«Та самая кукла» в «Манеже»

С 10 февраля по 22 марта 2012 года посетители выставочного центра "Манеж" имеют возможность ознакомиться с уникальной коллекцией антикварных кукол Юлии Вишневской.

Фото №92960. Открытие выставки ''Та самая кукла'' в ''Манеже'', КазаньФото №92960. Открытие выставки ''Та самая кукла'' в ''Манеже'', КазаньАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Юлия Вишневская, реставратор кукол, театральный художник, создатель Музея Уникальных Кукол в Москве. Экспонаты данного музея и представлены на выставке "Та самая кукла" в "Манеже". В экспозиции выставки в "Манеже" - более 150 уникальных экспонатов начала XIX - 2-ой пол. XX века производства ведущих мастеров Англии, Германии, Японии, США, Италии, России, Франции.

Фото №92883. Антикварные куклы из коллекции Ю.Вишневской (Германия, Франция)Фото №92883. Антикварные куклы из коллекции Ю.Вишневской (Германия, Франция)1.ЮнисФранция, 1920-е гг., фарфор; 2.Кеммер и Рейнхардт, Германия, нач. xx в.фарфор; 3.Кеммер и Рейнхардт, Германия, нач. xx в.фарфор; 4.Кестнер, Германия, 1898, фарфор; 5.Кестнер, Германия,конец XIX в. 6. Шонау и Хофмайстер, Германия, 1905, фарфор; 7.Реплика Бру, Франция, XX в., фарфор.
Фото №92916. Кукла наследника Тутти, Автор Малахиева В.В., СССР, 1965Фото №92916. Кукла наследника Тутти, Автор Малахиева В.В., СССР, 1965Антикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань
Фото №92900. Шраер и Фингергут, Россия, 1907, фарфорФото №92900. Шраер и Фингергут, Россия, 1907, фарфорАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань
Фото №92976. Шонау и Хофмастер, нач. XX, фарфорФото №92976. Шонау и Хофмастер, нач. XX, фарфорАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань
Фото №92972. Пьеротти, Англия, середина XIX , воскФото №92972. Пьеротти, Англия, середина XIX , воскАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Самой молодой кукле на выставке 45 лет. Созданная по подобию куклы Суок из фильма-сказки режиссеров А. Баталова и И.Шапиро "Три толстяка" (1966), Суок стала самой желанной куклой советских детей. Правда, среди моих подруг из советского детства, ни у кого такой куклы не было, может потому что жила я в маленьком провинциальном городе? А вот с немецкими куклами знакома. Мне их привозила в подарок бабушка. Куклы-красавицы немки, с шикарными волосами, в пышных платьях выгодно отличались от кукол, изготовленных в СССР.

Фото №92896. Шраер и Фингергут, Россия, 1907, фарфор /Шраер и Фингергуи, Россия, нач. XX, фарфорФото №92896. Шраер и Фингергут, Россия, 1907, фарфор /Шраер и Фингергуи, Россия, нач. XX, фарфорАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Да это и понятно. В 1920 году нарком просвещения Луначарский закрыл царские кукольные фабрики, самой известной из которых слыла "Журавлев и Кочешков". Все фабричные склады с куклами, аксессуарами были уничтожены. Фарфоровые красавицы, привезенные из Франции и Германии, хранящиеся на складах царских фабрик тоже разлетелись на множество осколков. Небольшое количество уцелевших кукол сохранилось благодаря их владелицам. Покидая родину, маленькие девочки увозили с собой и своих кукол-подруг. В стране Советов на смену изяществу пришел "совковый" практицизм. На прилавках магазинов появились куклы, без изысков, по-инкубаторски одетые в простую, практичную одежду. В идеологических целях в 1950-60 гг. вышла серия кукол "в костюмах народов СССР". Сделаны они были из модной по тем временам пластмассы.

Фото №92920. Куклы в костюмах народов СССР, 1950-1960-е гг., пластмассаФото №92920. Куклы в костюмах народов СССР, 1950-1960-е гг., пластмассаАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Первые фарфоровые куклы появились во Франции, Германии и Италии приблизительно в 1750 г. Однако, "Золотой век" фарфоровой куклы приходится на более поздний период, 1830-1930 годы. Между производителями кукол Франции и Германии непрерывно шло соперничество: французская роскошь соревновалась с немецкой практичностью. Но для каждой куклы всегда находился свой хозяин. Просто некоторые предпочитали француженок, некоторые - немок. Дело вкуса и кошелька.

