АЛЕКСАНДР МАКЕДОНСКИЙ. ПУТЬ НА ВОСТОК
Из собрания Государственного Эрмитажа
Дни Эрмитажа в Казани – 2023
Центр «Эрмитаж – Казань»
Государственный историко-архитектурный и художественный
музей-заповедник «Казанский Кремль»
23 февраля – 8 октября 2023 года
«Я господин на земле; Зевс на Олимпе цари»
Плутарх. О судьбе и доблести Александра. II, 2
23 февраля 2022 года в Центре «Эрмитаж- Казань» открывается выставка «Александр Македонский. Путь на Восток». Государственный Эрмитаж представит в столице Татарстана масштабную эпопею, посвящённую самому великому царю и полководцу всех времён и народов. Около 400 экспонатов расскажут о Восточном походе Александра, о распространении греческой культуры на огромных территориях Азии и о величии классического искусства Эллады. Выставка станет центральным событием Дней Эрмитажа в Казани, которые пройдут с 21 по 23 февраля 2023 года.
«Александр не только завоевал мир, но и преобразил его. Он породил эллинизм – культурное слияние Востока и Запада. Эрмитаж, может быть, единственный музей в мире, который на материале только своих коллекций может рассказать всю эту историю», – говорит Михаил Борисович Пиотровский, генеральный директор Государственного Эрмитажа.
Ещё при жизни Александра Македонского считали если не божеством, то мифологическим героем – и сам он работал над созданием своего «публичного образа». Древние источники так описывают начало Восточного похода: в конце марта 334 года Александр с 40-тысячной армией и флотом из 160 кораблей пересек Геллеспонт – узкий пролив, разделяющий Европу и Азию. Царь сам вел один из кораблей. Подплывая к берегу, он метнул копье, и оно вонзилась в землю Азии. Завоеватель первым сошёл с корабля и провозгласил, что отныне эта земля дарована ему богами. Так начался Восточный поход Александра. Царь хорошо понимал значение религии и мифа; он считал себя реинкарнацией Ахилла, шел по следам Геракла и Диониса и верил, что состязается не с простыми смертными, а с героями и богами. Со временем в сознании народов образ Александра стал сливаться с мифами о защитнике человечества и о боге, принесшем цивилизацию далеким народам.
Экспозиция построена по нескольким тематическим разделам. Задача первой части – погрузить зрителя в атмосферу древности, классической Греции, взрастившей юного завоевателя. Следующие залы посвящены Восточному походу, который длился одиннадцать лет, принес завоевателю мировое господство и навсегда изменил судьбу цивилизаций Древнего мира. Наследие Александра Великого – последний раздел экспозиции.
Кураторы выставки: заведующая Отделом Античного мира, кандидат искусствоведения Анна Алексеевна Трофимова; учёный секретарь Отдела Античного мира Андрей Валерьевич Кузнецов.
Подробная информация о выставке
С деятельностью Александра Македонского принято связывать начало новой исторической эпохи. Восточный поход завоевателя – самый далекий в истории человечества военный поход – привел к разрушению Персидской империи, расширив границы греческой цивилизации. В эллинистическом искусстве черты Александра можно встретить повсюду – в портретах правителей, в статуях богов и героев и даже в декоративном искусстве. Образ великого царя, возникший в смешении традиций и культур, надолго пережил античную эпоху. В западноевропейских миниатюрах Александр изображался как странствующий рыцарь, в русском лубке XVII – XVIII веков – как авантюрный герой. В XIV – XV веках на Востоке Александр-Искандер – идеальный герой и грозный воин, в искусстве Возрождения – мудрый государь. Особенную актуальность «Истории Александра» приобрели в период абсолютных монархий при дворах правителей Франции, Англии, России.
Раздел I. Классическая Эллада: Греция до Александра
С самого начала выставки зритель погружается в атмосферу древности, взрастившей юного завоевателя. Рассказ начинается с искусства классической Греции в период, предшествующий Великому походу на Восток. Эпоха Александра завершает классический период греческой культуры. К этому моменту цивилизация, которая расцвела на побережье Эгейского моря, достигла наивысшей точки своего развития. В отличие от стран древнего Востока, где культурно-исторические сдвиги происходили исподволь, постепенно, в Греции всего за три столетия и во всех областях культуры одновременно были совершены эпохальные открытия. Здесь возникли философия, наука, театр, была создана особая форма социального общежития – античный полис, город-государство. В греческом искусстве произошла революция, и появился классический стиль, который с эпохи эллинизма и до наших дней стал синонимом понятия «совершенный».
