Национальная художественная галерея «Хазинэ» – филиал Государственного музея изобразительных искусств РТ
В каждой цивилизованной стране, помимо уникальных мировых собраний, имеется своя национальная сокровищница, являющаяся накопительницей духовно-материального опыта народа и образом его культуры. Именно на эту общекультурную миссию претендует Национальная художественная галерея «Хазинэ» – филиал Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, находящийся на историческом холме Богылтау, почти на пересечении ансамбля архитектуры возрожденной мечети Кул Шариф. Анфилада из 29 просторных светлых залов в три этажа, полных произведений мастеров искусства последних столетий – как развернутый к Казанке и Волге душой «амфитеатр», где идет наглядное осмысление прошлого и демонстрация достижений современного искусства: творчества художников, живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства. В фондах и экспозиционных площадях галереи (2500 кв.м.) насчитывается более шести тысяч произведений искусства мастеров Казанского края, где половина работ представлена на постоянное обозрение зрителя.
Несмотря на пятилетие существования, Национальная художественная галерея сумела завоевать имидж маневренного, современного музейного учреждения, находящегося на пике творческих исканий современности, культивирующая яркие, неординарные, порой спорные, полемичные художественные ценности, безбоязненно распахнув свои залы как для художников разных направлений и течений, так и для и вполне искушенного зрителя.
Фото №34764. Берега сегодняшней Волги. 1965-67гг.холст, масло
Собственность ГМИИ РТ В настоящее время, в выставочных залах НХГ, к 50-летию музея, как самостоятельная активная часть собрания выделилась выставка советского искусства XX века под знаком «Созидание. Труд. Искусство», где представлено более 100 художественных произведений этого примечательного этапа в истории отечественной культуры. Материал представляется по типичному для этого периода принципу комплексного экспонирования, по живописно-графическому, скульптурно-тематическому блокам: по историко-революционной, военной теме, теме труда и быта, образу современника. Следует отметить среди работ образцы типичного соцреализма: с развернутыми картинами революционной истории, титанического труда-созидания, преображающего мир, с изображениями заводских цехов - с представленными во весь рост героями, в спецовках, касках, с полными энтузиазма глазами… Отношение к этому искусству не может быть однозначным. Но несмотря на стереотипы, именно здесь присутствует тот великий нравственный момент, когда художник, как гражданин общества, сливает себя со всей грандиозной значимостью происходящего. Нам драгоценно это его участие в великих свершениях своего времени, выросшую в величественную летопись страны, картину формирования индустриальных гигантов, кристаллизацию новой науки, человека и др. (Н.Кузнецов «Берега сегодняшней Волги», Л.Фаттахов «Мулланур Вахитов», «Сабантуй»; В.И Куделькин «Женщины КАМАЗа», Ш. Шайдуллин «Праздник моей деревни», И.Р Халиуллов «Хозяева земли», В.П.Аршинов «Камазовка», А.А.Абзгильдин Триптих «Люди, эпохи». В. Скобеев «Дорога»).
Фото №34739. Голова старика-натурщика. 1900-еофорт
собственность ГМИИ РТ В узких пульсирующих помещениях выставочного комплекса представлен раздел графики, посвященный 100-тию П.М.Дульского (1879-1956), основоположника советского искусствоведения в Татарской АССР, организатора и первого руководителя Союза художников республики, а также работ его учеников – мастеров казанской графики. А в последних, обрамляющих анфиладу помещениях первого этажа зрителя ожидает выставка Заслуженного деятеля искусств РСФСР (1945), Народного художника ТАССР (1949) П.Т.Сперанского (1890-1964), одного из основоположников и крупнейших мастеров театрально-декорационного искусства Советской Татарии. Завершает анфиладу яркое, декоративное, жизненное, непреходящее акварельное искусство первой женщины художницы-профессионала из татар Г.Рахманкуловой (1913-1991).
Фото №35336. Портрет ученицы в шляпе. Мария Никифоровна Бурлюк (1915-1918)холст, масло
Собственность Башкирского Государственного художественного музея им. М.В.Нестерова Постоянную экспозицию открывает выставка «Искусство начала ХХ века. Учителя и ученики КХШ», где наряду с произведениями К.Чеботарева, А.Платуновой, П.Бенькова, Б.Урманче, представлены работы ученика КХШ, современника и соратника Н.И.Фешина Д.Бурлюка. Небольшая, но броская по красоте и индивидуальности выставка демонстрирует значение универсального дарования художника для искусства обширного культурологического региона – от Самары до Владивостока (из коллекции ГМИИ РТ и Башкирского государственногохудожественного музея имени М.В.Нестерова).
