«Восточный караван» прибыл в Галерею современного искусства ГМИИ РТ
С 7 февраля по 8 марта 2013 года в Галерее современного искусства работает

Керпеч, настенное украшение вышивка
Художники и мастера ДПИ привезли из Узбекистана произведения искусства, которые дают представление о художественной культуре республики.

Ойнахалта
Украшение для зеркал, Вышивка

Сюзане, элементы отделки
На выставке экспонируется более 200 произведений искусства, также работает торговая лавка. В ней можно приобрести товары ферганских мастеров (платки, шарфы, головные уборы, сумки, украшения, текстиль и мн. др.). Возле торговой площадки стоит несколько манекенов в национальной узбекской одежде — авторская коллекция этнической одежды производства

Коллекция этнической одежды производства Арт-студии «Айсель»

Коллекция этнической одежды производства Арт-студии «Айсель»

Шарфы

Коллекция этнической одежды производства Арт-студии «Айсель»

Коллекция этнической одежды производства Арт-студии «Айсель»

Коллекция этнической одежды производства Арт-студии «Айсель»
Тот, кто хоть раз видел риштанскую керамику, не спутает ее ни с

Мастерская керамики Рустама Усманова

Мастерская керамики Рустама Усманова

Мастерская керамики Рустама Усманова

Мастерская керамики Рустама Усманова

Мастерская керамики Рустама Усманова
Насыщенный бирюзовый цвет риштанским изделиям из глины придает зола горных трав, произрастающих в этой местности. Зола, богатая окисями магния, калия, натрия, применяется при приготовлении «ишкоровой» глазури. В результате узор на посуде получается «неповторимо»

Мастерская керамики Рустама Усманова
Мастер из г. Риштана Рустам Усманов — один из лучших гончаров Узбекистана. На его родине, в доме, где он живет, располагается и мастерская, и музей риштанской керамики. Рустам Усманов с выставками объехал весь свет. Его произведения хранятся во многих музеях мира. В экспозицию выставки «Восточный караван» включены его пиалы, ляганы, тарелки.

Риштанская керамика, Мастерская керамики Рустама Усманова

Мастерская керамики Рустама Усманова
О красотах солнечного Узбекистана рассказывают живописные работы художников Валерия Повариниса и Мирсаида Саматова.

Поваринис Валерий МОРОСЯЩИЙ ДОЖДЬ.
2008 Холст, масло
ПОВАРИНИС ВАЛЕРИЙ ЮРЬЕВИЧ
художник-живописец. Оформитель и монументалист.
Родился в 1982 году в г. Джизаке.
В 1997 году окончил Школу искусств в классе ИЗО.
В 2001 году окончил с отличием Училище искусств им.Б.Зокирова в Джизаке.
Участник городских, областных и республиканских выставок.
В 2007 году состоялась персональная выставка в галерее «Чорсу»
- выставочный зал Самаркандскою отделения Академии художеств Узбекистана.
2007 - член Творческого объединения художников Самаркандского отделения Академии художеств Узбекистана.
2010 - персональная выставка «Power rains» (Энергия дождя) в Арт-галсрее «Айсель»
2012 - выставка «Караван снов» в Арг-галерес «Айсель»
2012 - участие в выставке, посвященной Дню художника в
Ташкенте.

Поваринис Валерий НА ВЕРБЛЮДЕ.
2008 Холст, масло
Художник Алексей Щербаков показывает быт, традиции, людей Узбекистана.

Триптих «К ВЕЧЕРУ», Щербаков Алексей
ЕЩЕ ОДИН ВЕЧЕР. Триптих «К ВЕЧЕРУ». 2010
Бумага, карандаш
НЕВЕСТКА. Триптих «К ВЕЧЕРУ». 2010
Холст, масло
ЕЩЕ ОДИН ДЕНЬ. Триптих «К ВЕЧЕРУ». 2008
Холст, масло
ЩЕРБАКОВ АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ
Родился 3 октября 1948 года в посёлке (кишлаке) Джума Паст — Даргомского района Сшаркандской области.
В 1971 году поступил в РХУ им. П.Бенькова в Ташкенте на
живописно-педагогическое отделение, которое окончил в 1975.В 1975–1992 годы —
художник-оформитель ХПМ при Самаркандском отделении СХ Узбекистана.В 1998 году вступил в члены творческого объединения Академии Художеств Узбекистана.
Растает в техниках акварели и масляной живописи, а также в свободной росписи по ткани. Основная тема его работ — Восток, Узбекистан и его люди, быт и традиции, Жанры: натюрморт, портрет, пейзаж, свободные композиции.
В 2008 году за серию художественных произведений (Туркум асарлари учун) А. Щербаков удостоен серебряной медали Академии художеств Узбекистана,
Работы представлены в музеях, частных галереях и собраниях России, Узбекистана, Австралии, ЮАР, Японии, Аргентины, США,
Англии, Франции, Италии, Германии и др.
Участник международных, республиканских и городских выставок:
1997 —
«Азия-Арт-97» ,Ташкент;1997 — «Красота спасёт мир», Самарканд 2001 — «Silk Road», Ташкент
2007 - художественная выставка и
«Батик-шоу» — «Шелковая рапсодия», международная выставка батика в галерее НБУПерсональные выставки:
1996 — «Выставка на даче англичанки», Самарканд
1998 — «Тепло южного солнца» — выставка акварелей в самаркандском музее 2006 — Выставка в представительстве Великобритании.
2008 - «Мимолетности.
Арт-центр «Счастливая птица» и французский культурный центр им. В. Гюго.2010 — «Цветное смятение», АХ Узбекистана,
Арт-студия «Айсель»2012 — «Чёрный треугольник», «Голубой треугольник», Галерея «Айсель»
С традиционной техникой чий (степная трава) знакомит Владимир Патлай.

