Фото №93866. Мастер-класс. тенология изготовления Сибирского ковраЦентр прикладного творчества и ремесел. Тюмень
\"Арт-галерея. Казань-2012\"27 мая 2012 года в Туркмении отметили день туркменского ковра. В 1992 году он приобрел статус государственного праздника, который теперь ежегодно отмечается в Туркмении в последнее воскресенье мая.
Самые пышные празднества проходят в Ашхабаде в Музее туркменского ковра. В этом музее экспонируются 2000 ковровых изделий, в том числе редкие. Фонд музея постоянно пополняется, его сотрудники ведут поиск и сбор старых ковров. Новое здания Национального музея туркменского ковра, занимает в общем площадь 5089 м². В стенах музея проходят международные научные форумы и конференции.
Для Востока справедлива пословица: «Дом начинается там, где расстелен ковер». Для кочевых народов теплые и легкие ковры были непременным атрибутом жилища: ими утепляли юрту, они служили мебелью, перегородкой в помещении, постелью. Коврами украшали коней и верблюдов. А о свадебной церемонии без ковра не могло быть и речи.
Искусство ткать ковры передавалось из поколения поколению: от матери к дочери, от внучки к правнучке. Со временем утилитарная роль ковра отходит на второй план, первое место отводится красоте и изысканности коврового изделия.
Ковроткачество на территории Туркмении культивируется издревле. И. Н. Хлопин в результате археологических исследований на территории Туркмении обнаружил, что «уже в середине II тыс. до н. э. существовали ножи для обрезания ворсовой нити ковра отработанной и законченной формы. Появление таких инструментов можно отнести к первой половине II или даже к концу III тыс. до н. э.». Ковроткачество в Туркмении развивалось самостоятельно, в следствии чего их ковры очень самобытны. Увидев туркменский ковер единожды, уже не спутаешь его ни с каким другим. Узор ковра состоит из характерных геометрических узоров. Разнообразие узоров говорит о том, что мастера кочевых племен не заимствовали узоры друг у друга, поэтому они получались самобытными, характерными для того или иного рода, которому принадлежала мастерица.
Мастера ковроткачества особое значению придавали подбору шерсти для основы ковра, предпочитая чистую белую шерсть сырыджинских овец. Краску использовали природную растительную. Особое внимание уделялось приготовлению темно-красной краски.
Это событие натолкнуло меня на мысль развить тему ковроткачества.
Сибирский ковер
Зимой в Казани, на Арт-галерее, я познакомилась с Людмилой Николаевной Шатохиной (Цой). В Казань она привезла бренд Тюмени - Сибирский ковер, носивший ранее название «тюменский».
- Тюменский ковер ткут из длинноворсовой овечьей шерсти.
Фото №93858. Оборотная сторона ковра. ТюменьЦентр прикладного творчества и ремесел. Тюмень
\"Арт-галерея. Казань-2012\"История ковроткачества в Тюмени такова: «Через Тюмень давным-давно проходил азиатский торговый путь. Шли караваны. Среди пришлых было много бухарцев.
Л.Ц.: - Бренд Тюмени. Сибирский ковер (ранее называли Тюменский). Такой ковер длинноворсовый и дешевый делали у нас. Проходили азиатские торговые пути. Шли караваны. Много было бухарцев. Нужно было использовать местный материал, придумали чтобы было дешево - ковер из шерсти овцы (как впрочем и туркменский ковер ткется из овечьей шерсти (прим. авт.). Пряли грубую шерсть, окрашивали ее и ткали ковры. Плотность большая в ковроткачестве - это изыски. Обычно ковер делали не плотным. Такой ковер ткется очень быстро.
Фото №93862. Людмила Николаевна Шатохина (Тюмень) за работой Центр прикладного творчества и ремесел. Тюмень
\"Арт-галерея. Казань-2012\"Людмила Николаевна, каковы сюжеты сибирских ковров?
Л.Ц.: - В тюменских коврах используется в основном цветочный рисунок. Карта простая - на черном фоне. На белом фоне ковер с узором получается сложнее.
Дешевизна ковра послужила повсеместному его распространению. Когда впервые в 1913 году ковры вывезли во Францию, и французы их оценили - ковры выросли в цене.
Но в 1990-х годах фабрика загнулась. Сейчас ее возродили. взяли в частные руки. Фабрика работает. Если по-простому говорить, то это не фабрика, а артель. Если есть заказ, собирают ковровщиц, к счастью они еще живы, и они ткут.
Есть ли молодые мастера?
Л.Ц.: - Есть. Сейчас большой интерес. В школах для детей проводим занятия. Этот образец сделал мальчик из худ. школы.
Фото №93854. Сибирский ковер. Образец выполнен учеником художественной школы г. ТюмениЦентр прикладного творчества и ремесел. Тюмень
\"Арт-галерея. Казань-2012\"Есть у нас постоянная выставка в центре ремесел, где экспонируются старые галерейные, музейные ковры; станок стоит; приспособления для ткачества.
Фото №93882. Людмила Шатохина, (Тюмень ) на фоне Тюменских ковровЦентр прикладного творчества и ремесел. Тюмень
\"Арт-галерея. Казань-2012\"Мы собираемся на мастер-классы. На первом занятии мы знакомим с историей, учим как навой подготовить. Бывают циклы занятий, разовые (когда рассказываю, показываю). Есть большой интерес.
Фото №93878. Фрагмент тканного , безворсового ковра (сумах) ТюменьЦентр прикладного творчества и ремесел. Тюмень
\"Арт-галерея. Казань-2012\"В тюменской ковровой экспозиции представлены разные техники ковроткачества: безворсовые(сумах), ворсовые и махровые.
Фото №93870. "Райский сад". Сибирский ковер, эксклюзивный махровыйУзоры с птицами. Рисунок придумал в 50-60 гг. художник ковровой фабрики По его карте ткут ковры и по сей день;
Центр прикладного творчества и ремесел. Тюмень
\"Арт-галерея. Казань-2012\"Рисунок "Узоры с птицами" придумал в 50-60 гг. художник тюменской ковровой фабрики и создал карту. Карта " Райский сад» пользовалась большим успехом. Этот махровый эксклюзивный ковер у нас часто заказывают на свадьбу.
Фото №93874. Розы на черном. Сибирский ковер. Махровое ткачество. ТюменьЦентр прикладного творчества и ремесел. Тюмень
\"Арт-галерея. Казань-2012\"Такие ковры «Розы на черном фоне» были в каждом доме. Коренное население татары. Для них делаем молельные коврики «Намазлык».
