В самом конце 1890-х годов Россия стала усиленно готовиться к международной выставке, которая должна была состояться в Париже на рубеже двух веков. Князь В.В. Тенишев, назначенный комиссаром Русского отдела выставки, предложил Коровину возглавить его художественную часть. Ему было поручено также создание Русского павильона, внутреннее убранство двух павильонов - Северного и Среднеазиатского. Они выстроены архитектором Р.Ф. Мельцером, который на Елисейских полях Парижа повторил архитектуру Московского Кремля, эклектически «оживив» ее разнообразными деталями древнерусского зодчества.
В Среднеазиатском павильоне, наряду с образцами минералов, продуктами земледелия и среднеазиатским хлопком, были широко представлены коллекции местного искусства - музыкальные инструменты, с большой любовью подобранные ковры, бухарские вышивки.
Однако лучшим украшением всех павильонов были декоративные панно, оформлявшие стены. Коровин трудился над ними около двух лет. Еще в 1898 году он писал Мамонтову: «Дорогой друг Савва Иванович. Сижу сегодня дома и обдумываю эскизы Азиатского павильона». Художник совершил поездку в Среднюю Азию. В Самарканде им было создано 160 этюдов. Там на местах писались и сами панно. Картина «Самарканд» тоже явилась результатом этой поездки.
Она демонстрирует внимательное знакомство художника как с местными типами, так с характерным освещением той далекой стороны. Он отмечает «удивительную легкость, воздушность, чуть обесцвеченную солнцем». Характер изображаемой природы подсказал Коровину изобразительные средства. Он отказался от графической плоскостной живописной манеры, найденной им для северных панно, и вернулся к пленерной живописи.
Добавить комментарий