Дина Ходжаева (Пенсон), Альфия Валиева, Владимир Патлай
Альфия Валиева, директор Арт-студии Айсель

ПАТЛАЙ ВЛАДИМИР ЦВЕТОЧНАЯ ДИСКОТЕКА Чий, шёлк, шерсть

ПАТЛАЙ ВЛАДИМИР ОБЕРЕГ Чий, шёлк, шерсть
Плетение из чия — традиционная художественная техника среднеазиатского народного прикладного искусства, в котором, как материал используется растущий в степи тонкий тростник — чий. Высушенные стебли чия оплетают шерстью, окрашенной в разные цвета, в результате чего изделие покрывается узором.

ПАТЛАЙ ВЛАДИМИР ВОСТОЧНЫЙ КОЛОРИТ Чий. шелк, шерсть

ПАТЛАЙ ВЛАДИМИР АРЛЕКИН Чий, шёлк шерсть
Художники из Ферганы — супруги Владимир Пучковский и Светлана Шихова демонстрируют публике цикл работ, выполненных в технике гобелена и уникального авторского рельефного стеганого батика. Они используют технологию вышивки по верёвочному рельефу шёлковой нитью, подсказанную техникой бухарского золотого шитья. В работе мастера применяют: натуральные красители, изготовленные из местных растений; ручную набойку штампами, вырезанными из древесины фруктовых деревьев.

МАРГЕЛАНСКИЙ МОТИВ, Шихова Светлана, Пучковский Владимир
Стеганый батик, шёлк, ручное ткачество, роспись, стёжка

КОЛОДЕЦ, Шихова Светлана, Пучковский Владимир
Стеганый батик, шёлк, ручное ткачество, роспись, стёжка
Третий этаж Галереи современного искусства вместил 100 работ всемирно известного советского фотохудожника, фотокорреспондента всесоюзного информационного агентства «ТАСС» Макса Пенсона и его дочери Дины Ходжаевой.

ПЕНСОН МАКС ЗАХАРОВИЧ 1893 -1959
Фотография Макса Пенсона © Maxime Penson 2005-2013
Известный советский фотохудожник, фотокорреспондент газеты «Правда Востока» и всесоюзного информационного агентства ТАСС.
Макс Пенсон родился в городе Велиже Витебской губернии 17 марта 1893 года в семье переплётчика, работника местной типографии. Окончил Велижское городское училище в 1911 году, затем полгода учился в художественной школе в Миргороде Полтавской губернии, а затем в
художественно-промышленной школе общества имени Антокольского (вдекоративно-малярном отделе) в Вильно.В 1915 году Макс Пенсон с семьёй переехал в Коканд, работал сначала счетоводом и одновременно учителем рисования в местной школе. В 1921 году, в
28-летнем возрасте, был награжден фотоаппаратом за вклад в развитие образования и тут же все свое время стал проводить на улицах, делая снимки. Вскоре он сменил преподавательскую деятельность на работу в качестве фотографа для одного из первых советских фотографических агентств под названием «Руссфото», а затем стал фотокорреспондентом самой крупной среднеазиатской газеты «Правда Востока».С 1926 по 1949 год Пенсон работал фотографом газеты «Правда России». Фотографии его стали занимать призовые места на всесоюзных выставках, появлялись на обложке знаменитого «Огонька». А однажды большой и красивый журнал «СССР на стройке» был полностью составлен из снимков Макса Пенсона — при том, что в этом журнале работали все корифеи советской фотографии тех лет во главе с Родченко и Лисицким.
Камера Макса Пенсона документально фиксировала изменения в жизни Узбекистана (во многом помогая социалистической пропаганде), однако каждый его снимок становился художественной метафорой, безупречной по эстетической форме. Известный кинорежиссер Сергей Эйзенштейн писал о Максе Захаровиче: «Невозможно говорить о Фергане, не вспомнив вездесущего Пенсона, человека, исходившего с фотоаппаратом весь Узбекистан, чью славную историю страница за страницей можно воссоздать по необозримому фотоархиву Пенсона за многие и многие годы». И действительно, обладая исключительной работоспособностью, Пенсон за свою жизнь сделал огромное количество фотографий (сохранившийся архив негативов насчитывает около 50 тысяч единиц).
Самая известная его фотография «Узбекская мадонна», в 1937 году получила Золотую медаль на Всемирной выставке в Париже.
В 1949 году ему было запрещено продолжать работу в качестве фотокорреспондента. Умер Макс Пенсон в Ташкенте в 1959 году.

