«Мое искусство — это не примитивизм в широком понимании. Оно живет и дышит. Мне неинтересны взаимоотношения цвета и формы или что-то в этом духе. Мне интересно только выражение основных человеческих эмоций: любви, радости, трагедии, отчаяния и так далее. И тот факт, что многие люди вдруг теряют себя, разражаются руганью или хохочут, как ненормальные перед моими картинами, означает, что я могу сообщаться с этими основными человеческими эмоциями».
Вася Ложкин
Вася Ложкин – явление, объединяющее множество значений и смыслов, имя узнаваемое, невероятно популярное, синоним красоты и оптимизма!
В чем феномен Васи Ложкина? Почему его картины популярны и вызывают отклик у, казалось бы, самой разной аудитории? Ответ заключается в очень любопытной стратегии «переигрывания» и перемещения из одного формата в другой: Вася Ложкин пишет станковые картины, но их эстетика связана с визуальной культурой интернета. В интервью Алексей Куделин часто замечает, что «Вася Ложкин не умеет рисовать…». Его художественная деятельность никоим образом не зависит от навыков и предлагаемых условий труда, обычно заложенных профессиональным образованием в сфере искусства. Живопись Ложкина также не имеет ничего общего с направлениями, школами и традициями, освещенными историей искусства.
Она самобытна и уникальна. И все же есть корни у картин Ложкина – это жанры карикатуры и политического плаката. Но речь идет о возделывании почвы, а не о стилистическом заимствовании.
В то же самое время, произведения, вне зависимости от позиции и намерений художника, вовлекаются публикой в формирование символического и элитарного статуса живописи. Действительно, для большинства станковая картина остается серьезным и авторитетным видом искусства, которому можно доверять. При этом, для того же большинства, экранная культура интернета и сопутствующие ей интерфейсы, оказываются куда понятнее и доступнее, чем сложная для понимания структура живописной композиции. Чем объясняется противоречивая двойственность восприятия неискушенного зрителя? Частное художественное высказывание в пространстве сети в настоящий момент редко воспринимается им как нечто основательное и интересное. Интуитивно понимая нюансы сложившейся ситуации, Вася Ложкин сводит вместе различные форматы, чтобы общаться со зрителем напрямую, без посредников. Получается остроумно, живо и по-человечески, но это не все.
Не так давно у основателя Всемирной паутины, знаменитого изобретателя системы идентификации ресурсов «URL», протоколов «HTTP» и языка разметки документов «HTML» – Тима Бернерса-Ли спросили: «Расскажите, какое явление, о котором вы никогда не думали, в результате стало для людей главной причиной использования интернета?». Легендарный программист чрезвычайно удачно и тонко подметил: «Котята» («Kittens»). На выставке «Восход нового солнца!» вас встречают в основном подобные, хотя и аллегорические котики. Они - давние герои картин Васи Ложкина и ключевые фигуры для целого массива цифровых визуальных материалов самых разнообразных интернет-платформ. По эту и ту стороны компьютера, котики зафиксированы на пике эмоционального выражения. Кроме того, они действуют как участники юмористического разыгрывания абсолютно любого события, сопровождаемого меткими, яркими текстовками. Они кажутся то серьезными и одновременно ироничными, то скользят от иронии к искренности и обратно. Говоря на языке новомодных определений, котики – «постироничны» J. По существу, котики – это мемы или, по крайней мере, их базовые элементы, которые служат катализаторами для того, что называют сегодня «политикой эмоции» (Politics of Emotion). В сети котики своим «терапевтическим», успокоительным эффектом воздействуют на пользователя в качестве формы нечеловеческой жизни, которая, начиная с эпохи Просвещения, чарует, и поэтому блокирует для него пути вхождения в области социальной и политической активности. Вася Ложкин переворачивает предлагаемые обстоятельства и нарушает выставленные границы,
в том числе и других форм нечеловеческой жизни (у него ведь не только котики, ну вы в курсе!).
«Может быть, хватит очаровываться нечеловеческими формами жизни, а посмотреть через их призму на повседневность человека?». – как будто говорят ожившие сценки его картин. Тогда, возможно, удастся избегать реакционных идеологий, топорных стереотипов и пустой апатии.
Зрители смогут увидеть 100 живописных работ и пять инсталляций автора с 20 декабря по 10 января 2020 года в Галерее современного искусства ГМИИ РТ по адресу: Казань, ул. Карла Маркса, 57 (пресс-релиз ГСИ ГМИИ РТ)