Эстетический подход и творческое мышление в современной турецкой живописи

4 сентября 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» открылась выставка «Эстетический подход и творческое мышление в современной турецкой живописи» организованная Центральным банком Турции.

Фото №173983. Art16.ru Photo archiveФото №173983. Art16.ru Photo archive
Фото №174007. Art16.ru Photo archiveФото №174007. Art16.ru Photo archive
Фото №173971. Art16.ru Photo archiveФото №173971. Art16.ru Photo archive
Фото №174019. Art16.ru Photo archiveФото №174019. Art16.ru Photo archive

Перед её открытием состоялась пресс-конференция в которой приняли участие: заместитель Председателя Центрального Банка Республики Турция г-н Нетжати Шахин, куратор выставки, председатель Департамента живописи Факультета изобразительных искусств Университета Девятое сентября, профессор Мюмтаз Саглам и директор ГМИИ РТ Нургалеева Розалия Миргалимовна.

Фото №174001. Art16.ru Photo archiveФото №174001. Art16.ru Photo archive

Г-н Нетжати Шахин поблагодарил директора ГМИИ РТ Розалию Нургалееву и сотрудников НХГ «Хазинэ» за возможность показать произведения из коллекции Центрального Банка Республики Турция.

Фото №174121. Art16.ru Photo archiveФото №174121. Art16.ru Photo archive
Фото №174151. Art16.ru Photo archiveФото №174151. Art16.ru Photo archive
Фото №174169. Art16.ru Photo archiveФото №174169. Art16.ru Photo archive

Центробанк Турции является крупнейшим коллекционером национального искусства страны. Выставка в Казани насчитывает 60 полотен 35 лучших художников Турции. Это малая толика от общего числа произведений изобразительного искусства, хранящихся в фондах Центробанка. Всего в Центробанке Турции 800 полотен, стоимость которых Мюмтаз Саглам, куратор выставки затруднился определить. Для искусствоведа все произведения бесценны. Заместитель Председателя Центрального Банка Республики Турция г-н Нетжати Шахин приблизительно оценил коллекцию в 10 млн. дол.

Фото №174187. Art16.ru Photo archiveФото №174187. Art16.ru Photo archive
Фото №174175. Art16.ru Photo archiveФото №174175. Art16.ru Photo archive
Фото №174247. Art16.ru Photo archiveФото №174247. Art16.ru Photo archive

Организацией выставок Центробанка Турции занимается специальное подразделение банка, представители которого присутствовали на открытии выставки в «Хазинэ». Также на открытии присутствовали: Сабри Тунч Ангылы, Генеральный консул Турции в Казани; Римма Атласовна Ратникова, заместитель председателя Госсовета РТ, председатель союза журналистов РТ; Айрат Миннемулович Сибагатуллин, министр культуры Республики Татарстан.

Фото №174217. Art16.ru Photo archiveФото №174217. Art16.ru Photo archive

Заместитель Председателя Центрального Банка Республики Турция г-н Нетжати Шахин рассказал присутствующим, что банк занимается собирательством произведений искусств с 1930 года. Картины хранятся в центральном офисе банка в Акаре. В планах Центробанка открытие галереи.

Фото №174205. Art16.ru Photo archiveФото №174205. Art16.ru Photo archive
Фото №174193. Art16.ru Photo archiveФото №174193. Art16.ru Photo archive
Фото №174229. Art16.ru Photo archiveФото №174229. Art16.ru Photo archive
Фото №174145. Art16.ru Photo archiveФото №174145. Art16.ru Photo archive
Фото №174223. Art16.ru Photo archiveФото №174223. Art16.ru Photo archive

С 2007 года в рамках программы, направленной на популяризацию турецкого искусства, помимо выставок в Турции, Центробанк организует 1-2 выставки в год в разных иностранных государствах. Выставки прошли в Германии, Японии, Америке, на Кипре, Испании, Чили, Голландии, Австрии, Люксембурге, в Боснии-Герцеговине, Болгарии, Албании.

После выставки в Казани выставку увидят жители Башкирии.
В коллекции представлено 4 периода развития изобразительного искусства Турции и выставлены самые лучшие работы лучших художников Турции.

