С 3 апреля 2019 года в Выставочном центре «Эрмитаж-Казань» открыта выставка «Золотая Орда и Причерноморье. Уроки Чингисидской империи», которая знакомит с культурой Монгольской империи, но главным образом – с культурой Улуса Джучи (Золотой Орды), крупнейшего государства кочевников в Западной Евразии. На выставке представлены предметы всаднической и городской культуры монгольских кочевников, пиршественные сосуды, ювелирные украшения, костюмы. Важное место отведено деталям архитектурного декора и образцам буддийской живописи тюрко-монгольского Востока. Памятники нумизматики Золотой Орды дают представление о развитии денежного дела и денежной политики одного из наиболее крупных монгольских государств XIII–XV веков.
Монгольская империя (монг. Yeke Mongγol ulus – «Великое монгольское государство») – структура, сложившаяся в начале XIII века в результате завоеваний Чингис-хана (1155 или 1162-1227). В период своего единства она включала смежные территории Центральной Азии, Южной Сибири, Восточной Европы, Ближнего Востока, Китая и Тибета со столицей в Каракоруме. С начала 1260-х годов, когда отдельные части монгольского мира переходят под контроль старших сыновей и внуков Чингис-хана, крупнейшими ее частями становятся государство Юань в Китае, Улус Джучи (Золотая Орда), государство Хулагуидов на Ближнем Востоке, и Чагатайский улус в Средней Азии. К началу XIV века единство империи носило скорее формальный характер, напоминающий федерацию фактически независимых государств. Главенство над всеми улусами номинально принадлежало Хубилаю (1215-1294), внуку Чингис-хана, принявшему титул Великого хана в 1260 году, но ставшего им только в 1266 году после смерти его соперника Ариг-буки. Хубилай более известен как основатель империи Юань, монгольского государства, основной частью которого с 1279 года являлся весь Китай. В состав империи входили Монголия, Восточный Туркестан и некоторые оккупированные государства в Юго-Восточной Азии. Тибет с 1270 по 1358 год, как автономная территория в военном и административном отношениях, контролировался династией Юань, но руководство в делах религии принадлежало Сакья-ламе.
Чингисиды создали глобальную средневековую миросистему, так или иначе объединившую пять независимых региональных экономик и культур – Западную Европу, арабский мир, зоны Индийского океана, Китая и Великой степи. В этот период произошло складывание безопасной торговли и инфраструктуры культурных коммуникаций между Китаем, странами Восточного Средиземноморья и Египта. Особое значение имело возобновление Великого Шелкового пути. Единая империя создала предпосылки не только для процессов интеграции, но и для обмена между культурами и цивилизациями. Целая система неизвестных ранее явлений, контактов и идей вдохнула новую жизнь в культуру степной части Евразии. В большой мере это оказалось унаследовано Улусом Джучи. Связи общей судьбы Крыма (и всего Причерноморья) с миром средневекового Востока и европейского Запада – одна из главных тем выставки.
Экспозиция разбита на пять разделов: Всадническая культура ранних Чингисидов; Всадническая культура империи Юань и Золотой Орды; Городская культура Чингисидов; Северное Причерноморье и золотоордынская глобализация; Золотоордынский Солхат-Крым.
Открывают выставку экспонаты, иллюстрирующие всадническую культуру Чингисидов конца XII – XIV века, прежде всего убранство всадника и его коня, а также принадлежности воинского пира. В Золотой Орде более чем где-либо в монгольских государствах преобладала всадническая традиция. Ее стержень составила известная кочевническая триада: конь с его снаряжением, вооружение и убранство всадника. Все ее элементы обладали высокой степенью знаковости, что характерно для культур с развитым этикетом. Для нас интересны пояс и шапка - детали костюма, в которых в наибольшей степени отразились сословные различия.
В экспозиции представлены многочисленные образчики поясных чаш из драгоценных металлов, среди них работы мастеров высокого класса. Изредка встречаются сосуды с арабскими и тюркскими надписями.
Одна из интересных тем выставки связана с визуализацией женской социальной идентичности. В костюме замужней монгольской дамы очень важную роль играл головной убор – бокка, выполнявший множество функций: он рассказывал, к какому роду принадлежала женщина, к какой этнической и социальной среде, а с XIV века играл роль имперского символа. После крушения Империи бокка стала знаком принадлежности владелицы к чингисидской традиции. В этом разделе представлены также отдельные предметы женского убранства и монгольская филигрань.
Следующий раздел посвящен городской культуре на востоке и западе Чингисидской империи. В экспозиции отражено стремление показать пути формирования и особенности культурного процесса, обусловленного усвоением мировых религий (от разных форм ислама и христианства до буддизма), потеснивших тенгрианство – культ обожествленного Неба.
Особое внимание уделено вопросам чингисидской глобализации в Северном Причерноморье. Это вызвано тем, что Крым и черноморское побережье служили территорией контактов, связывавших евразийские степи с цивилизациями Средиземноморья. В формировании диалога с культурами Южной Европы, Византии и Малой Азии велика роль Солхата – столицы золотоордынского Крыма. Солхат (совр. Старый Крым) - золотоордынский город (XIII-XV века), не имеющий ни античного, ни раннесредневекового прошлого, стал новым административным и ремесленным центром. Город вырос в безымянной долине на востоке Внутренней Крымской гряды у северо-восточного подножия горы Агармыш, к северу от которой лежат степи Северо-Восточной Таврики. Новый центр контролировал караваны, следующие из Северного Причерноморья в сторону ханского домена в Поволжье и дальше - через Ургенч по направлению к Северному Китаю, и взимал с них таможенные сборы. На пути возвращения караванов (из Северного Китая к Поволжью и дальше к причалам Судака и Каффы) город играл ту же роль. История Солхата представлена в экспозиции главным образом материалами из раскопок археологической экспедиции Государственного Эрмитажа в Старом Крыму.
В выставке участвуют около 600 экспонатов из коллекций Государственного Эрмитажа, Государственного исторического музея, Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника, Центрального музея Тавриды, Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника, Феодосийского музея древностей, Ялтинского историко-литературного музея, Государственной инспекции историко-культурного наследия Воронежской области, Фонда поддержки и развития научных и культурных программ им. Ш. Марджани, Национального исторического музея Республики Беларусь.
К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (Издательский дом Марджани, М., 2019), предваряемый приветственным словом Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова и статьей директора Государственного Эрмитажа М.Б. Пиотровского. Автор вступительной статьи – М.Г. Крамаровский.
Кураторы выставки – Марк Григорьевич Крамаровский, ведущий научный сотрудник Отдела Востока, и Анастасия Николаевна Теплякова, научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
Режим работы: вторник-четверг, суббота, воскресенье - с 10:00 до 18:00 (касса работает до 17:30); пятница - с 11.00 до 20:00 (касса работает до 19:30). Понедельник – выходной.
Контакты: Телефон: (843) 567-80-32, (843) 567-80-34.
Электронная почта: hermitage-kazan@mail.ru.