Сегодня в Татарском Государственном академическом театре им. Г.Камала состоялось расширенное заседание коллегии «Об итогах работы Министерства культуры Республики Татарстан в 2011 году и задачах на 2012 год» под председательством министра культуры РТ Айрата Сибагатуллина.
Доклад министра культуры РТ
Уважаемый Фарид Хайруллович!
Уважаемый Андрей Евгеньевич!
Уважаемые члены коллегии, гости и приглашенные!
Наступивший 2012 год объявлен в России Годом истории. Любой отрезок времени способен оставить в исторической летописи свой след. Иногда судьбы мира вершат секунды. Иногда бесследно улетают годы.
Сегодня на расширенном заседании коллегии Министерства культуры Республики Татарстан мы с Вами собрались для того, чтобы понять, какой след оставят в нашей истории, в новой истории Татарстана события ушедшего 2011 года. И не случайно, что это происходит на коллегии именно Министерства культуры, ведь известно, что во многом то, какой запомнится эпоха нашим потомкам, определяет культура.
Неоценимую роль в деле популяризации татарской культуры сыграло объявление 2011 года Годом Тукая в Республике Татарстан и странах-участницах международной организации ТЮРКСОЙ. Инициативу проведения года, посвященного юбилею поэта, поддержали и в ЮНЕСКО. Юбилейные мероприятия прошли в большинстве российских регионов, в местах компактного проживания татар в странах ближнего и дальнего зарубежья. Реализованные проекты по случаю юбилея поэта исчислялись сотнями. Многие из них прошли с участием творческих коллективов, деятелей культуры и искусства, представителей творческой интеллигенции нашей республики. На государственном уровне прошли торжества в Турции, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Таджикистане, Азербайджане, Польше, Литве, Финляндии и Аргентине.
Значимыми событиями стали установка бюста Габдуллы Тукая в Анкаре, открытие бульвара поэта в Тарсусе, присвоение имени Тукая одной из новых улиц этого города. В историческом районе Эюп Стамбула открыт Парк Габдуллы Тукая. В настоящее время разработана концепция развития парка, подготовлен фор-эскиз памятника Габдулле Тукаю. Его установка планируется в 2012 году.
Памятники поэту в 2011 году были также установлены в Москве и Набережных Челнах, бюст - в Димитровграде Ульяновской области.
Наша задача – чётко определить приоритеты культурной политики на 2012 год, объявленный Президентом Республики Татарстан Годом историко-культурного наследия Республики Татарстан.
Вопрос сохранения культурного наследия, противостояния негативным последствиям глобализации, сохранения самобытности культуры народа – один из ключевых вопросов национальной безопасности государства. Недаром в Стратегии национальной безопасности России до 2020 года говорится, что «главными угрозами национальной безопасности в сфере культуры являются… противоправные посягательства на объекты культуры».
Юридически термин «объекты культуры» достаточно широкий. Однако чаще всего этот термин применяется к объектам культурного наследия.
Ситуация с историческими памятниками – Номерами купца Банарцева и Домом Потехина – в начале 2011 года объединила энтузиастов, выступающих за сохранение исторического ядра Казани. Позиция общественности была одобрена Президентом Республики Татарстан Рустамом Нургалиевичем Миннихановым, и легла в основу политики против «брюсселизации» Казани, против сверхкапитализации территорий, сверхкапитализации духовных ценностей.
На 1 января 2012 года на государственной охране состоит 1335 объектов культурного наследия или с учетом пообъектного состава комплексов - 1550. Из них федерального значения – 105 памятников (159 с учетом пообъектного состава комплексов), республиканского – 953 и 1077 соответственно, муниципального значения – 277 и 314 соответственно.
Одна из приоритетных задач, которая стоит перед органами охраны объектов культурного наследия, - формирование Единого государственного реестра объектов культурного наследия народов Российской Федерации. На сегодняшний день из расположенных на территории нашей республики памятников зарегистрирован в реестре только один объект – Казанский Кремль. Но в 2011 г. была проделана большая работа по подготовке документов, необходимых для регистрации: установлены границы территорий объектов культурного наследия для 182 объектов, определен предмет охраны 59 памятников. В начавшемся году стоит задача добиться результатов, так как реестр – юридическая основа памятникоохранной деятельности.
