В конце 1890-х годов Россия готовилась к Всемирной художественно-промышленной выставке, которая должна была состояться на рубеже столетий во Франции. Комиссаром Русского отдела назначили князя В.В. Тенишева, а художественную часть возглавил Константин Алексеевич Коровин. Коровину подобная работа уже была знакома. В 1896 году он принимал участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, где оформлял павильон Крайнего Севера. Теперь для выставки в Париже художник работал над созданием павильонов Крайнего Севера и Средней Азии. Коровин выступал на этот раз в сложном амплуа живописца, архитектора и художника прикладного искусства. По его рисункам велись архитектурные постройки, готовились майолики, заказывалась резьба по дереву, и делались многие оформительские работы. В результате отдел крайнего Севера, малознакомый тогда даже и русским, привлек особое внимание зарубежных посетителей. Его обширный зал украшали дорогие шкуры зверей, в центре же красовалась специально привезенная с северных земель остяцкая хижина.
Однако лучшим украшением павильона были декоративные панно, оформлявшие стены, написанные Коровиным с помощью художника Н.А. Клодта. Они не только оказались прекрасным фоном, декорацией к представленным сокровищам, но некоторые из них стали настоящими живописными шедеврами. Так, несмотря на кажущуюся простоту сюжета, панно «Пристань у фактории на Мурмане» с ее лаконичной и величественной композицией, лапидарностью форм явилась великолепным примером монументальной живописи. Строгая приглушенная красочная гамма больших, ровно окрашенных плоскостей, уплощенные объемы сообщают панно своеобразную суровость. Но оно было бы совсем сумрачным, если бы не красота цветового решения, включение теплых охристых тонов, вносящих в образ сурового края чувство тепла и человечности.
Добавить комментарий