9 ноября 2012 года в 16.00 Центр «Эрмитаж-Казань» приглашает на открытие выставки
«БЛОКАДНАЯ ВИОЛОНЧЕЛЬ».
Выставка посвящена тем музыкантам, артистам, художникам, которые во время ленинградской блокады, длившейся 871 день, несмотря на голод, холод, бомбежки, наперекор смерти продолжали писать картины, играть спектакли, создавать музыкальные инструменты. На выставке представлены уникальные экспонаты: фотографии, графические работы и эскизы декораций, созданные в блокаду, афиши спектаклей, музыкальные инструменты, вместе с музыкантами пережившие те страшные годы.
Среди экспонатов — фотографии военного времени, зарисовки Владимира Борисковича, графические работы Вячеслава Иванова — главного художника Ленинградского театра имени Ленинского комсомола, потрясающие по своей искренности и духовной силе графические зарисовки самой страшной и тяжелой ленинградской блокадной зимы 1941–1942 годов, которую пережила 18-летняя художница Елена Марттила. Здесь и портрет Дмитрия Шостаковича, наброски к которому были ею сделаны в 1944 году, и гравюра «Говорит Ленинград», посвященная поэтессе и диктору Ленинградского радио Ольге Берггольц, и до боли пронзительная гравюра «На концерт»: в умирающем городе, занесенном снегом, сгорбленная женщина и ребенок везут на саночках виолончель…
Именно гравюра «На концерт» и пережившая блокаду и хранящая отзвуки войны виолончель ленинградского мастера Алексея Ушакова определили символическое название выставки. Эта виолончель — один из раритетов редчайшей в мире коллекции музыкальных инструментов, хранящейся в Санкт-Петербургском театральном музее.
Одним из смысловых акцентов выставки стали личные вещи дирижера Симфонического оркестра ленинградского радиокомитета Карла Элиасберга, а также пюпитр — немой свидетель исполнения Седьмой, «Ленинградской» симфонии Дмитрия Шостаковича в блокадном Ленинграде 9 августа 1941 года.
Из фондов Санкт-Петербургского государственного
музея театрального и музыкального искусства