Для реализации проектов в сфере частно-государственного партнерства, планирования государственного финансирования работ по сохранению памятников истории и культуры, прежде всего, необходимо выстроить документационное, информационное и организационное обеспечение этой работы.
У нас нет точного количества объектов культурного наследия, находящихся сегодня в неудовлетворительном и аварийном состоянии. По данным обследований 237 объектов культурного наследия, проведенных в 2011 году при заключении охранных обязательств и в ходе проверок, а также по оценке экспертов, доля таких объектов составляет не менее тридцати процентов.
В 2012 году одной из приоритетных задач в вопросах государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия должна стать полная инвентаризация памятников, создание современной системы учета и мониторинга объектов культурного наследия.
Реализация этой задачи невозможна без использования современных информационных технологий. На нашем сайте в ближайшее время должна заработать информационная система, содержащая сведения о памятниках истории и культуры Республики Татарстан, состоящих на государственной охране. В течение 2011 года информация по всем 1550 объектам культурного наследия внесена в единую информационную систему.
Следующим этапом, который позволит значительно усовершенствовать межведомственное взаимодействие с Росреестром и органами управления градостроительной деятельностью, станет переход на использование геоинформационных систем.
Министерство культуры Республики Татарстан осуществляет полномочия по государственной охране объектов культурного наследия. В результате проведенных прокуратурой контрольных мероприятий, часть из которых проходила с участием сотрудников министерства, в 2011 году значительно активизировалась работа по заключению охранных обязательств. Заключено 166 охранных обязательств, из них 59 с собственниками и пользователями зданий-памятников, 107 – по земельным участкам.
Безусловным приоритетом в работе нашего министерства должно стать усиление контроля за состоянием объектов культурного наследия, а также за соблюдением собственниками и пользователями обязательств по сохранению объектов культурного наследия. Здесь нам необходимо в полной мере использовать правовые механизмы, предоставленные законодательством органам охраны объектов культурного наследия: это и меры административного воздействия, и понуждение к выполнению обязательств по сохранению через суд. Закон предоставляет государству в лице Министерства культуры право на изъятие у собственника памятника в случае ненадлежащего содержания. Мы должны воспользоваться этим правом, применив к ряду собственников и эту крайнюю меру.
Говоря о вопросах сохранения объектов культурного наследия, я бы хотел поднять еще одну тему – тему сохранения памятников археологии. На территории Республики Татарстан в настоящее время выявлены около 4 тысяч памятников археологии, из них на государственной охране состоят 278 объектов. Состояние памятников археологии существенно различается в зависимости от их географического положения. В береговых зонах водохранилищ идет активное разрушение под воздействием природных факторов — береговых осыпей и волновых эрозий. По данным мониторинга, в зонах водохранилищ разрушениям подверглись около 30 % расположенных там памятников. Под воздействием антропогенных факторов разрушениям (полным или частичным) подверглись порядка 7- 8 % объектов.
В августе 2011 года на встрече с учёными и студентами-археологами, работающими на раскопках древнегреческого города Фанагории, Премьер-министр Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин сказал: «Самое главное, на мой взгляд, прямая польза от того, что вы делаете, – это осознание наших собственных корней, осознание того, кем мы являемся на самом деле. А когда мы это понимаем, нам легче сориентироваться и в сегодняшнем пространстве, времени и посмотреть в будущее. Это очень важно».
Тема сохранения археологического наследия Татарстана не должна в нашей работе отходить на второй план. Это доказал нам и опыт первых двух лет реализации комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана: древний Болгар и остров-град Свияжск». При формировании плана мероприятий на 2012-2014 годы доля мероприятий по проведению археологических исследований возросла в несколько раз. За почти двухвековое изучение Болгарского городища исследованиям было подвергнуто около 20 тысяч квадратных метров его площади. В рамках комплексного проекта эта площадь увеличится более чем в два раза. В 2012 году особое внимание уделено внедрению новых неразрушающих методов исследований, а также вопросам консервации и музеефикации раскрываемых археологических объектов.
Большая работа предстоит нам по продвижению номинаций Болгара и Свияжска в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
Уважаемые коллеги!
