Анастасия Бузунеева. «У Казани женское лицо»
Рассказывая о выставке, открытой ко Дню Республики в галерее «Эбиволь» «Казани посвящается», я намеренно не стала писать еще об одной художнице, предоставившей на выставку свои работы - об Анастасии Бузунеевой. Было желание выделить этот разговор в отдельный материал. Очень увлекательной была беседа с самой молодой на той выставке художницей. Разговор оставил длинный шлейф впечатлений, навел на определенные размышления. И вышло так, как бывает после прочтения интересной книги: захотелось сделать небольшую паузу.

Владимир Кочунов, Анастасия Бузунеева
разговор художников
Начну, пожалуй, с того, что родилась Анастасия в восточной стране, а именно в Средней Азии, в Туркменистане (г. Мары). И это, несомненно, наложило отпечаток на ее «пристрастия» и творчество. Говоря о «пристрастиях», я имею в виду ее тягу к восточным мотивам в одежде, украшениях. В ушах Анастасии серьги, выполненные по историческим эскизам - истинное украшение татарской женщины. Платье, дизайнерской работы с ручной вышивкой, по старинным мотивам. Нравится Анастасии, когда «монисты на всю грудь», а в одежде присутствует восточная орнаменталистика.
Восточный орнамент «глаз радует» и присутствует, как непременный атрибут, во всех работах Анастасии. Без орнамента, по мнению Анастасии, картина выглядит неживой, бездушной. Из истории народного костюма вспоминается, что орнамент, служил не только украшением, но и заговором от злых сил природы - «оберегом». Так и в работах Анастасии, орнамент, зачастую это оберег. Есть в творчестве художницы картины под названием «Тотем» - это картины-обереги. В галерее «Эбиволь», на стене, вижу одну из них: «Ворон обнимает спящую женщину».
Первые работы Анастасия писала, будучи беременной. Она так глубоко переживала свое новое состояние, что все кого она рисовала в тот период, были беременными: птица, с нежностью обнимающие яйцо, кошки. И все картины непременно были испещрены орнаментом.
Анастасия по образованию дизайнер, а у дизайнеров стилизация в крови. Ее картины «заворачиваются в спираль», как например, полотно «Танец Сююмбике». Изображение казанской царицы не статично. Сююмбике в вихре танца - прежде всего движение и гармония. И в тоже время картина ассоциируется с одной из основных концепций древнекитайской философии - инь-ян (солнце и луна, свет и тьма и пр.).
Все творчество Анастасии пронизано глубокой философией. Анастасия первой придумала - писать живописные полотна на зеркалах, превращая зеркало в произведение искусства. «Это и картина, и функционал, и расширение пространства, и отражение своей сущности» - размышляет Анастасия.
В копилке художницы 14 авторских крупных зеркал. Сюжеты на зеркалах разнообразны; ангел с нежной улыбкой, расчесывающий волосы; тигр, закрывающий телом и лапами ребенка (портрет спящей дочки). Но, как бы, ни было обрамлено зеркало, прежде всего, человек видит в нем себя любимого.
Роспись и инкрустация зеркал, лишь крупица в бурном потоке кипучей энергии Анастасии. Во время беседы с художницей у меня сложилось впечатление, что она может «все». В ручную, рисовала мультфильмы, работала художником-иллюстратором в журнале «Идель». Сегодня, успешно занимается живописью, рисует песком, в качестве художника-постановщика, в составе творческого коллектива «Мнение» снимает социальные ролики, и к тому же работает с детьми в д/с №97. Учит их, как правильно держать карандаш, как рисовать без кисточки, руками, оттисками. Придумывает и разрабатывает программы. А дети ее иначе как Нанастасия-волшебница и не зовут. Таков краткий портрет Анастасии Бузунеевой. Но перейдем непосредственно к выставке в галерее «Эбиволь».
Анастасия Бузунеева не первый раз выставляется в этой галерее. Творчество Анастасии знакомо завсегдатаям «Эбиволь» Ее первая выставка носила название «Легенда о древнем Кужебаре». Была интересна тем, что к каждому живописному полотну Анастасии прилагался пергамент с текстом, ей же придуманной легенды.
Сегодня Анастасия презентует выставку, посвященную Дню Республики «У Казани женское лицо». Идею о Казани Анастасия вынашивала полтора года.

Анастасия Бузунеева
на открытии выставки казанских художников трех поколений "Казани посвящается"
«В основном в галереях про Казань я видела на картинах просто мечеть, просто какие-то дворики, домики. А мне всегда казалось, что главный символ Казани - Сююмбике. Ее превозносят, о ней слагают легенды и они все спорные. У нас же куда ни сунься - Сююмбике, Сююмбике. А кто видел эту Сююмбике? А действительно ли она такая красавица была?» - рассуждает Анастасия.
Набрав в Интернете запрос «портрет Сююмбике, Анастасия разочаровалась, обнаружив в сети лишь три портрета, один из которых был выполнен на пергаменте. «И везде она такая статичная, сидит прямо, смотрит сухо. В ней как будто бы ничего женственного нет. Статуйка и все» - констатирует Анастасия.

Рассвет над Казанью. Анастасия Бузунеева

Танец Сююмбике. Анастасия Бузунеева
Ей захотелось сделать Сююмбике олицетворением женственности, красоты. Она поняла, что надо делать собирательный образ татарской красавицы, «а не просто исторический портрет: именно такие глаза, именно такие волосы, бровь, взгляд надменный, губы именно такого размера».

Движение сквозь время. Анастасия Бузунеева
И Анастасия начала искать. Для нее истинная татарская красавица это «длинные волосы, изогнутые брови, раскосые, миндалевидные глаза, пухлые губы». Картина «Сияние сквозь время» написана Анастасией по памяти с подруги одногруппницы.
Может быть, кто-то в работах Анастасии узнает себя. Это возможно! Художница пребывает в постоянном поиске, находя черты татарской красавицы в каждой из нас.

Вышедшая из Солнца. Анастасия Бузунеева