Фото №92892. Брау. Франция, кон. XIX , фарфор / Лимож, Франция, нач. XX, фарфорФото №92892. Брау. Франция, кон. XIX , фарфор / Лимож, Франция, нач. XX, фарфорАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань
Фото №92940. Шраер и Фингергут, Франция, 1920-е , фарфорФото №92940. Шраер и Фингергут, Франция, 1920-е , фарфорАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Признанными красавицами всегда считались французские куклы. Кукла-француженка, прежде всего, - максимальное выражение элегантности и красоты, некий образчик, коему должна была следовать светская дама. Фабрика Barrois (Париж, 1842-1878) выпускала кукол класса «люкс». Широко известна фирма, созданная в Париже часовщиком и ювелиром Леопольдом Ламбертом по производству кукол-автоматов. Фирма Жюля Штайнера STEINER производила механические куклы. На Международных выставках в Париже французские производители неоднократно были удостоены призовых медалей: основатель фирмы GAULTIER (откр. в 1867г.), Франсуа Готье - серебряной медали (1878); владелец фирмы Jumeau (откр. в 1843г.), - Эмиль Жюмо, выпустив в производство куклу-ребенка (Веве) - золотую медаль (1878).

Фото №92968. Жюмо, Франция, 1907, фарфорФото №92968. Жюмо, Франция, 1907, фарфорАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань
Фото №92964. Эрнст Хойвах, Германия, 1902, фарфор (фрагмент экспозиции, куклу не видно)Фото №92964. Эрнст Хойвах, Германия, 1902, фарфор (фрагмент экспозиции, куклу не видно)Антикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Эмиль Жюмо шагал всегда в авангарде кукольного дела. Он один из первых понял, что для производителя кукол важно проявлять заботу о гардеробе своих подопечных, стоять в авангарде моды. Целые мастерские работали на специализированный журнал мод для кукол, придуманный Жюмо. Шились кукольные наряды, производились различные аксессуары, изготавливалась обувь, зонтики, сумочки, сундучки для парфюма и мн. др. В специализированных магазинах можно было обзавестись новеньким гардеробчиком для своей куклы и для этого не обязательно ехать в Париж. Один из немногочисленных магазинов был и у нас в России в Санкт-Петербурге на Малой Морской (разумеется в царское время). В 1899 году во Франции был создан SFBJ - Союз французских производителей кукол и игрушек. Это объединение кукольников Франции было вынужденным. На французский рынок хлынули более дешёвые немецкие куклы. Фирма Jumeau тоже вошла в союз. Именно, используя наработки Jumeau, SFBJ производил новые модели кукол. SFBJ просуществовал до 1925 года.

Фото №92932. Кеммер и Рейнхард, Германия, нач. XX, фарфорФото №92932. Кеммер и Рейнхард, Германия, нач. XX, фарфорАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань
Фото №92908. Симон и Хальбиг, Германия, 1892, фарфорФото №92908. Симон и Хальбиг, Германия, 1892, фарфорАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Одной из крупнейших немецких кукольных фабрик была "Simon & Halbig" (1869-1930). На фабрике выпускали фарфоровые кукольные головки, тела делали из дерева, папье-маше или других материалов. Таким способом немецкие производители, удешевив стоимость куклы, нашли тем самым своего покупателя. Своим качеством славились куклы немецкой фирмы Hanwerck (1876-1902).

Фото №94069. Принцесса Элизабет. 1930 г. Чад ВеллиФото №94069. Принцесса Элизабет. 1930 г. Чад Веллифетр, вельвет; Антикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань
Фото №92936. BY-Lo baby Грэйс Путман, США, 1923; Братья Хойбах, Германия, нач. XX,фарфор;Фото №92936. BY-Lo baby Грэйс Путман, США, 1923; Братья Хойбах, Германия, нач. XX,фарфор;1,2, 3, Франция, нач. XX фарфор; 4.BY-Lo baby Грэйс Путман, США, 1923; 5. Кукла в коляске , Арман Марсель, Германия, XX, фарфор; 6. Братья Хойбах, Германия, нач. XX,фарфор; Антикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Английские, итальянские, японские куклы в экспозиции выставки занимают небольшое пространство. Но их легко узнать. Примечательна портретная кукла Чада Велли (Англия, 1930г.) - в ней вы узнаете маленькую принцессу Великобритании Элизабет. Увидев куклу Ишимацу, тоже не ошибетесь (призведена в Японии).