Высокий уровень культуры не может быть обеспечен без должного внимания и поддержки развития культурной среды. Каждый из нас с детства хранит в своей памяти художественные образы, запомнившиеся при первом посещении театра, кинозала, музея. Они оказывают влияние на наше мировоззрение, нравственные принципы, образование, формирование системы ценностей, осмысление своего места в мире.
Культура влияет на формирование личности не меньше, чем экономические условия, в которых он существует. Но для превращения культуры в доступный стратегический ресурс повышения конкурентоспособности человека, источник его всестороннего развития, необходима полноценная, отвечающая современным требованиям материально-техническая база учреждений культуры, необходимы профессиональные специалисты.
По состоянию на 1.01.2012 года в республике действуют 3 857 сетевых единиц учреждений культуры. Это 58 республиканских и 3799 муниципальных учреждений.
Сегодня в адрес руководства республики поступает большое количество обращений о создании в том или ином муниципальном районе нового учреждения культуры. Принимая решение о строительстве или реконструкции объектов культуры, необходимо заранее определять концепцию развития организации, конкурентоспособную репертуарную политику, привлекать достойные кадры. Только в этом случае построенный театр, музей, библиотека, училище, клуб будут жить полнокровной жизнью. В противном случае мы получим пустующие помещения, которые не только невозможно использовать по профилю, но даже сдать в аренду.
Приведу пример.
В настоящее время одна из основных проблем отрасли культуры в Татарстане – износ зданий: в последние годы стремительно растет процент зданий, находящихся в неудовлетворительном состоянии. Наибольшее число – здания культурно-досуговых учреждений – 32,7%.
В 2011 году по инициативе Президента Республики Татарстан был начат беспрецедентный на всем постсоветском пространстве проект по строительству в каждом муниципальном районе сельских клубов. Институт «Татинвестгражданпроект» предложил несколько вариантов проекта на 100, 200, 212, 280 и 300 посадочных мест, в том числе, предусматривающие трансформируемые залы.
Большинство муниципальных районов при выборе проектов выбрало самый дорогостоящий вариант – клуб-трансформер на 280 посадочных мест, даже в населенных пунктах с числом жителей не более 300 человек. Это здание нужно будет наполнить жизнью – обеспечить кадрами, проводить мероприятия, обслуживать, наконец. Есть ли на это средства у района? Как будут закладываться в бюджет затраты на содержание нового клуба?
Это очень важный вопрос, ведь сегодня муниципальный бюджет отрасли культуры, формируемый на основе нормативов финансовых затрат на организацию библиотечного, культурно-досугового и музейного обслуживания населения муниципальных районов, не всегда в полном объеме покрывает потребности действующей сети учреждений культуры.
В некоторых районах финансирование расходов культуры осуществляется даже ниже параметров, учтенных при формировании муниципальных бюджетов, либо лимиты доводятся к концу года, когда освоить их становится невозможно. Из каких средств будут покрываться затраты на содержание вновь возводимых объектов необходимо просчитывать заранее.
Потребует корректировки и применяемая сегодня система условного нормИрования. В связи с этим, нам нужно продолжить начатую в 2011 году практику проведения зональных совещаний, встреч по обмену опытом и обучающих семинаров для руководителей управлений культуры муниципальных районов, специалистов в области библиотечного дела, музейных работников, директоров клуба, для выработки согласованных решений.
Хочу отметить, что сегодня отрасль культуры – самая «ненормированная». У нас нет стандартов качества предоставления государственных и муниципальных услуг, устарели нормативы содержания учреждений культуры (последний документ был принят в 2000 году!), потеряли свою актуальность типовые штаты учреждений культуры (документ 1995 года), требуют разработки и доработки ведомственные документы, определяющие принципы оплаты труда работников культуры.
В 2012 году одним из самых приоритетных направлений нашей работы должна стать выработка четких обоснованных принципов формирования бюджета отрасли. По сути, это и есть стратегия развития культуры.
При этом методика «обратного счета» - деления бюджета учреждения на условные единицы – спектакли, зрителя, читателя – сегодня недопустима. К сожалению, действующие методики приводят к сложным для учреждений культуры ситуациям, когда, например, норматив финансовых затрат на организацию, постановку и показ спектакля оценивается в 60,5 тысяч рублей.
Одной из самых больных тем сегодня является уровень заработной платы в учреждениях культуры. Об этом было сказано и в Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию:
«Надо целенаправленно заняться возрождением культуры. … Средняя зарплата в этой сфере сейчас вдвое меньше среднемесячной зарплаты в экономике, что и несправедливо, и абсолютно недальновидно».