фото: Макс Пенсон

фото: Макс Пенсон

Фрагмент из альбома Дины Ходжаевой «Фотографии без дублей»
автор фото: ХОДЖАЕВА ДИНА МАКСИМОВНА (1933 г.р.)
ХОДЖАЕВА ДИНА МАКСИМОВНА (1933 г.р.)
Фотожурналист, репортер. Родилась в Ташкенте в семье известного фотохудожника Макса Пенсона (1893 -1959).
Фотография - самый демократичный и универсальный язык общения, один из увлекательнейших инструментов познания мира и способ донесения до людей своего представления об окружающей нас действительности.
Дину Ходжаеву бог не только талантом не обидел, наделив ее особым зрением, но и одарил редким генотипом фоторепортера, напрямую происходящим от ее знаменитого отца - великого Макса Пенсона (1891-1959), создававшим летопись Узбекистана 1920-30-х годов. Можно сказать, что профессия ей передалась по наследству. Ничто не случайно, - навыки и секреты профессии Дине Пенсон были известны с детства, круг друзей отчего дома включал в себя таких выдающихся фотохудожников как Г.Зельма, Б.Кудояров, В.Тарасевич, отобразивших «великую эпоху» во всех ее проявлениях. Поэтому решение связать свою жизнь с фотоаппаратом произошло не одномоментно и не случайно. Это вполне закономерный и логичный акт. В начале пятидесятых годов Всеволод Тарасевич, посвятив Дину во многие таинства удивительного мира фотоискусства, оказал на ее творческую манеру довольно сильное влияние. В дальнейшем Дина, работник узбекской студии телевидения, активно помогала своему мужу -кинорежиссеру Файзулле Ходжаеву над работой по созданию журналистских очерков и документальных фильмов. Их творческий тандем в начале 1960-х годов был результативен: многочисленные публикации в журналах «Огонек», «Работница», «Советский воин», «Советский Союз», в местных органах печати всегда были заметным событием для мира журналистики и репортажа. Сюжеты стройки в Голодной Степи (рубеж 1950-60-х гг.) по праву вошли в золотой фонд репортажной фотографии Узбекистана Тема «сотворения мира» в абсолютно неприспособленных для жизни условиях, подвиг рабочих и крестьян, «поднимающих» целину в солончаковых землях, помимо высокого градуса гражданственности и патриотизма, имеет также и хороший творческий потенциал. Фотографии сильны не только пафосом строительства социализма, они ориентированы прежде всего на человека, его красоту и величие. Кроме заказной работы Дина активно снимала и «для себя».Снимки из европейских путешествий 1970-х годов (Париж, Флоренция, Лондон, Копенгаген...) интересны ее точными и внимательными наблюдениями, они лишены идеологических характеристик, и имеют очевидный флер эпохи «постхиппи» - эха революций конца 1960-х гг. Проникновение в психологию персонажа, удачная компоновка композиций, игра света и теней, ситуационный подтекст, - все это делает серию интересным феноменом в «неангажированной» фотографии советского периода.
Творчество Дины Ходжаевой - первой профессиональной женщины-фоторепортера Узбекистана -всегда отличалось предельной искренностью и высокими нравственными качествами. Ее фотографии никогда не были предназначены для массового просмотра и персональных выставок. Сегодня очевидно, что они являются сокровенным посланием художника остальному миру. Напоминая всем нам, что фотография - искусство «женского рода».
Центральное место в экспозиции занимает самая известная фотография Макса Пенсона — портрет «Узбекской Мадонны», получившая высшую награду на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, — изображает освобождённую мусульманку, снявшую чадру и кормящую ребёнка грудью.

На открытии выставки "Восточный караван", февраль 2013

А. Абдусатаров, Н.Владимиров, Н. Мубараушина
Председатель Национально-культурной автономии узбеков Республики Татарстан Абдусатаров Абдуманоб Абдугапарович; Владимиров Николай Михайлович (1950), заместитель председателя совета Ассамблеи народов Татарстана – руководитель исполкома.Мубаракшина Наиля Рафиковна, федущий советник Отдела развития музейного дела МК РТ

Надира Усманова, Юлия Пучковская

Асия Садыкова, Владимир Попов, Расиха Фаизова

На открытии выставки "Восточный караван", ГСИ ГМИИ РТ, февраль 2013

«Восточный Караван», выставка в Галерее современного искусства, 7 февраля 2013

Групповой портрет с открытия выставки "Восточный караван", Казань, февраль 2013
Выставка проводится 7 февраля по 8 марта 2013г. в Галерее современного искусства (ул. К. Маркса, 57).
Понедельник - выходной.
Вторник - Пятница с 11:00 до 19:00
Суббота, Воскресенье с 11:00 до 18:00