1 зал
Период 1900-1950 гг. Импрессионистская эмоция: Новая направленность картины, сосредоточивающиеся на поверхности.

Фото №174127. ХИКМЕТ ОНАТ. Рыбацкие ЛОДКИФото №174127. ХИКМЕТ ОНАТ. Рыбацкие ЛОДКИ

Импрессионизм турецкого типа представляют: Халил Паша, Хикмет Онат, Ибрахим Чаллы и др.

Самая ранняя работа, экспонируемая на выставке, находится в этом зале (Халил Паша (1852-1939). Парусники в Египте. Картон, масло, 1925 г.).

Фото №174025. ХАЛИЛЬ ПАША. ПАРУСНИКИ В ЕГИПТЕФото №174025. ХАЛИЛЬ ПАША. ПАРУСНИКИ В ЕГИПТЕ

Мы можем отметить, что на начальном этапе развития изобразительного искусства Турции господствует пейзаж, причем тема моря самая любимая и распространенная. Также присутствует архитектурный пейзаж.

Фото №174163. АХМЕТ ДОГУЭР. ФОНТАН ГЁКСУФото №174163. АХМЕТ ДОГУЭР. ФОНТАН ГЁКСУ
Фото №174133. ДЖЕВАТ ЭРКУЛ. ПРИЧАЛ БЕЙЛЕБЕЙИФото №174133. ДЖЕВАТ ЭРКУЛ. ПРИЧАЛ БЕЙЛЕБЕЙИ
Фото №174157. АЛИ РЫЗА БАЕЗИТ. ПЕЙЗАЖ, ХЕЙБЕЛИАДА, БЕЗ ДАТЫФото №174157. АЛИ РЫЗА БАЕЗИТ. ПЕЙЗАЖ, ХЕЙБЕЛИАДА, БЕЗ ДАТЫ
Фото №174139. Хикмет ОНАТ. Утро на берегу УскюдараФото №174139. Хикмет ОНАТ. Утро на берегу Ускюдара

2 зал
Период 1950-1970 гг. Структурное преобразование: Абстракционизм и ориентация на абстрагирование.
В этом зале наблюдаем в работах за новыми тенденциями, навеянными XX столетием. Произведения выполнены в разнообразной технике (масло, гуашь, акварель).

Фото №174049. ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ. БЕЗ НАЗВАНИЯФото №174049. ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ. БЕЗ НАЗВАНИЯFİKRET MUALLÂ ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ İSİMSİZ. 1966 Tuval ürerine yağlıboya БЕЗ НАЗВАНИЯ Холст, масло 33x41 cm
Фото №174079. МЮБИН ОРХОН/ БП НАЗВАНИЯФото №174079. МЮБИН ОРХОН/ БП НАЗВАНИЯ
Фото №174085. МЮБИН ОРХОН. БЕЗ НАЗВАНИЯФото №174085. МЮБИН ОРХОН. БЕЗ НАЗВАНИЯ
Фото №174061. НЕЖАД ДЕВРИМ. ШАРТРФото №174061. НЕЖАД ДЕВРИМ. ШАРТР
Фото №174067. ЗЕКИ ФАИК ИЗEP. ВОСХИЩЕНИЕ ЗАПАДА ВЕЛИКИМИ МИНИАТЮРАМИ ГЕРАТАФото №174067. ЗЕКИ ФАИК ИЗEP. ВОСХИЩЕНИЕ ЗАПАДА ВЕЛИКИМИ МИНИАТЮРАМИ ГЕРАТА

Представители: Селим Туран, Нежад Деврим, Зеки Фаик Изер и Сабри Беркель, Нуруллах Берк, Мюбин Орхон.

Фото №173965. ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ. НАТЮРМОРТФото №173965. ФИКРЕТ МУАЛЬЛЯ. НАТЮРМОРТ

3 зал
Период 1970-2000 гг. Вероятности изменения в фигуративной живописи: идентичность и отличия.
Характеризуется сложным концептуальным содержанием, требующим расшифровки. Здесь заметно влияние европейского искусства на искусство Турции. Мы видим разные по содержанию и изобразительным элементам композиции.