Средняя заработная плата в учреждениях, подведомственных Министерству культуры Республики Татарстан, включая муниципальные учреждения культуры, составила 8 974 рубля, что составляет – 47% от средней заработной платы в народном хозяйстве. В республиканских учреждениях – 12 174 рубля. В муниципальных учреждениях – 7 972 рубля, или 42% от средней в народном хозяйстве.
Средняя заработная плата по отрасли по сравнению с 2011 годом увеличилась на 11%. В народном хозяйстве рост составил – 14,9%.
Среди государственных учреждений самая высокая заработная плата в Государственном симфоническом оркестре (38 тыс.руб.), самая низкая – музее имени Галии Кайбицкой (6 577 руб.). Почти во всех муниципальных районах средняя заработная плата работников культуры не достигает минимального потребительского бюджета (9 150 рублей). Заработная плата в структуре расходов государственных учреждений культуры составляет 72% всех затрат, в муниципальных – еще выше. Искать потенциал ее роста только в оптимизации затрат невозможно.
Безусловно, потенциалом для роста заработной платы, особенно в театрально-зрелищных учреждениях, являются доходы от оказания учреждениями культуры платных услуг. По результатам деятельности всей сети учреждений культуры за 2011 год объем доходов от приносящей доход деятельности составил 529 млн.руб., что на 20 % больше, чем в 2010 году.
Некорректно сравнивать доходность театрально-зрелищных учреждений и библиотек. Важно, что 45% от полученных доходов республиканских учреждений идет на выплату заработной платы. Больше половины всех доходов (52%) тратятся учреждениями на основную деятельность -постановку театральных представлений, гастрольную деятельность, содержание имущества, оплату ГСМ и т.д.
В основе любого развития - поиск дополнительных возможностей в области предоставления традиционных предложений и услуг. Большой потенциал таится во внедрении инновационных технологий.
В 2011 году министерством проведена работа по мониторингу уровня оснащенности компьютерным оборудованием и оргтехникой, а также наличием доступа в интернет всех подведомственных учреждений. В текущий момент компьютерный парк 59 подведомственных учреждений насчитывает около 1000 рабочих мест, из них 30% составляет морально устаревшая техника, требующая замены. Общий парк компьютеров в муниципальных учреждениях культуры составляет 2274 рабочих места, из них 34% устаревшая техника.
Из всех подведомственных учреждений 13% не подключены к Государственной интегрированной системе телекоммуникаций Республики Татарстан и пользуются интернетом сторонних провайдеров. 25% подведомственных учреждений подключены к сети интернет по низкоскоростным каналам связи.
В работе по внедрению современных инфокоммуникационных технологий наибольший успех достигнут в библиотечном деле – в рамках реализации долгосрочной республиканской целевой программы «Развитие библиотечного дела в Республике Татарстан на 2009-2014 годы и на перспективу до 2020 года». Только в 2011 году для библиотек республики было закуплено компьютерное и мультимедийное оборудование на общую сумму 16,7 миллионов рублей.
За два года реализации программы удалось совершить настоящий прорыв в информатизации библиотек: доля библиотек, имеющих персональные компьютеры, составила 64% (рост показателя за год - в 3,6 раза), доля общедоступных библиотек, имеющих доступ в Интернет, выросла до 43 % (рост показателя в 3,7 раза).
При проведении в 2011 году Всероссийской переписи библиотеки системой Барс-Веб-мониторинга была разработана независимая собственная информационная система “Библиотеки Республики Татарстан”. В настоящее время Министерством культуры Российской Федерации эта система рассматривается как «пилотный» проект по сбору федеральных статистических форм отчетности в сфере культуры.
Перспективы внедрения информационных технологий в театральном и музейном деле, прежде всего, связаны с внедрением единого электронного билета. Уже сегодня, даже на такие знаковые театральные фестивали как Шаляпинский, Нуриевский, реализация билетов идет через интернет портал Национального билетного оператора.
В 2012 году в рамках перехода на предоставление государственных услуг в электронном виде должен быть запущен проект «Культурная афиша», предлагающий пользователям самый широкий спектр возможностей. Завершение реализации этого проекта позволит не только повысить доступность театров, концертных залов и музеев, но и будет способствовать в конечном итоге развитию въездного событийного туризма.