Фото №92980. Ишимацу, Япония, нач. XX, КомпозитФото №92980. Ишимацу, Япония, нач. XX, КомпозитАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань
Фото №92904. Кукла будуарная, Италия, нач. XX,текстильФото №92904. Кукла будуарная, Италия, нач. XX,текстильАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Итальянская будуарная кукла сама притягивает взгляд. Мимо такой субтильной красавицы пройти не возможно. Эту даму и японку можно отнести к типу "будуарных кукол". Будуарным куклам свойственны удлиненные формы, мягкие тряпичные тела, руки и ноги. Чуть позже руки и ноги стали делать из дерева либо композита. Головы, как правило, композитные, обтянутые шелком или хлопком и расписанные масляными красками. Томность взгляду, устремленному в сторону, придавали оттененные веки. Закономерно, что первые будуарные куклы появились во Франции. В 1910 г. кутюрье Поль Пуаре (Париж) придумал такую вещь:он решил из куклы сделать модный аксессуар для женщин. Первые наряды для будуарных кукол Пуаре создал под влиянием костюмов Леона Бакста, выполненных для Дягилевских балетов. В связи с этим обстоятельством, видно сходство во внешности первых будуарных кукол и русских балерин. Появившиеся художественные (будуарные) куклы, с его подачи, стали украшением женских будуаров, салонов. Наличие у дамы будуарной куклы служило свидетельством ее изысканного вкуса. В Италии в 1920-х годах фирма " Lenci " считалась одним из ведущих производителей тряпичных будуарных кукол. Еще один экспонат, заслуживающий особого внимания, это кукольный домик. На выставке представлен кукольный дом, произведенный в России в нач. XX века. Это двухэтажный особняк с мансардой. Убранство комнат соответствует обстановке того времени.

Фото №94061. Кукольный дом. Россия, нач. XX в./All-bisour doll, германия, кон. XIX, фарфор/ Неизвестный производитель, Герм. сер XX,фар.Фото №94061. Кукольный дом. Россия, нач. XX в./All-bisour doll, германия, кон. XIX, фарфор/ Неизвестный производитель, Герм. сер XX,фар.Антикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Для справки:

Самый известный в России кукольный дом - "Нащокинский домик", выполненный по заказу большого любителя изящных вещей Павла Воиновича Нащокина. Над этим домиком трудилось множество искусных мастеров, как малоизвестных, так и легендарных. Рояль работы Вирта был действующий и на нем можно было разыгрывать пьесы специальными палочками. Обеденный стол, который раздвигался, был выполнен известнейшим мастером Гамбсом. А посуда из хрусталя и фарфора для сервировки стола была заказана лучшим заводам России. Этот кукольный дом обошелся хозяину в 40 тысяч рублей! Первый из известных миру кукольных домов принадлежал герцогу Альбрехту V Баварскому. Этот дом датируется 1558 (по данным других источников - 1611) годом. Он был заказан герцогом для его маленькой дочери. Это был не просто дом, а настоящий дворец в четыре этажа, с садом и фонтаном во дворе. В доме, помимо жилых комнат, были также танцевальная зала, ванная, комната для шитья. Все помещения были богато украшены, а для кукольных трапез имелось даже столовое серебро!

Фото №92984. Арман Марсель, Германия, конец XIX фарфор. Фрагмент: ботинок на ноге куклыФото №92984. Арман Марсель, Германия, конец XIX фарфор. Фрагмент: ботинок на ноге куклыАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань

Как видим на примере этих кукольных домов, производство аксессуаров, обуви, одежды, - далеко не полный перечень того, что делалось в кукольной индустрии. Работали целые фабрики ради процветания кукольного бизнеса. Известен случай, когда для кукольного домика был изготовлен действующий рояль. Специальными палочками на нем можно было исполнять музыкальные произведения. Кукольные дома были не только предметом роскоши, они имели и утилитарное значение, использовались как наглядное пособие по образцовому ведению хозяйства, в игровой форме готовили девочек к замужней жизни.

