22 ноября 2012 г. исполнилось 90 лет со дня рождения выдающейся оперной певицы, народной артистки России и Татарстана Зулейхи Гатаулловны Хисматуллиной (1922–1994). В честь юбилея певицы 9 декабря 2012 года в Татарском академическом государственном театре оперы и балета им. М.Джалиля состоится спектакль «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини.
Главные партии в опере исполнят: Сишенг И (Германия), Ахмед Агади (Мариинский театр, Санкт-Петербург), Андрей Григорьев (Большой театр России, Москва) и др. За дирижерским пультом выступит маэстро Марко Боэми (Италия).
Начало спектакля в 18.00.
Зулейха Гатаулловна Хисматуллина родилась 22 ноября 1922 г. в Казани. Музыка и театр в жизнь девочки вошли очень рано. Дома любили народную песню, родители девочки были большими поклонниками домашнего музицирования. Начальное музыкальное образование Зулейха получила в казанской детской музыкальной школе No.1. В возрасте 16 лет Хисматуллина начала петь в вокальном ансамбле радиокомитета, в 1940 г. поступила в музыкальное училище при Ленинградской государственной консерватории. С началом Великой Отечественной войны Зулейха Хисматуллина вернулась в Казань и в 1942—1945 гг. обучалась пению в Казанском музыкальном
училище.
На оперной сцене Хисматуллина дебютировала в победном 1945 году в опере Н.Жиганова «Алтынчеч» (партия Каракаш). Музыкальная критика уже тогда обратила внимание на необыкновенную свежесть и притягательность голоса певицы. В этом же году З.Хисматуллина поступила в только что открывшуюся Казанскую государственную консерваторию (класс В. А. Рожковской, и.о. профессора К. Е. Цветова), которую успешно окончила в 1950 г.
С 1945 по 1976 гг. Зулейха Хисматуллина — солистка Татарского государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля. На оперной сцене певица создала более 40 ярких, запоминающихся образов, среди которых Чио-Чио-сан в «Мадам Баттерфляй» Дж. Пуччини, Татьяна в «Евгении Онегине» П.Чайковского, Земфира в «Алеко» С.Рахманинова, Аида в одноименной опере Дж. Верди… Красота наполненного звучания, поистине инструментальная гибкость, редкая сила и в то же время мягкость голоса позволяли З.Хисматуллиной воплощать партии самого различного характера.
«Безупречный вокал, глубокая эмоциональность, неброский, чуждый внешнего эффекта, но всегда идущий от музыкального образа сценический рисунок роли позволяют говорить о З.Хисматуллиной как о зрелом художнике и большом мастере», — писал о певице В.Добронравов.
Ряд композиторов Татарстана посвятили Зулейхе Хисматуллиной свои работы. Главные партии опер «Намус» и «Тюляк» Н.Жиганова, «Самат» и «На берегу Демы» Х.Валиуллина, «Неотосланные письма» Дж. Файзи были написаны в расчете на творческую индивидуальность певицы. Зулейха Гатаулловна — первая исполнительница многих известных песен и романсов М.Музаффарова, А.Ключарева, А.Монасыпова, З.Хабибуллина, Р.Яхина, И.Шамсутдинова и др. «Я очень счастлива,- говорила певица о себе.
— Мое счастье в любимом труде. Музыка, песня вселяют в меня силу и уверенность».
С 1961 г. Зулейха Хисматуллина преподавала сольное пение в Казанской государственной консерватории (с 1977 г. — доцент, с 1983 г. — профессор). Многие её ученики ныне успешно работают в оперных и музыкальных театрах, филармониях страны, занимаются преподавательской деятельностью.