В 2012 году необходимо сосредоточить все усилия на разработку и реализацию программы информатизации музеев и обеспечения сохранности музейного фонда. Мы уже с Вами, Фарид Хайруллович, обсуждали это в ходе состоявшейся 16 ноября Вашей встречи с работниками музеев.
В 2011 году Музейный фонд, хранящийся в музеях республики, пополнился на 36 тысяч единиц хранения и превысил 1,7 миллионов единиц хранения. При этом количество музейных предметов, внесенных в электронный каталог, составляет лишь 37%. По состоянию на 1 января 2012 года из 127 сетевых музейных единиц доступ в интернет имеют лишь 44 музея (34,6%). 27 муниципальных музеев вообще не имеют компьютеров.
Уважаемые коллеги!
Сегодня в фильме многие говорили о способах повышения туристической привлекательности Татарстана. Безусловно, большой потенциал в организации въездного туризма имеют музеи Татарстана.
Туристская привлекательность музеев во многом зависит от грамотного позиционирования и продвижения музейного продукта. Одним из основных способов привлечения потока туристов и посетителей становится событийный туризм. Одним из примеров такого событийного туризма может служить Всероссийская Спасская ярмарка в г. Елабуга. Ярмарка традиционно в прошла в августе в четвертый раз. В 2011 году Спасскую ярмарку посетило около 50 000 человек, свои изделия представили около 600 мастеров из 80 городов России, а также из городов Турции и Пакистана.
Решение вопроса популяризации культурного наследия невозможно без совершенствования подходов к организации экскурсионного обслуживания. Качество и содержание обзорных экскурсий сегодня не регулируется, вызывая искажение информации. Необходимо разработать базовый культурно-исторический экскурсионный контент. В этом направлении работы, наряду с партнерством с Академией наук Республики Татарстан, необходимо задействовать потенциал студенчества, в том числе, на волонтерской основе. Разработка туристического контента может стать темой смены молодежного лагеря «Салят». В перспективе этот контент может быть положен и в основу аудиоэкскурсий, а также в содержание всех информационных ресурсов.
Уважаемые участники коллегии!
Строя политику в области культуры, необходимо учитывать, что для международных и межрегиональных контактов культурный потенциал всегда открыт больше, чем экономический. Диалог культур остается важным фактором выработки новых стратегий цивилизационного развития.
2011 год прошел под знаком интеграции культуры народов Татарстана в мировое социокультурное пространство.
В 2011 году география Сабантуя включала 55 субъектов Российской Федерации, 23 государства. Министерством культуры было направлено 90 творческих коллективов с общим числом более 700 артистов, 36 районов Татарстана вывезли свои лучшие творческие силы.
По единодушному мнению гостей, участников и организаторов праздника на высоком уровне прошел Федеральный Сабантуй-2011, который состоялся 2 июля 2011 года в г.Екатеринбург Свердловской области. Сабантуй посетило около 70 тысяч человек. На праздник прибыли более 1,5 тысяч официальных представителей 42-х регионов России. Эстафета проведения Федерального Сабантуя была передана городу Владивостоку Приморского края.
На высоком уровне прошел II Всероссийский сельский Сабантуй в с.Шыгырдан Батыревского района Республики Чувашии. Всего на Всероссийском сельском Сабантуе приняло участие более 35 000 человек, в том числе - 500 делегатов из 20 регионов России.
Следующий Всероссийский сельский Сабантуй состоится в с.Средняя Елюзань Пензенской области.
Важными мероприятиями, внесшими вклад в развитие дружбы и межрегионального сотрудничества, стали Дни Москвы в Республике Татарстан и Дни Республики Татарстан в Москве, а также Дни культуры Республики Башкортостан в Татарстане. Ответные Дни Республики Татарстан в Москве состоялись с 24 по 27 ноября 2011 года. Дни культуры Республики Татарстан в Башкортостане предстоит провести в 2012 году.
Министерство культуры Республики Татарстан эффективно взаимодействовало с международными организациями, в том числе с ЮНЕСКО, ТЮРКСОЙ и ИРСИКА. Среди наиболее значимых проектов ушедшего года - Второе заседание национальных комитетов по делам ЮНЕСКО стран-членов ТЮРКСОЙ и четвертый семинар по нематериальному культурному наследию ТЮРКСОЙ.