Фото №92996. Реплика Брау, Франция, фарфорФото №92996. Реплика Брау, Франция, фарфорАнтикварные куклы из коллекции Юлии Вишневской; Выставка \"Та самая кукла\", 10.02, 15.00 в ВЦ \"Манеж\", Казань
Елена Сунгатова, февраль 2012
фото автора

Комментарии

Елена, огромное спасибо за информацию и эти чудесные фото, которые будут сувениром с этой замечательной выставки, погружающей в мир детства. Прекрасные фарфоровые создания. Так и хочется с ними поиграть, хоть я уже давно не ребёнок.

круто

Статья содержит такую массу неточностей и просто дезинфо, мне трудно поверить что ее читала Юлия или хоть кто то из МУК - ну как можно было не отредактировать? названия марок почти все написаны с неузнаваемым звучанием страны пр-ва указаны неверно! картинка первая - Шоенау и ХОФМАСТЕР( то бишь хоффмейстер)в дальнейшем он же хофмайстер... далее несколько картинок с КЕММЕР Рейнхардом, ну это бог с ним - можно даже простить издевательство над всемирно известной Брю( хотя куколка на картинке ей не является даже близко)Бедняга сначала стала у Вас БРУ а потом и вовсе на немецкий манер- БРАУ! хотя может она БРАУ и есть тк куколка на фото- явная реплика и далеко не оригинал Брю ( она скорее похожа на Жамю( с Тете и Бебе не путать) но и это мелочь по сравнению в тем как разнообразно каверкали фамилию бедняги Финдергута - он был и ФИНГЕРГУИ и ФИНГЕРГУТ а сама марка Шраер и Финдергут относится то к России то вообще- называете ее ФРАНЦУЗСКОЙ! Если быть все таки исторически точной- марка считается русской за недостаточностью исконных пр-лей - однако сложно считать русской фабрику созданную двумя евреями в польском ( временами немецком и совсем недолго в составе российской империи вместе с Польшей, городке Калиш) Эрнст Хойбах стал - ХОЙВАХОМ, Хойбахи владели маркой переменно и никогда не выпускали кукол как " братья Хойбах" однако и такое вы смогли отыскать... не существовавшее никогда в природе. Грейс Патнам - стала ПУТМАН ( хорошо хоть не Путина...)Полностью бисквитная (бискви долл) превратилась в загадочную бисоур...А французская будуарная кукла стала почему то итальянской( ни к ленчи . ни к тканевым куклам она отношения не имеет - композитная чисто французская кукла для спальни . из дешевой разновидности- у меня таких аж 4 штуки... Фактически ни один комментарий не написан без ошибок- при чем серьезных- имена авторов. Страны производства.марки , тип кукол - лично меня, как реставратора, эксперта, коллекционера такое коробит. Новички это читают и потом будут полагать что написаное тут правда и будут дальше нести в массы француза Фингегуи с красоткой брау и малыша(видимо брата Хойваха) от Грейс Путман, будут полагать что композитные французкие будуарки и итальянские тканевые Ленчи одно и тоже... печально это.

Здравствуйте, Елена! Увидела Ваш комментарий под статьей о куклах, видно, что вы разбираетесь в куклах значительно лучше, чем автор! Могли бы Вы мне подсказать, как вообще найти "родословную" куклы, если можно так сказать. Вы, конечно, извините, я не тяну даже на мелкую рыбешку в коллекционировании, поскольку у меня есть пока только Дамы эпохи, несколько барби (Гонконгская и Американская), несколько ГДРовских кукол и хэндмэйд. И тут мне знакомая, отдала куклу из папаьемаше, в не очень хорошем состоянии, но сказала, что ей около 90 лет. Я бы хотела узнать, кто она такая? Если Вы сможете немного меня просветить, буду признательна! С уважением, Юлия Полехина! 050-73-20-771

Здравствуйте! автор статьи журналист а не кукольник и была бы рада исправить недочеты - она просила вычитать статью но я зашилась в заказах. К сожалению литературы на русском нет- но есть каталоги на английском с маркировками, описанием комплектации кукол и видов их тел а также краткой историей фабрик, Herlocher например очень солидное издание.

