В рамках года Россия-Италия-2011 в Галерее современного искусства ГМИИ РТ состоится
Фотовыставка из знаменитой коллекции Паоло Морелло «Итальянский реализм. Фотография 1945-1975 гг.»
Пьерджорджо Бранци и Джанни Беренго Гардин
Впервые в Казани будет представлено тридцать лет истории итальянской фотографии. Выставка откроется в Галерее современного искусства ГМИИ РТ 10 ноября. Это оригинальные фотографические отпечатки из знаменитой коллекции крупнейшего в Италии фотоколлекционера, историка фотоискусства и фотографа Паоло Морелло представляют историю итальянской фотографии от окончания Второй мировой войны до середины 1970-х годов.
В послевоенные годы, когда телевидению еще только предстояло занять лидирующие позиции, информация передавалась посредством иллюстрированных изданий, то есть с помощью фотографии. Более того, именно тогда молодое поколение впервые стало рассматривать занятие фотографией в качестве серьезной профессии. Общение фотолюбителей и профессиональных фотографов оказалось невероятно продуктивным – итальянская фотография тогда достигла пика своего развития. 1950-1960-е годы были эпохой глобальных перемен в жизни страны, и именно фотография оказалась наиболее эффективным средством отражения не только тех стремительных изменений периода так называемого «экономического бума», но и той системы ценностей, с которой итальянская культура и сегодня ассоциируется во всем мире.
На выставке посетители смогут увидеть работы двух фундаментальных фигур этого периода: Джанни Беренго Гардина и Пьерджорджо Бранци.
Джанни Беренго Гардин, возможно, самый известный и самый важный итальянский фотограф. Родился в Санта Маргерита Лигуре в 1930 году, фотографией занимался с начала 1950-х. Венецианец по происхождению и традиции, миланец по сознательному выбору, в течение многих лет он сотрудничал с большинством крупнейших итальянских и международных изданий. Его характерный фотографический стиль, внимательный взгляд на мир и разные уровни реальности – от архитектуры до пейзажа и обыденной жизни – обеспечили ему международный успех. Его фотографии отличаются зарядом единодушия и тонкой, скрытой иронией, избегающей лобовых интерпретаций. При этом для его творчества характерно неослабевающее внимание к реальности и к фигуре человека – вот особенности, делающие Гардина одним из гениальных хроникеров нашего времени.
Флорентиец 1928-го года рождения Пьерджорджо Бранци получил образование в классической гимназии и продолжил занятия в университете на юридическом факультете, которые прервал, чтобы заняться фотографией и журналистикой. Он начинает делать фотографии в начале 1950-х и сотрудничает с первыми иллюстрированными еженедельниками, затем, в 1960-х, уходит в журналистику. Среди прочего в рамках своей профессиональной деятельности он несколько лет прожил в Москве в качестве первого западного телекорреспондента в СССР, затем работал в Париже. В качестве комментатора в новостях и специального корреспондента он снимает для РАИ репортажи и документальные фильмы в Европе, Азии, Африке, при этом не бросая фотографию. Из многих возможных направлений развития итальянской фотографии в творчестве Бранци воплощается наиболее образованная, аристократическая тенденция, сформировавшаяся в тосканской возрожденческой фигуративной традиции. На его снимках, по словам Паоло Морелло, «священников, детей, буржуа, крестьян как будто застали врасплох, с чувством легкого сарказма, и они балансируют на грани между сдержанным лиризмом и живой психологической характеристикой».
Министерство культуры Российской Федерации
Музей «Московский Дом фотографии»
Фотографический фонд «FORMA», Милан
Министерство культуры Республики Татарстан
Государственный музей изобразительных искусств РТ
Галерея современного искусства ГМИИ РТ
Куратор проекта – Алессандра Мауро,
арт-директор миланского международного фотоцентра «FORMA»