Долгожданным событием стала презентация культурного наследия Татарстана в Париже, в рамках 17-й Генеральной Ассамблеи Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС).
Работа в этом направлении должна быть продолжена и в 2012 году. Особое внимание необходимо уделить проведению на высоком уровне в июле Международного Молодежного форума ЮНЕСКО «Молодежная модель Комитета Всемирного наследия» и Консультативного совещания «Будущее Конвенции об охране Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО» в рамках 36 сессии Комитета Всемирного наследия.
2011 год был ознаменован значимыми событиями в области театрального искусства. Распоряжением Правительства Российской Федерации была принята Концепция долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года. В связи с этим 30 ноября 2011 года в Москве состоялась встреча Председателя Правительства В.В.Путина с деятелями театрального искусства, на которой субъектам Российской Федерации было поручено разработать региональные концепции театрального дела.
29 декабря 2011 года в Министерстве культуры Республики Татарстан состоялась коллегия, посвященная вопросам развития театрального дела, где было принято решение о подготовке республиканской Концепции развития театрального искусства.
В концепции необходимо уделить особое внимание вопросу развития современного национального искусства – государственной поддержке наших художников, писателей, драматургов, кинематографистов, композиторов, артистов, музыкантов. Современный художественный процесс формирует наше духовное, культурное наследие, которое мы оставим грядущим поколениям. Государство, участвуя в поддержке создания произведений современного изобразительного и музыкального искусства, литературы, драматургии, кинематографии, создает базис для сохранения творческого потенциала общества, способствует духовному росту нации.
Необходимо совершенствовать механизмы стимулирования творчества, постоянно совершенствовать систему грантов в сфере искусства, не только для государственных, но и негосударственных учреждений, в том числе, творческих союзов, реализующих актуальные инновационные проекты. Системная государственная поддержка в этой сфере должна привести к стимулированию создания произведений, отражающих как высокий профессиональный уровень наших творцов, их творческую индивидуальность, ценность оригинального замысла и силу художественного воображения, так и нравственные ориентиры нашего общества. Меры такой поддержки должны быть прозрачными, а результаты – становиться достоянием всего общества.
Поддержка постановочной деятельности, поиск новых имен, создание экспериментальных творческих площадок - все эти инструменты должны активно использоваться нами не только для того, чтобы росли показатели деятельности театрально-зрелищных учреждений, но и для того, чтобы жители республики, ее гости могли познакомиться с нашим уникальным творческим богатством.
К слову о показателях.
За исключением шести учреждений, практически во всех театрально-зрелищных учреждениях показатели заполняемости зала уменьшились. В 10 театрально-зрелищных учреждениях заполняемость зала ниже 70%. Это синтетический показатель, отражающий, в том числе, эффективность менеджмента учреждений.
В связи с этим, первостепенная задача состоит в том, чтобы сформировать корпус современных менеджеров – руководителей учреждений культуры и творческих коллективов, способных обеспечить высокое качество услуг и творческих проектов. Параллельно с этой задачей встают и другие задачи – создания кадрового резерва, обучения высококвалифицированных специалистов редких профессий.
Актуальной остается и задача производства национальных фильмов. Создание фильмов на основе творчества известных писателей и драматургов Татарстана, фильмов на татарском языке играет неоценимую роль в сохранении самобытности татарского народа, приобщении к духовным ценностям, нравственном воспитании подрастающего поколения.
Производством фильмов в нашей республике занимаются свыше 20 кинопроизводящих структур, есть свой факультет кино и телевидения в Казанском государственном университете культуры и искусств. Однако, к сожалению, кинопроекты татарстанских кинематографистов практически не приносят дохода. Необходимо ломать сложившуюся в последнее время систему безвозмездного финансирования кинопроектов.
Одним из возможных механизмов может стать выделение средств киностудиям, зарекомендовавшим себя в кинопроизводстве под детально проработанные проекты, учитывающие потенциал фильма с точки зрения проката и социальной значимости.
Реализация этих кинопроектов через привлечение дополнительных средств, частных инвестиций; широкого кинопроката; продажи прав показа на телевидении; тиражирования на видеоносителях – позволила бы в дальнейшем наладить возвратный механизм пополнения республиканской статьи кинопроизводства.