Просто для сведения - единственная марка выпускавшая кукол под маркой "братья" - это братья Моримура - японская марка с отделением в США , знаменитый фарфор Норитаке... кукла которую вы описали как "братья Хойвах" совершенно не Хойбаховского типажа - тоддлеры Хойбах ( в основном уже как Хойбах и Кеппельсдорф) отличаются от прочих очень сильно - круглые широкие мордочки без восьмерки у висков, характерные ямочки на щеках . более широкие зубики , 4 широких зуба- пластинки вместо 2 закругленных зубиков как у всех прочих марок выпускавших тодди, широкие брови... Трудно на 100% утверждать по нечеткой фотке в профиль- однако я бы никогда не сказала что это Хойбах-не тот тип лица совершенно, возможно она братья Моримура и есть- но уж точно не братья Хойвахи... отредактируйте статью- хорошие фото но безобразные тексты... ну нельзя же так - такую безграмотность и на всеобщее обозрение...

Елена Борисенко, чего злая такая?

Почему сразу злая то :),да не злая я, извините если показалась резкой - просто очень много неверной информации по тем е антик кукол в инете и так, хороших книг на русском нет - а начинающие коллекционеры на таких статьях учатся. Нельзя столько неточностей публиковать- ведь были на выставке могли со специалистом поговорить- там их не мало. не одна . не 2 ошибки - 90%...У Вас там на фоточке кстати куколка которую я лично продала в МУК еще в лохматом 2003 году - и она точно не Камер Рейнхард, как у Вас написано, это выглядит так как будто я не знаю что за марка у куклы которую я продала? http://s16.radikal.ru/i191/1206/0f/6b8414d943d9.jpg - узнаете? у Вас около реплики написано что это подлинная БРЮ - на фото рядом с Лиможкой зубастенькой- объяснить почему она не Брю? просто на руки посмотрите... на фото с тремя тоддлерами http://art16.ru/gallery2/v/kazan_kremlin/manej/dolls/DSC08426.jpg.html написано - ФРАНЦИЯ - один из них( флиртовка) Камер Рейнхард - я такого делала вместе с Галей Шульгиной для нее (помогала реставрировать) немецкая куколка, http://s001.radikal.ru/i195/1206/ec/289d7bbfa473.jpg , еще сомневаетесь? вторая - не могу сказать чья голова точно но однозначно немцы - на Бахра похоже, вот только голова тоддлера а тело- долли, сборная солянка однако...Вы не работаете с куклами, а специалистам потом эта деза боком выходит, вроде как уважаемый источник опубликовал а мы обманщики...

Елена, все подписи делались в соответствии с прикрепленными на выставке шильдиками. Вы же понимаете, я будучи журналистом, хотя и имею высшее образование в области культуры и искусства, не могу абсолютно во всех тонкостях разбираться в указанной тематике. Ну, а благодаря Вашим пояснениям люди разберутся, что да как. Тем более, что комментарии в комплекте со статьей идут.

PS я зашла на ту ссылку в поисках инфо на русском об Ишумацу - было лень переводить статью для клиентки. копаться в каталогах... Хотела тупо скопировать и отослать ей описание марки. Статья показалась солидной- начала читать и ...( вот скажу что выпала в осадок, опять ведь злюкой назовете) ну есть у меня дурная привычка называть вещи своими именами. Исправьте ошибки и удалите мои комменты - все будут довольны.Была бы иная фотрма связи - я бы Вам написала а не в открытом форуме. Но ведь нет же?

Комментарии, раз они попали на сайт удалять не буду. Тем не менее - было бы гораздо продуктивнее и больше пользы для дела, которое (я так понимаю) Вам совсем не безразлично, если бы Вы мне на почту (она на любой странице сайта указана) написали и мы совместно привели бы материал в надлежащий вид. Однако, надеюсь на дальнейшее плодотворное сотрудничество.

http://s019.radikal.ru/i600/1206/96/c31a352095a9.jpg - посмотрите внимательно на лицо, позу, форму тела и руки...ну какая Франция, какой антик... реплика хорошего автора - абсолютно современная. Даже тот кто не видел никогда Брю это понимает...

Не видела адрес если честно- но в любом случае, если нужна будет консультация - обращайтесь, буду рада помочь

Юлия - я Вам ответила. Это не вина автора статьи- она не кукольник. Поищите издание Herlocher - там есть фото маркировок . нумерная. буквенная именная маркировка. краткие истории предприятий. Сфотографируйте маркировку на затылке и куклу голышом и сбросьте мне фотки на емейл который в том ответе что дам вам в личку. Я скажу что за кукла какое у нее состояние и является ли она ценной - а так же как привести в порядок самостоятельно то что можно сделать своими руками не прибегая к специалистам.