Выставка «Круг Родченко. Стильные люди» в Казани

17 октября 2013 года в Ресурсном центре ГМИИ РТ открылась фотовыставка «Круг Родченко. Стильные люди».

Фото №179250. Георгии Петрусов. Шарж на Александра Родченко 1935Фото №179250. Георгии Петрусов. Шарж на Александра Родченко 1935

Музей «Московский Дом фотографии» привез выставку, которую с нетерпением ждали жители Казани. Одним из восклицаний на открытии было: «Родченко вернулся в Казань!».

Фото №179269. Елеазар Лангман. Александр Родченко на перилах 1930Фото №179269. Елеазар Лангман. Александр Родченко на перилах 1930Современный отпечаток с авторского негатива Музей «Московский Дом фотографии»
Фото №179257. Анатолий Скурихин. Александр Родченко ретуширует отпечатки. 1934Фото №179257. Анатолий Скурихин. Александр Родченко ретуширует отпечатки. 1934

В Казани Александр Родченко получил начальное образование, окончив в 1905 году Казанское приходское начальное училище. Когда стал вопрос о выборе профессии, его отец, театральный бутафор, выбрал для сына «настоящую» профессию — зубоврачебного техника. Позже в автобиографических записках А. М. Родченко писал о «неопределенности своего положения» в 14 лет. Он забирался на крышу и делился с дневником своим сокровенным желанием учиться рисовать, выражал в нем внутренний протест и нежелание быть зубным техником.

Фото №179281. Режиссер Виталий Жемчужный Варвара Степанова и Александр Родченко во время подготовки представленияФото №179281. Режиссер Виталий Жемчужный Варвара Степанова и Александр Родченко во время подготовки представления

Заниматься этим ремеслом всю жизнь юный Александр не желал. Проработав два года в зубоврачебной лаборатории Натансона, он в 1911 году поступает в Казанскую художественную школу, проходит обучение у Николая Ивановича Фешина. В 1914 году окончив училище, переезжает в Москву и поступает в Строгановское училище. В том же году, еще в Казани, он знакомится с будущей женой Варварой Степановой. С 1916 года их судьбы переплетаются в одну.

Фото №179287. Михаил Кауфман. Александр Родченко и Варвара Степанова в мастерской на фоне обложек журнала «Кино-фот» 1924Фото №179287. Михаил Кауфман. Александр Родченко и Варвара Степанова в мастерской на фоне обложек журнала «Кино-фот» 1924

Родченко Александр Михайлович, советский живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. И Степанова Варвара Фёдоровна, советский художник-авангардист, представитель конструктивизма, дизайнер и поэт. Их «дуэт» определяет активная жизненная позиция, новаторство и профессионализм.

Фото №179311. Александр Родченко. Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924Фото №179311. Александр Родченко. Лиля Брик и Луэлла Краснощекова 1924
Фото №179305. Александр Родченко. Фоторепортер Елизавета Игнатович 1943Фото №179305. Александр Родченко. Фоторепортер Елизавета Игнатович 1943

Данная выставка показывает одно из направлений деятельности тандема Родчеко-Степановой в период с 1924 по 1940-е гг.

Фото №179293. Варвара Степанова. Александр Родченко с трубкой. 1924Фото №179293. Варвара Степанова. Александр Родченко с трубкой. 1924

В экспозиции представлены портреты фотографа и художника Александров Родченко, выполненные его друзьями и фотоработы самого Александра Михайловича. Родченко был приверженцем конструктивистского стиля в одежде, считая, что она должна служить долго и быть удобной. Для рабочих предприятий Родченко разрабатывал «прозодежду». Во всем ему помогала Варвара Федоровна.

Фото №179347. Выставка «Круг Родченко. СТИЛЬНЫЕ ЛЮДИ»Фото №179347. Выставка «Круг Родченко. СТИЛЬНЫЕ ЛЮДИ»
Фото №179323. Выставка «Круг Родченко. СТИЛЬНЫЕ ЛЮДИ»Фото №179323. Выставка «Круг Родченко. СТИЛЬНЫЕ ЛЮДИ»
Фото №179365. Розалия Нургалеева, Георгий Козлов, Виктор АршиновФото №179365. Розалия Нургалеева, Георгий Козлов, Виктор Аршинов

С фотографий на зрителя смотрят люди эпохи преобразований. Революционный дух чувствуется в позах, в повороте головы. Живые фоторепортажные снимки вместо застывших павильонных портретов.

На стенах мы видим портреты Маяковского, Лили Бриг, друзей-репортеров и любимой женщины, Варвары Степановой.

Фото №179317. Александр Родченко. Лиля Брик 1924Фото №179317. Александр Родченко. Лиля Брик 1924

Многие современные фотографы допускают в одежды элементы небрежности, а зачастую выглядят просто неряшливо.  Облик Родченко в модной и стильной, конструктивистской одежде не плохо бы взять за пример.

Фото №179299. Общий план экспозиции Фото №179299. Общий план экспозиции
Фото №179275. Елеазар Лангман. Александр Родченко на перилах с дальномером 1930Фото №179275. Елеазар Лангман. Александр Родченко на перилах с дальномером 1930Елеазар Лангман Александр Родченко на перилах с дальномером 1930 Современный отпечаток с авторского негатива Музей «Московский Дом фотографии»
Фото №179263. Александр Родченко на съемкеФото №179263. Александр Родченко на съемке
Фото №179396. Выставка «Круг Родченко. СТИЛЬНЫЕ ЛЮДИ»Фото №179396. Выставка «Круг Родченко. СТИЛЬНЫЕ ЛЮДИ»
Фото №179384. Выставка «Круг Родченко. СТИЛЬНЫЕ ЛЮДИ»Фото №179384. Выставка «Круг Родченко. СТИЛЬНЫЕ ЛЮДИ»
Фото №179390. Выступление Ляли КузнецовойФото №179390. Выступление Ляли Кузнецовой

Круг Родченко. СТИЛЬНЫЕ ЛЮДИ