Ретроспективная выставка Андрея Лаврентьевича Прокопьева (1922–1993)

21 марта 2013 года в Национальной художественной галерее «Хазинэ» состоялось открытие выставки Андрея Лаврентьевича Прокопьева (1922–1993), художника-живописца, пейзажиста-лирика, заслуженного деятеля искусств Татарской АССР (1980). Выставка приурочена к 90-летию со дня рождения художника.

Фото №146146. ПОСЛЕ ДОЖДЯ. 1988Фото №146146. ПОСЛЕ ДОЖДЯ. 1988

Экспозиция выставки развернулась на втором этаже галереи. Здесь можно увидеть около 80 полотен мастера, написанных художником в 1950–1990-е годы. На выставке представлены работы из собрания Государственного музея изобразительных искусств РТ, частных коллекций, домашнего архива семьи Прокопьевых.

Фото №146062. Открытие выставки Прокопьева А.Л.Фото №146062. Открытие выставки Прокопьева А.Л.
Фото №145948. Рамазанова Галина Алексеевна, зав. НХГ ''Хазинэ''Фото №145948. Рамазанова Галина Алексеевна, зав. НХГ ''Хазинэ''
Фото №145936. Галина ТулузаковаФото №145936. Галина Тулузаковакандидат искусствоведения
Фото №145954. Эйдинов Григорий Львович, художникФото №145954. Эйдинов Григорий Львович, художник
Фото №145960. Хасьянова Фарида Шагимардановна, художникФото №145960. Хасьянова Фарида Шагимардановна, художник
Фото №146164. На открытии выставки Прокопьева А.Л., март 2013Фото №146164. На открытии выставки Прокопьева А.Л., март 2013
Фото №146002. На открытии выставки Прокопьева А.Л., 2013Фото №146002. На открытии выставки Прокопьева А.Л., 2013

Перед открытием выставки мы с Верой Андреевной, дочерью художника, прошлись по залам галереи.

Фото №146026. Прокопьева Вера АндреевнаФото №146026. Прокопьева Вера Андреевна

— Вера Андреевна, Андрей Лаврентьевич оставил богатое творческое наследие. Почему его талант художника-пейзажиста так мало оценен при жизни? Единственное звание, полученное им — «заслуженный деятель искусств Татарской АССР» (1980).

Вера Андреевна Прокопьева:

— Однажды, когда отца уже не было, я услышала, как Н.Михалков говорил о том, что у нас (в России) всякие звания: «заслуженный», «народный», а за границей — главное имя. Я сразу вспомнила своего отца.

«Зачем мне звания? Феллини и есть Феллини. Ни народный, ни заслуженный, ни какой! И меня это не интересует» — говорил он. Возможно, где-то в душе ему было слегка обидно. Но Андрей Лаврентьевич себе не изменял: не подстраивался, не писал заказные сюжеты. То, что любил, то и писал.

Фото №145629. В РАЙОННОМ ЦЕНТРЕ. 1964Фото №145629. В РАЙОННОМ ЦЕНТРЕ. 1964
Фото №145636. ВЕСНА НА НАБЕРЕЖНОЙ. 1961Фото №145636. ВЕСНА НА НАБЕРЕЖНОЙ. 1961
Фото №145642. СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. ЭТЮД. 1962Фото №145642. СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. ЭТЮД. 1962

Лишь, однажды, к очередному ленинскому юбилею Прокопьев в соавторстве с художником-портретистом Семеновым создали картину «Ленин в Кокушкино» (1966–1967). Тогда Прокопьев и Семенов делили одну мастерскую: Семенов написал фигуры молодого Ульянова, жившего в ссылке, и ямщика, доставившего книги, а Прокопьев — весь остальной холст. Сейчас работа хранится в ГМИИ РТ.

Вера Андреевна рассказала об одном эпизоде в жизни художника, когда он немножко похулиганил:
— Отец принес на выставку картину, на которой был изображен домик в деревне. Работу не взяли. Тогда он на домике нарисовал красную полоску: «натянул» кумач и написал лозунг «Все на выборы!»

