусств и Сабинской средней общеобразовательной школе-интернате для одаренных детей (май)
2016 - участие в групповой выставке Творческого Союза художников России и Российской академии художеств «Красные ворота. Против течения». Москва, Россия
2017 - V Московский международный фестиваль наивного искусства «Фестнаив-2017» в Московском музее современного искусства. Москва. Россия
2017- Международный выставочный исследовательский проект «Великий шелковый путь. Яннзы/Волга/Дунай». Поволжское отделение Российской академии художеств и ТСХ России (Харбин (КНР), Саратов. Москва (РФ). Братислава (Словакия))
2018 - Персональная выставка «Наше всё...» в Государственном музее изобразительных искусств РТ (Казань)
2018 — Персональная выставка «Видения» в Зале изобразительных искусств Поволжского отделения Российской Академии художеств и ТСХР «Лаврушинский, 15» (Москва)
2018 - Персональная выставка «Казань - родина слонов» в Музее русского лубка и наивного искусства (Москва)
2018 - участие в групповой выставке Творческого Союза художников России и Российской академии художеств «Красные ворота. Против течения», Саратов. Тольятти. Саранск. Казань. Москва (Галерея Зураба Церетели)
2019 — участие в групповой выставке «Путешествие по снам» в галерее «Artstory» (Москва).

Консул генерального консульства Венгрии в Казани Ласло Дароци, Альфрид Шаймарданов



