Фото №174097. ЮКСЕЛЬ АРСЛАН. ВЛИЯНИЯ “ARTURE'' 272Фото №174097. ЮКСЕЛЬ АРСЛАН. ВЛИЯНИЯ “ARTURE'' 272YÜKSEL ARSLAN ЮКСЕЛЬ АРСЛАН INFLUENCES, ARTURE 272,1982 Kâğıt üzerine karışık teknik ВЛИЯНИЯ “ARTURE" 272 Смешанная техника, бумага 30 х 21 cm
Фото №174103. ЮКСЕЛЬ АРСЛАН. ВЛИЯНИЯ “ARTURE” 258Фото №174103. ЮКСЕЛЬ АРСЛАН. ВЛИЯНИЯ “ARTURE” 258YÜKSEL ARSLAN ЮКСЕЛЬ АРСЛАН INFLUENCES, ARTURE 258,1981 Kâğıt üzerine karışık teknik ВЛИЯНИЯ “ARTURE” 258 Смешанная техника, бумага 30x21 cm
Фото №173923. ЭРГИН ИНАН. СИДЯЩАЯ ФИГУРА / ПСИХИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТФото №173923. ЭРГИН ИНАН. СИДЯЩАЯ ФИГУРА / ПСИХИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ

Представители: Мехмет Гюлерьюзь, Комет (Гюркан Джошкун), Аляэттин Аксой, Юксель Арслан.

Фото №173947. АЛЯЭТТИН АКСОЙ. ОШИБКА ПИЛОТАЖАФото №173947. АЛЯЭТТИН АКСОЙ. ОШИБКА ПИЛОТАЖА
Фото №173941. МЕХМЕТ ГЮЛЕРЬЮЗ. СЕМЬЯФото №173941. МЕХМЕТ ГЮЛЕРЬЮЗ. СЕМЬЯ

4 зал
Период 200-е гг. Независимые поиски: Приоритет актуального и нового.
По поводу современного искусства часто возникают вопросы, на которые трудно найти ответы.

Фото №173953. ТУРАН ЭРОЛ. ПЛЯЖ КАРАИНДЖИРФото №173953. ТУРАН ЭРОЛ. ПЛЯЖ КАРАИНДЖИР
Фото №173959. ТУРАН ЭРОЛ. ПЕЙЗАЖ, ДЕРЕВЬЯФото №173959. ТУРАН ЭРОЛ. ПЕЙЗАЖ, ДЕРЕВЬЯ

Представители: Эрол Акъяваш, Бурхан Доганчай, Омер Улуч, Адан Чокер.

Фото №174037. Art16.ru Photo archiveФото №174037. Art16.ru Photo archive
Фото №174043. БУРХАН ДОГАНЧАЙ. БЕЗ НАЗВАНИЯ,БЕЗ ДАТЫФото №174043. БУРХАН ДОГАНЧАЙ. БЕЗ НАЗВАНИЯ,БЕЗ ДАТЫ
Фото №173929. АДЕМ ГЕНЧ, ПОЧЕМУ ВЕЩИ ТАКИЕ. КАКИЕ ЕСТЬФото №173929. АДЕМ ГЕНЧ, ПОЧЕМУ ВЕЩИ ТАКИЕ. КАКИЕ ЕСТЬ

В этом зале размещены две работы художниц: Элиф Аятер (Elif Ayiter) и Сельмы Гюбюз (Selmy Gurbuz). Сразу возник вопрос о месте женщин художниц в Турции. Почему только две работы?

Фото №174241. Art16.ru Photo archiveФото №174241. Art16.ru Photo archive

Куратор выставки, председатель Департамента живописи Факультета изобразительных искусств Университета Девятое сентября, профессор г-н Мюмтаз Саглам разъяснил ситуацию. Он с удивлением отметил этот факт и назвал его случайностью. В Турции много женщин-художниц. " Каждый третий из четырех художников - женщина. На факультете искусств среди студентов девушек большинство (три девушки из 4 студентов)» - заметил он.

Фото №173935. ЭЛИФ АЙИТЕР. БЕЗ НАЗВАНИЯФото №173935. ЭЛИФ АЙИТЕР. БЕЗ НАЗВАНИЯ

Эстетический подход и творческое мышление в современной турецкой живописи