Слова возымели действенную силу, и работу приняли! Этот факт, разумеется, действовал угнетающе на А. Л. Прокопьева. Работу художника оценивали не по мастерству исполнения…

Фото №145654. РЫБАЦКАЯ СЛОБОДА. 1964Фото №145654. РЫБАЦКАЯ СЛОБОДА. 1964
Фото №145660. РЫБАЦКАЯ СЛОБОДА. 1966Фото №145660. РЫБАЦКАЯ СЛОБОДА. 1966

Прокопьев А.Л. смотрел на мир, окружающую его природу чистым, искренним взглядом. Писал только то, что волновало его душу.

Фото №145678. ВЕСНА В ДЕРЕВНЕ. 1970-еФото №145678. ВЕСНА В ДЕРЕВНЕ. 1970-е
Фото №145696. РАННЯЯ ВЕСНА. 1964Фото №145696. РАННЯЯ ВЕСНА. 1964
Фото №145744. СНЕГ ИДЕТ. 1973Фото №145744. СНЕГ ИДЕТ. 1973

Вот что по этому поводу написала в своей статье о творчестве Андрея Лаврентьевича «Портрет художника на фоне пейзажа» Дина Каримовна Валеева, кандидат искусствоведения:

«Он бесконечно любил и понимал природу, смотрел на нее как на нечто живое и разумное. Более того, природа была для него матерью, перед которой он — сын ее — в вечном долгу. Этот художник никогда не стремился к пышности, броскости красок, никогда не изображал природу в ее „эффектные“, „выигрышные“ моменты — восходы и закаты солнца, светлые лунные ночи, буйное цветенье деревьев и трав… В его пейзажах жили, дышали не многоцветные сверкающие краски, а жемчужно-серые, тускло-коричневые тона, обогащенные сиреневыми, фиолетовыми, розоватыми, желтоватыми отблесками, что придавало картинам удивительное колористическое богатство и глубину. В них всегда мерцал свет, то сгущающийся, тревожный, то светлый, мягкий. Прикосновения кисти к холстам -трепетные и легкие, как дыхание весеннего ветра…»

Фото №146158. ГОЛУБАЯ ВЕСНА. 1978Фото №146158. ГОЛУБАЯ ВЕСНА. 1978
Фото №146134. МАРТОВСКИЙ ВЕЧЕР. ОКРАИНА. 1990Фото №146134. МАРТОВСКИЙ ВЕЧЕР. ОКРАИНА. 1990

— Вера Андреевна, мастерством и профессионализмом веет от всех работ Вашего отца. Случалась ли в жизни Андрея Лаврентьевича халтура?

В.А.П.:

— На выставке вы не увидите ни одной халтурной работы. Единственная его халтура была в Костроме. Андрей Прокопьев был влюблен в молодую ассирийку, мою маму. Мама — врач, как молодой специалист, была направлена в Кострому. Отец поехал за ней. Приехал. Зарабатывать негде. Пошли как-то они на базар. Видят, мужик торгует ковриками, на которых изображены русалки с лебедями. Андрей Прокопьев, узнав их стоимость, договорился с мужиком, что принесет нечто подобное на продажу. Купил холсты, краски, сел и за 5 дней написал лебедей с русалками, да таких шикарных! Отдал мужику. Получил денег. На радостях тут же с мамой купили гуся и всякой еды. Выходят с рынка, а за ними тот мужик бежит и кричит: «Эй, парень, еще приноси, все расхватали!» Он, по-новому, лебедей писать. «О! Мы такие богатые были!» — вспоминала моя мама.

Фото №145810. ПАДАЕТ СНЕГ. 1991Фото №145810. ПАДАЕТ СНЕГ. 1991
Фото №145816. В БАНЬКУ. 1992Фото №145816. В БАНЬКУ. 1992
Фото №145852. РАННЕЙ ВЕСНОЙ В ЛЕСУ. 1976Фото №145852. РАННЕЙ ВЕСНОЙ В ЛЕСУ. 1976

— В статье «Портрет художника на фоне пейзажа» кандидат искусствоведения Дина Каримовна Валеева писала:

«При жизни Андрея Прокопьева мало понимали и принимали. Да, многие угадывали масштаб его дарования, силу мастерства, тонкость натуры, но по сути он оставался одиноким, странным, незнакомым. О нем почти не говорили, не писали. Он так и не узнал от современников, как значимы для них его картины. Увы, мы скупы на слова признательности, на проявления чувств, когда художники нуждаются в душевной поддержке, когда они страдают от одиночества и боли непонимания. Но, возможно, это одиночество, эта боль и входят потом в состав красок палитры художника, в неуловимые движения кисти. Быть может, потому так волнуют нас эти полотна?»