В следующих двух залах развернута выставка произведений Н.И Фешина - предмет особой гордости Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан. Столь полно его творчество не представлено ни в одном другом музее Российской Федерации. Коллекция фешинских работ складывалась постепенно и ныне насчитывает 189 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Посетители могут прочувствовать могучее окружение Фешина, его эпоху, постичь секреты мастерства и погрузиться в его маэстрию, оценить в его лице всю масштабность национальных традиций многофигурной картины и портрета.
Фото №14714. Раздумье. 1966. Урманче Б.И.дерево IV зал - произведений Б.Урманче. Б.Урманче идущий с 19 века почти «рука об руку» с Тукаем, основоположник татарского профессионального изобразительного искусства. Широкий диапазон его творчества включает станковую и монументальную живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптуру, театрально-декорационное искусство, архитектуру, рисунок, гравюру и иллюстрацию. Постоянная направленность творческих поисков Урманче связана с воплощением в искусстве национальной темы. В произведениях Урманче – будни и праздники, достоверность и вымысел, поэзия и проза, древняя история и современность, лики современников и образы титанов духа получают наиболее высокое выражение. Наряду с портретной галереей представителей татарской интеллигенции, мастер создал произведения гигантского обобщения и необыкновенной рукотворной красоты («Сагыш», «Весенние мелодии», «Сююмбике»). Неувядаемость своего таланта, восприимчивость к новациям искусства он воплотил в серии пейзажных картин «В предгорьях Урала», «Сенокос на Салтыке» - 70-80 гг.
Левая анфилада третьего этажа отражает современное искусство Республики Татарстан: начинается с исторической живописи. Исторические живописцы «второй волны» не разрабатывают в своем искусстве темы ближайшей истории, революции и ленинианы. Здесь доминируют тенденции более глубокого, мифологического освещения истории наших предков. Это полные волшебной любви к древнему городу «реконструкции Казани» Р.Загидуллина, Ф.Халикова, Н.Хазиахметова, в которых батальные картины сочетаются с видами родного пейзажа, отражением мусульманско-суфийских мотивов, этнографическими сюжетами.
Фото №15608. Золотой колос. 1998 VI зал. Формирование этностиля в живописи Татарстана (1970-2000гг.) И.Зарипов, Ш.Шайдуллин, А.Абзгильдин, С.Гилязетдинов. Один из самых ярких мастеров Татарстана И.Зарипов использует приемы «неученого», наивного искусства. Это необходимо художнику для того, чтобы передать не частное, конкретное, а общее, родовое, значимое – национальный тип красоты и высоту нравственного идеала народа, избегая при этом лишнего пафоса. Его картина «Рождение поэта», где он показывает в органике кипящего этноса, рождение судьбы народной - шедевр мирового уровня. «Мелодия Кырлая» - этапная в постижении тукаевской тематики, основного ее содержания, народного «монг». Этноисторические картины «Сююмбике с сыном», «Мечеть Кул Шариф» - попытки в привычно декоративной манере выразить свое видение исторической картины. Осмысление татарского искусства как евразийского феномена можно увидеть в работах А.Абзгильдина «Сабантуй в Казани», в центральной части триптиха «Б.Урманче», «Борьба». Ш.Шайдуллина не влечет плавная ритмическая речь старых мастеров или их представления о женской пластике. Унаследовавшие земную грацию женщины Шайдуллина напоминают героев земледельческой магии, втаптывая в беге и танце семена, обеспечивающую плодородие («Возвращение с сенокоса»). В триптихе «О Тукае» представлен идущий сквозь реку народных дум юный поэт. Ирреальное, нематериальное пространство символизирует гиперкосмос души народа. Его «Сабантуй всеобъемлющий» - это совокупность «текстов» великого праздника, приобретающего планетарный характер.
Фото №15650. Музы Казани. 2004 VII зал. Творчество художников современного татарского постмодерна. В.Анютин, И.Антонова, И.Ильясова, В.Акимов, И.Хасанов – это художники, которые в большинстве своем живущие в молодых городах республики. Субъективно деформируя, идеализируя, трансформируя форму, они добиваются выражения своего собственного «Я». Явление местного постмодерна, мягкого, элегантного, чувственно-поэтического, не раздражает, однако, амбиции зрителя, становясь причудливым вариантом иного постижения мира. Острую выразительность картине современного этапа придают графические серии татарского художника из Уфы Салавата Гилязетдинова «Кочевые номады», «Чингисхан». С.Гилязетдинов - создатель собственных технологий, воскресивший почти на язычески древней бумаге собственного отлива, как на греческом пергаменте, героев тюркского эпоса, баталий Чингисхана.
