18 мая Центр «Эрмитаж-Казань» приглашает на открытие выставки произведений Льва Александровича Потягунина, приуроченной к 85-летию со дня рождения художника. В экспозицию выставки вошли более тридцати рисунков, линогравюр, офортов и литографий, выполненных художником в разные годы.
Лев Александрович Потягунин (1925-1996) родился в городе Набережные Челны, детские и школьные годы провел в Елабуге. Городом же его юности и зрелости стала Казань. Здесь в 1942 он начал трудиться токарем на авиационном заводе, где и проработал все военные годы. Первые ступени профессионального художественного образования тоже связаны с Казанью. В 1945 году Л.А. Потягунин поступил в художественное училище. С большим рвением и настойчивостью он постигал таинства графического искусства, много внимания уделяя знакомству с лучшими достижениями классической гравюры.
В 1951 году Л.А. Потягунин продолжил художественное образование, поступив в Государственный художественный институт Эстонской ССР, где специализировался в области графики под руководством Э.К. Окаса, А.Я. Хойдре, Г.Г. Рейндорфа. В 1957, получив диплом с отличием и квалификацию художника-графика, Л.А. Потягунин вернулся в родной город. Как писала искусствовед С.М. Червонная, Л.А. Потягунин становится первым в той «эстонской плеяде» графиков Татарстана, которые стали проводниками прославленной графической культуры Эстонии в нашей республике в послевоенные десятилетия, способствуя взаимообогащению эстонской, русской и татарской национальных культур».
Первая крупная графическая серия художника «Эстония» - многие листы этой знаменитой серии представлены в экспозиции выставки - была создана им еще в студенческие годы и содержит цветные и тоновые линогравюры, офорты и рисунки. В них молодой художник запечатлел пейзажи Эстонии, и в первую очередь виды Таллинна – от памятников средневековой архитектуры, до картин многоликой жизни таллиннского порта. Эти работы, привезенные автором в Казань, обогатили графику республики, в которой впервые появился такой законченный графический цикл. Именно во время работы над этой серией зародился интерес художника к архитектурному пейзажу.
В последовавшие после возвращения несколько лет, внимательно и с любовью всматриваясь и вживаясь в окружающий его мир родной природы, в архитектуру и общую городскую атмосферу Казани, Л.А. Потягунин создал две свои самые крупные графические серии – «Казань» и «Волга». В первой из них художник запечатлел памятники старины нашего города и современные ему новостройки, стены и башни Кремля и строительство стадиона. А во второй обратился к любимой им теме жизни большой реки, переменчивым образам ее берегов и портов, кораблей, и верфей в разное время суток.
После интенсивной и успешной работы 50-х – первой половины 60-х гг., Л.А. Потягунин обратился и к преподаванию, которому посвятил впоследствии почти сорок лет своей жизни. Начало его педагогического пути было связано с Казанским художественным училищем, куда он пришел в 1957 году преподавателем рисунка, в дальнейшем же педагогическая деятельность Л.А. Потягунина проходила в стенах детской художественной школы №4, где он преподавал до конца своих дней и долгое время директорствовал.
Не смотря на то, что жанр городского, сельского или речного пейзажа всегда главенствовал в творчестве Л.А. Потягунина, на рубеже 70-х гг. художник обратился и к жанру натюрморта, создав немало великолепных произведений в технике линогравюры, а так же работая гуашью и темперой.
Выставка произведений Л.А. Потягунина представляет зрителю широкий спектр техник печатной графики, черно-белой и цветной, которыми художник владел виртуозно. Выполнены ли его листы в технике офорта, литографии, или любимой художником цветной линогравюры, - все произведения Л.А. Потягунина отличает невероятная выразительность и многообразие линейных ритмов, удивительная для графики насыщенность световоздушной среды, чуткое и точное восприятие природы в разные времена года, изысканность и лирическая тонкость колорита.