17 декабря 2014 года в 17.00 в Галерее современного искусства Государственного музея изобразительных искусств состоится открытие выставки «Художник. Куклы. дети».
Детство, младенческая чистота души имели большое значение в культуре христианской Руси. Иконописцы, соблюдая все каноны иконографии, придавали сакральным образам конкретные детские черты.
В русском искусстве появление первых детских портретов связано с западноевропейской модой изображения детей в виде мифологических персонажей.
В первой половине XVIII века детский портрет фигурирует исключительно в придворных кругах. Интерес к миру детства еще не проявлял себя в изобразительном искусстве. Детей, конечно, изображали, но как взрослых.
В конце XVIII века идеи сентиментализма, с его устремленностью к естественности и гармоничному развитию человеческой личности, расширили представление о душевной жизни человека. Возникает культ дома, семьи, теплых родительских отношений. Все крупные русские живописцы XVIII века работали над портретами детей - Карл Брюллов, Алексей Венецианов, Орест Кипренский, Василий Тропинин, Константин и Владимир Маковский, Василий Перов, Виктор Борисов-Мусатов, Федор Рокотов, Кузьма Петров-Водкин.
В XIX веке в русском изобразительном искусстве формируется образ детства, выражающий непосредственность, открытость, душевную чистоту, искренность. Детский портрет в русской живописи – уникальное по многообразию и характерности явление.
Кукла – одна из интереснейших страниц в истории культуры. Первые куклы известны еще со времен Древнего Египта. В те времена куклы еще не были игрушками, их использовали в ритуалах, празднествах, различных сакральных действах, их клали в могилы или сжигали в качестве искупительной жертвы. В Древнем Риме кукол использовали для демонстрации мод. Это были глиняные фигурки - «фигурины» размером 10 – 15 сантиметров, одетые в модные новинки.
В начале 1640-х годов во Франции изобрели прекрасное средство распространения моды – восковую куклу человеческого роста, названную «Пандорой». Пандора совершала путешествия во все европейские страны на кораблях, телегах, санях. Путешествие кукол считалось настолько важным, что путь им не могла преградить даже война, генералы прекращали битву, пропуская Пандор. Пандоры были в ходу до 1860-х годов, после чего их заменил привычный для нас манекен.
В новое время мир восхищали прекрасные фарфоровые куклы.
Славянские куклы были как безобидными игрушками, так и таинственно страшными, магическими предметами или имели обрядовый характер.
В России вопросами эстетизации игрушки занимались такие маститые художники, как
Николай Рерих, Александр Бенуа, Филипп Малявин, Елена Поленова, Мстислав Добужинский, Иван Билибин.
В ХХ веке появляется новый жанр искусства, странный и загадочный – авторская художественная кукла. Эти произведения созданы исключительно для созерцания и порой поражают своей неигрушечной глубиной. Такие работы – плод экспериментов художников, поиск новых приемов, новых фактур, сочетание стилей.
Выставка продлится по 1 февраля 2015 года.