Необходимо возродить работу Художественно-экспертного Совета по кино при Министерстве культуре Республики Татарстан, перейти на государственную поддержку производства фильмов путем предоставления субсидий организациям кинематографии. Определенные шаги в этом направлении сделаны – впервые проведен конкурс кинопроектов, сформирован государственный заказ на кинопроизводство.
К вопросу формирования нового поколения татарстанцев. Обеспечить доступ каждого одаренного ребенка к научным, культурным и иным ресурсам в целях создания условий для полной реализации его таланта - важная государственная задача, лежащая в плоскости общей государственной стратегии модернизации всех сфер государственной, общественной и культурной жизни.
Сегодня на всех уровнях признано, что в России давно сложилась имеющая богатые традиции и глубокие исторические корни уникальная система образовательных учреждений культуры и искусства «школа – училище – вуз», построенная на непрерывности и преемственности обучения. Это сложившийся кластер, которому требуются не изменения, а особая поддержка со стороны государства.
Практически все наши писатели, художники, композиторы, артисты, музыканты, многими из которых мы по праву гордимся, являются воспитанниками этой системы. Мы должны четко понимать свои задачи и с осторожностью регулировать эту сферу с учетом ее специфических особенностей и индивидуальных форм обучения.
В 2011 году в нашей отрасли были созданы научно-образовательные кластеры на базе Казанского государственного университета культуры и искусства и Казанской государственной консерватории имени Назиба Жиганова.
Надеемся, что создание научно-образовательных кластеров будет способствовать объединению учебных заведений начального, среднего и высшего образования в единую образовательную систему.
Одна из наиболее острых проблем сферы образования – отсутствие общежития для учащихся казанских средних специальных учебных заведений и Филиала Московского государственного академического художественного институт имени Сурикова, и это при том, что доля иногородних студентов, обучающихся в Казани, составляет около 40% от общего контингента.
Отсутствие условий для проживания негативно сказывается на притоке талантливых студентов из районов нашей республики, регионов России, зарубежных стран, которые хотели бы учиться именно в Казани, по праву считающейся одним из старейших культурных центров России.
В своем выступлении я попытался сформировать, так называемый, проблемник министерства культуры на 2012 год. Однако, сфера культуры шире нашей установленной положением о министерстве деятельности. В этой связи главная наша задача в 2012 году – стать министерством, работающим не только с государственными учреждениями культуры, но и со всеми культурными сообществами, с инициативными и творческими людьми. Неважно, какая запись у них в трудовой книжке. Важно их отношение к будущему нашей культуры.
Что мы оставим после себя? Каким останется 2012 год в нашей памяти?
К сожалению, в последние годы уходит очень яркое, сильное поколение нашей творческой элиты. В 2011 году мы простились с Фанисом Ярулиным, Рафаэлем Мустафиным, Усманом Альмеевым, Мунирой Булатовой, Верой Минкиной…
2012 начался с потерь. Фанавиль Галеев, Рауза Ахмерова.
На этой неделе мир покинул великий сподвижник татарской культуры, Человек мира, посвятивший всю свою жизнь служению татарскому народу, интеграции татарской культуры в мировое культурное пространство, Равиль Раисович Бухараев….
И все же, я хочу пожелать, чтобы 2012 год вошел в историю как
- Год рождения нового памятника архитектуры – Детского центра «Экият» Совсем скоро прекрасный дворец откроет свои двери для маленьких зрителей и пригласит их в волшебный мир сказки;
- Год знаковых юбилеев – Карима Тинчурина, Ивана Шишкина, Галимзяна Ибрагимова, Марины Цветаевой, Баки Урманче…
- Год юбилейных фестивалей – 30 Шаляпинского фестиваля, 25 Нуриевского,
- Год 75-летия Государственного ансамбля песни и танца, Государственной филармонии имени Габдуллы Тукая, 25-летия Татарского театра юного зрителя имени Габдуллы Кариева, 25-летия Набережночелнинского театра кукол;
- Год создания гениальных произведений литературы и искусства;
- Год рождения новых еники и такташей, шаляпиных и нуриевых, фешиных и урманче, губайдулиных и тукаев …..
Спасибо за внимание!