Фото №145942. Дина Каримовна Валеева - кандидат искусствоведенияФото №145942. Дина Каримовна Валеева - кандидат искусствоведения
Фото №146038. В КОНЦЕ ЗИМЫ. 1985Фото №146038. В КОНЦЕ ЗИМЫ. 1985
Фото №146140. ОДИНОКАЯ. 1993Фото №146140. ОДИНОКАЯ. 1993

— Вера Андреевна, последние работы Андрея Лаврентьевича пронизаны темой одиночества. Он был одинок?

В.А.П.:

— Я как-то спросила отца: «Почему в твоих работах много темы одиночества?»
Он ответил: «По сути, человек одинок. До конца остается наедине лишь с самим собой».

Я до сих пор не знаю почему? При всей его бурной молодости… Он был человек-фейерверк.

Фото №146645. В мастерскойФото №146645. В мастерской
Фото №146670. на творческой дачеФото №146670. на творческой даче

Андрей Прокопьев родился в Казани в семье доцента Казанского Государственного университета. Лаврентий Прокопьев преподавал латынь, старославянский язык, историческую грамматику в ВУЗе. В иные времена, после окончания Духовной академии, он должен был стать регентом церковного хора (при Советской власти было нереально). Отец привил Андрею любовь к литературе. А.Прокопьев много читал, наизусть знал Есенина.

Фото №146664. на концерте в муз училишеФото №146664. на концерте в муз училише

После окончания школы поступает, одновременно, в музыкальное и художественное училище. Война прерывает учебу. В конце 1941-начале 1942 гг. его мобилизуют. Отправляют служить на Дальний Восток. Проблемы со здоровьем (врожденный порог сердца) сказались в первом же марш-броске, после которого его комиссуют.

Фото №146652. выставка к 40 лет.Фото №146652. выставка к 40 лет.

В 1943 году Андрей Прокопьев оканчивает музыкальное и художественное училище. Уже после войны, с 1948 по 1949 гг., обучается в Ленинградской консерватории. Но как сам рассказывал дочери, всегда тянулся к художникам, бегал к ним. В конце концов, Андрей Лаврентьевич сделал выбор, посчитав, что в пении выразить себя не сможет, так как в живописи. Средствами изобразительного языка скажет больше. Но то, что А. Л. Прокопьев музыкант, видно в его полотнах. Все его работы отличает музыкальность: мелодичность и лиричность изобразительного языка.

Фото №146676. С женой и дочкойФото №146676. С женой и дочкой

С 1952 года активно включается в выставочную деятельность.
В 1957 году за участие в выставке художников Татарстана в Москве на Декаде литературы и искусства Татарстана был награжден дипломом I степени и принят кандидатом в Члены СХ России.
В 1962 году состоялась его первая персональная выставка.
В 1964 году Андрей Лаврентьевич Прокопьев становится членом Союза художников России.
В 1972 году, к 50-летию со дня рождения, проходит вторая персональная выставка.
Андрей Лаврентьевич Прокопьев имел активную жизненную позицию. Выступал на всех выставкомах.

Фото №146682. С учениками КХУФото №146682. С учениками КХУ

— Отец всегда говорил правду, конкретно «резал». При всем притом, что характер у него был резкий, его работы проходили на все зональные выставки. Не было такого, чтобы работа не прошла — рассказывает Вера Андреевна.

Подтверждение этой мысли я услышала из уст Светланы Колиной на открытии выставки:

— Андрей Прокопьев был очень живой человек, очень честный, справедливый. Вот вы все говорите: «Мягкий, интеллигентный». Нет! Он мог встать, и не взирая на высокие чины, в лоб сказать, все что думает. Его заодно это можно было боготворить.

Картины А. Л. Прокопьева экспонировались на всех республиканских, зональных и всероссийских выставках.

