5 и 6 сентября 2020 Татарский академический государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля представляет мировую премьеру спектакля на музыку Реквиема В.А.Моцарта «И воссияет вечный свет» для солистов, хора, балета и оркестра в постановке и с участием народного артиста СССР, выдающегося танцовщика, хореографа, актера, художника и поэта ВладимираВасильева. Музыкальный руководитель постановки - главный дирижер театра РенатСалаватов, хормейстер – ЛюбовьДразнина. Сценографию спектакля создал ВикторГерасименко (Москва).
Премьера в Казани приурочена к 80-летию Владимира Васильева. 22 ноября спектакль планируется показать на Исторической сцене Большого театра России (Москва).
Как и Месса Баха си минор Реквием Моцарта не так часто исполняется, хотя частично, особенно Laсrimosa, звучит во многих фильмах и спектаклях. Театральное же воплощение этого великого творения – первое за более чем двести лет его истории. Владимир Васильев, давней мечтой которого было поставить его в театре, выступил в этом спектакле режиссером и хореографом.
«Я не знаю, к какому жанру можно отнести этот спектакль. Для меня это неважно. В нем - синтез разных видов искусства, объединивший все силы музыкального театра... И в то же время это не опера-балет, потому что невозможно разделить это музыкальное целое на отдельные составляющие, даже сложенные вместе. Реквием Моцарта для меня – не только гениальное творение великого музыканта, создавшего траурное прощание с миром и обретающего вечный покой. Это - исповедь Художника-творца..., это гимн жизни созидающей!», - рассказывает ВладимирВасильев, который выступит в этом спектакле в роли его главного героя.
Специально для постановки были создано грандиозное конструктивное решение сцены. Кулисы сцены оформлены в виде пилонов, что создает ассоциацию с храмом. «Мы неслучайно выбрали такой образ: с одной стороны Реквием в какой-то мере – это музыка храма; с другой стороны, сцена для главного героя – это его творческий храм», - говорит художник-постановщик ВикторГерасименко. Важным элементом декорационного решения являются огромные зеркала.
В оформлении используется компьютерная графика, созданная Эриком Исламовым (Москва), с использованием живописных работ Владимира Васильева. Художник по свету – Айвар Салихов (Москва).
Один из ключевых героев премьеры - хор театра. Наверное, впервые хор исполняет Реквием наизусть. «Постановка Владимира Васильева придала вокальному исполнению новые сложности: здесь артисты хора не статичные певцы, а активные участники процесса. Совмещать виртуозное пение с активной жестикуляцией, перемещениями по сцене, синхронной сменой поз — это трудно. Но как интересно! Как это разнообразит возможности хора и повышает его мастерство», - считает хормейстер ЛюбовьДразнина.
«Владимир Васильев - невероятно требовательный к себе мастер! Его постановки, осуществленные на сцене нашего театра - «Даруй нам мир» на музыку Мессы си минор И.С.Баха и «И воссияет вечный свет» на музыку Реквиема В.А.Моцарта - представляют собой синтез жанров. Они стали своего рода вызовом для театра. Но именно благодаря сложности и нестандартности задач работа над ними была художественно интересной, а результат – впечатляющим», - убежден директор театра РауфальМухаметзянов.
В спектакле принимают участие артисты оркестра, хора, балета (педагоги-репетиторы – Елена Кострова, Луиза Мухаметгалеева), а также оперные и балетные солисты. В прологе прозвучат авторские импровизации Евгения Борца, в эпилоге – «Alleluja» из мотета «Exsultate, jubilate» В.А.Моцарта в редакции Е.Подгайца. В постановке также звучат стихи Владимира Васильева.
Главные роли в спектаклях 5 и 6 сентября исполнят: солистка Татарского театра и балета Гульнора Гатина (сопрано), Екатерина Сергеева (меццо-сопрано, Мариинский театр), Ярослав Абаимов (тенор, Московский театр «Новая Опера» им.Е.Колобова), Максим Кузьмин-Караваев (бас, Германия). В сольных балетных партиях заняты солисты Татарского театра оперы и балета: Михаил Тимаев, Аманда Гомес, Таис Диоженес, Вагнер Карвальо, Александра Елагина, Ильнур Гайфуллин, Алина Штейнберг, Антон Полодюк, Мана Кувабара и Алесcандро Каггеджи.