По контрасту с ними – по колориту и тематике выделяются произведения соц-арта (В.Акимов, А.Дорофеев, Е.Голубцов, Румак и др.). Экспозицию третьего этажа великолепно завершает «Реквием» Е.Голубцова, как бы возвращая к драматическим событиям прошлого, где крупы лошадей без всадников, печально поглядывающие из-под тяжелых ресниц, красноречивое свидетельство нелепости и трагизма войны.
Продолжением экспозиции (правая анфилада II этажа, 5 залов) является Монографическая выставка академика живописи Х.Якупова, которая представляет разные грани его творчества и является закономерным итогом творческого наследия мастера. Х.А.Якупов создал эпическую художественную летопись Татарстана ХХ века, которая включает 68 живописных полотен, около 250 рисунков бесценные свидетельства военного времени (ВОВ). Более десяти лет художник работал над монументальным полотном «Казанские студенты. Год 1887-й» (1968-1980), которое было посвящено знаменитой сходке студенческой молодежи Казани.
Левая анфилада II этажа идет под эгидой «Народной мифологии, питающей космос искусства».
Особо выделен в экспозиции раздел «Хозяева – Духи. Столпы и кони» или «Мифосказы Ахсана Фатхутдинова», составленные из природных рельефов в дереве и живописного наива, уводящие в те призрачные времена, когда согласно язычеству, у каждой стихии: у воды, земли, солнца и луны, цветочного поля и сельской улицы, включая деревенский колодец, младенца в колыбели – был свой хранитель-хозяин, намертво сросшийся и скрепленный со своей стихией. Идеал художника – возвращение обществу этого мифологического института любви к природе и достижения гармонии. На фоне блочной развески деревянных рельефов и своеобразной живописи, составляющих в совокупности как бы разукрашенный сказочный «сруб Ахсана» или «дом легенд» идут постоянные мастер-классы по резьбе по дереву, лепке, а также ставятся спектакли на темы татарских дастанов и мифологий.
Рядом с музыкой лесных напевов курая, пением диковинных птиц, узорами безбрежных полей, цветов и гор, извивами рек и полыханием трав, исходивших из зала «мифологии», располагается застывший в камне, ткани, глине, коже и стекле мир народного искусства. Здесь экзотические витражи – шамаили с сурами и аятами из Корана, выполненные почерками сульс и куфи; репрезентативное покрывало на Коран «Китап-китап». Уникальные татарские ичиги, вышитые премудрым, одновременно тачающим и декорирующим швом; вышитые тамбуром обрядовые полотенца – фрагмент симфонии Сабантуя и придания невесты. И целый блок высокохудожественных ювелирных изделий в серебре и позолоте, с инкрустированными камнями (бирюза, сердолик, аметисты), во всей палитре известных ювелирных техник, включая изобретенную местными ювелирами бугорчатую скань. Подобно тому, как реки сливаются в море, все эти формы и направления народного творчества сливаются в сложный динамичный комплекс национального костюма и интерьера. (В зале проводятся мастер-классы по золотому и тамбурному шитью, кожаной мозаике и каллиграфии).
Фото №20077. Татарский женский городской костюм /Кумганы..../металл, гравировка Татарское декоративно-прикладное искусство, вековые умения народа, их ритмика и цветовая ангажировка, связанная с экологическим миропониманием и глубокими традициями ислама, пантеистическим взглядом на мир – неиссякаемый кладезь для современного искусства, безошибочный ключ к воплощению национального.
Фото №16787. Памяти Габдуллы Тукая, Триптих (часть), Х. Якупов, 2000 Тукай и его произведения (выставка, посвященная 123-летию поэта) стали источником вдохновения для многих поколений мастеров изобразительного искусства Татарстана. Почти столетняя ретроспекция решения тукаевской тематики показывает: во вселенной Тукая – свои яркие явления и звезды, сопряженные с именем поэта целые миры и галактики, а также отдельные удачи и дебюты, где обнаруживаются блестки незаурядного дарования.
Свод произведений изобразительного искусства о Тукае на выставке являет образ поэта в неразрывной слитности с родной землёй, с обществом, этносом и народной мифологией. Здесь, наряду с картиной общественной жизни тукаевской эпохи и панорамой лиц современников, закономерно заняли своё место своеобразные трактовки приобретшего мировую известность образа вездесущего Шурале, поэм «Сенной базар, или Новый Кисекбаш», «Водяная» и самых знаменитых стихотворений поэта.