Фото №145750. БОЛЬШАЯ ВОДА. ВАСИЛЬСУРСК. 1984Фото №145750. БОЛЬШАЯ ВОДА. ВАСИЛЬСУРСК. 1984
Фото №145756. НА КАСПИИ. 1963Фото №145756. НА КАСПИИ. 1963
Фото №145768. СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. 1967Фото №145768. СОЛНЕЧНЫЙ ДЕНЬ. 1967
Фото №145774. НА ВОЛГЕ ПОСЛЕ ДОЖДЯ. 1966Фото №145774. НА ВОЛГЕ ПОСЛЕ ДОЖДЯ. 1966
Фото №145780. ВОЛГА У КАЗАНИ. 1963Фото №145780. ВОЛГА У КАЗАНИ. 1963
Фото №145864. ВИШНЯ ЦВЕТЕТ. 1975Фото №145864. ВИШНЯ ЦВЕТЕТ. 1975
Фото №145870. АПРЕЛЬ. 1990Фото №145870. АПРЕЛЬ. 1990

Характеризуя личность художника, стоит отметить страстность его натуры, его артистический талант. Он очень любил театр. Шикарно пел, обладая природным тенором. Великолепно исполнял арию Хозе из оперы Ж.Бизе «Кармен». У Веры Андреевны хранится запись романса «Гори, гори, моя звезда!» в исполнении Андрея Лаврентьевича. «Там столько души!» — делится своими ощущениями от услышанного Вера Андреевна Прокопьева.

Фото №146658. на дачеФото №146658. на даче

При всем при этом он очень любил тишину.

«Ты знаешь, что такое поэзия? Это когда ночь. Звезды на небе. Тишина. Мы сидим на даче, горит костер — вот это поэзия» — таким простым языком объяснил А. Л. Прокопьев значение слова «поэзия» своему 6-летнему внуку Андрею.

Фото №145984. Андрей Минаев - ст.научный сотрудник ГМИИ РТФото №145984. Андрей Минаев - ст.научный сотрудник ГМИИ РТвнук Андрея Прокопьева

В предложении столько любви к природе. В этом чувстве кроется секрет успеха художника.

Фото №146092. НАТЮРМОРТ. АСТРЫ. 1992Фото №146092. НАТЮРМОРТ. АСТРЫ. 1992
Фото №146098. НАТЮРМОРТ. ПИОНЫ. 1993Фото №146098. НАТЮРМОРТ. ПИОНЫ. 1993ПРОКОПЬЕВ А.Л. 1922-1993 Холст, масло Собственность семьи художники
Фото №146104. НАТЮРМОРТ С ГРАФИНОМ. 1989Фото №146104. НАТЮРМОРТ С ГРАФИНОМ. 1989
Фото №146110. НАТЮРМОРТ. АСТРЫ. 1993Фото №146110. НАТЮРМОРТ. АСТРЫ. 1993
Фото №146116. НАТЮРМОРТ С ГРИБАМИ И РЯБИНОЙ. 1990Фото №146116. НАТЮРМОРТ С ГРИБАМИ И РЯБИНОЙ. 1990

С этим согласен Александр Федорович Иншаков, заслуженный работник культуры Республики Татарстан, член СХ России:

Фото №145966. Иншаков Александр Федорович, художникФото №145966. Иншаков Александр Федорович, художник
Фото №146074. БЕЛАЯ СИРЕНЬ. 1960Фото №146074. БЕЛАЯ СИРЕНЬ. 1960

— В основе пейзажа всегда лежит чувство художника то, как он воспринимает природу, как он ее переживает. Не так важно, как ты сделаешь, но если ты чувства передал, работа найдет своего зрителя.
Меня всегда удивляло, как из красок он выжимал такое богатство колорита, такую фактуру живописи. Это скрытый темперамент художника. Полотно живет. Холст где-то сильно нагружен краской, где-то не нагружен. Это не просто случайно. Художник таким способом выражает свои чувства. Как писатель — буквами, точками, запятыми, так же художник старается максимально использовать свои средства.

Фото №146056. Общее фото. Открытие выставки Прокопьева А.Л.Фото №146056. Общее фото. Открытие выставки Прокопьева А.Л.

Андрей Лаврентьевич Прокопьев. Выставка, посвященная 90-летию со дня рождения

Видео: 

Открытие выставки Прокопьева