В этом разделе экспонируются расписные античные вазы с сюжетами из «Илиады», служившей Александру «учебником доблести». Особенно эффектны скульптуры Геракла и Диониса – мифологических героев, ставших для юного царя «путеводными звёздами». Здесь же будут представлены экспонаты, иллюстрирующие образ жизни и уклад македонян, а также предметы вооружения, очень редкие в собраниях музеев мира: шлемы, поножи, кирасы. Этот ансамбль памятников даёт представление о культурной, политической и художественной среде, в которой сформировалась личность великого царя и полководца. Для жителей Казани и всего Татарстана несомненный интерес представляют части конской упряжи, найденные в курганах скифских кочевников – другой мощной политической силы эпохи.
Раздел II. Восточный поход Александра Македонского
Следующие залы посвящены непосредственно Восточному походу. Результатом этой кампании стало начало процесса эллинизации – повсюду, где прошёл Александр Македонский со своими войсками, распространились греческая архитектура и искусство, язык и образ жизни. Это влияние затронуло огромную территорию от Греции до Индии вплоть до Монголии и других государств за пределами Ойкумены (т.е. мира, о котором знали греки). Греческий язык и культура укоренились на Востоке благодаря тысячам колоний поселенцев, возникших в странах, которые завоевал Александр.
Среди шедевров этого раздела – гемма «Александр в образе Зевса», изображения Александра на монетах, бюсты Митридата VI Евпатора, фреска, изображающая корабль Исиды, античное вооружение, украшения. На выставке представлены великолепные ювелирные изделия греческих мастеров эпохи эллинизма: золотой венок, серьги, перстни и подвески. Внутри раздела экспонаты сгруппированы по территориальному принципу: искусство Ахеменидского Ирана, Сирия эллинистического времени, уникальные памятники эллинизированного Востока – Средней Азии, Парфии, Греко-бактрийского царства.
Раздел III. Образ Александра Македонского: трансформация сквозь века
Последний раздел экспозиции посвящён наследию Александра Македонского и трансформации его образа в культуре и искусстве различных народов. Рельефы из Пальмиры, датируемые II – III веком нашей эры, доказывают, насколько устойчивым оставалось греческое влияние за пределами страны. Античные традиции продолжила Византия, создавшая на древнем фундаменте особую христианскую культуру. В XV – XVI веках Александр-Искандер играет значительную роль в персидской литературе и в культуре ислама. Миф о легендарном полководце укрепляется в Новое время, когда в Европе и России история Восточного похода становится частью образования, политической мысли, искусства и литературы. В России сюжет о непобедимом царе приобрел актуальность при Екатерине II. Императрица сопоставляла с ним величие собственных деяний – победы над Турцией и завоевание новых земель. Старшего внука, которого Екатерина видела преемником на троне, она нарекла Александром в честь македонского царя.
На выставке будут представлены страницы из известнейших литературных произведений Ирана – «Шах-наме» («Книга о шахах») Фирдоуси, созданной в начале XI века, и поэмы Низами «Искандар-наме» конца XII века; корпус западноевропейских гравюр и книг XVI – XIX веков; картины Джованни Доменико Тьеполо и Джованни-Баттиста Питтони, посвящённые Александру Македонскому; произведения прикладного искусства из фарфора, бронзы, драгоценнных металлов и других материалов. Отдельный ансамбль представляют собой камеи из яшмы с изображением Александра, изготовленные на Императорской Екатеринбургской гранильной фабрике.
Более двух с половиной тысяч лет живет и славится имя Александра Македонского – юного правителя, героя, бога, завоевателя мира. Помимо кинофильмов, романов и исследований интерес к эпохе Александра проявился в выставках, прошедших в музеях Европы, США и России. Первая выставка Государственного Эрмитажа, посвященная Восточному походу и эпохе эллинизма, состоялась в Санкт-Петербурге в 2007 году, в 2010 году она была показана в Амстердаме, в 2012 году в Сиднее. Сейчас обновленная экспозиция предстанет перед жителями Татарстана.
Центр «Эрмитаж-Казань»
+7 (843) 567-80-34; +7 (843) 567-80-32
hermitage-kazan@mail.ru