Выставка показывает, что начатое с национальной печати, искусства книги и иллюстрации проникновение в тукаевскую тематику приобрело за минувшие десятилетия протяжённый во времени, широкий и универсальный характер, воплотив целостную мироконцепцию татарского искусства XX века. Тукаевская экспансия особо запечатлелась в живописи, графике и скульптуре — основных завоеваниях татарской культуры этого столетия, представляя на отдельных этапах несвободы и регламентации художественного творчества спасительное «царство народности» (1930-1960-е годы), форму опосредованного выражения своего творческого «я», затем, уже во времена эмоциональной и духовной раскованности, став отшлифованной в десятилетиях формой передачи национального содержания (Б.Урманче, Ф.Аминов, Х.Якупов, В.Куделькин, В.Федоров).
И подобно тому, как всё большую общечеловеческую, всеобъемлющую значимость приобретает яркое гуманистическое творчество поэта, полное образов и архетипов, основополагающих для развития национальной культуры, богаче и разведаннее становится область, интерпретирующая его личность, образы; расширяются география талантов, направления поисков, эстетика, в орбиту интерпретаторов включаются художники Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Казани. И как закономерность здесь отливаются свои концентрированные, этапные достижения, созданные разными поколениями мастеров и в разных видах искусства, призванные войти в национальную сокровищницу, в мировую культуру (А.Абзгильдин, Н.Адылов, Р.Кильдибеков, Ш.Шайдуллин, М.Хазиев, Р.Загидуллин).
Щедрая полнота образного мира Г.Тукая и его поэзии, пленительное богатство энергичного и мелодичного слога – богатейший источник вдохновения для мастеров современного искусства. Начавшиеся с него в начале прошлого столетия, татарские изобразительные искусства благополучно вошли в новый век, сделав его героем величественной изоэпопеи.
Следующий блок «Родники, источники, этномиражи Хамита Латыпова» апеллирует к эпохе архаики, представляя «трансконтинентальную» цивилизацию, имеющую отношение и к нашей праистории. В героях Хамита с четырехугольными, словно вырубленными из камня лицами, с их неуемной энергией, «проламывающей плоскость», словно воочию видишь эту силу, и перед глазами предстают их царственные осколки – татарские алыпы-богатыри. Итак художник, наряду с ритуально застывшими девушками с птицами или цветами на груди, мистическими аулами у плещущихся озер, с вертикальными, замыкающими зрелище жесткими гирляндами лотосовидных цветов возвращает своему народу его забытую мифологию, героев самого древнего пласта – богатырей-алыпов, зрелище планетарных сабантуев, позабытую на дорогах цивилизации античность. Эти празднично выстроенные двоичные и троичные фигуры (из прямоугольных лиц) образуют «стену прошлого», воссоединяясь с урбанизмом нового времени, алхимией направлений современного модерна
Фото №33475. М.С.Кильдибекова Фото №33480. У озера. 2005картон, пастель
собственность автора Зал «Грани творчества: гобелены, живопись Р.А., М.С.Кильдибековых. К теме народных традиций, мифологии, орнамента, ремесла обратился Р. Килдибеков в серии произведений на тему татарских народных художественных промыслов: «Арские мастерицы», «Арский натюрморт», «Кукморские валенки» и др. В 1980-е гг. его волнуют высокие темы татарской древней поэзии, личности знаменитых татарских женщин-поэтесс («Три поэтессы» 1986), образ Г. Тукая и его Музы («Из лирической тетради Г.Тукая» 1986). Особенно волнующими оказались картины, посвященные трагическим событиям в истории татар («Переселенцы», «Крещение», «Изгои» и др.). В 1990-е гг. мастер создает новую серию жанровых произведений, раскрывающих тему средневековой татарской истории через художественно-образную, сиволическую интерпретацию Корана («Паломники», «Старуха с хворостом», «В гости», «Возвращение», «Ностальгия», «Танцующий дервиш», «Соколиная охота», «Зима в Касимове, Сююмбека с сыном»).
Национальная художественная галерея сегодня – это целостный комплекс, состоящий из самостоятельных историко-художественных блоков, как «Казанская художественная школа и Н.Фешин», «Творчество патриарха татарского искусства Б.Урманче», «Декоративно-прикладное искусство татарского народа», «Современное искусство Татарстана рубежа XX-XXI вв» и др.
Розалия Миргалимовна Нургалеева