Наследие Ислама в музеях России

Миркасым Абдулхатович Усманов, Светлана Юрьевна Измайлова

03.12.2009 в конференц-зале Национального музея Республики Татарстан открылась и начала свою работу Вторая научно-практическая конференция «Наследие Ислама в музеях России: изучение, атрибуция, интерпретация».

К участникам конференции со словами приветствия от Министерства культуры РТ обратилась Саттарова Лилия Илевна, начальник отдела музейных программ, мониторинга Музейного фонда РТ и культурного туризма Министерства культуры РТ, член Союза художников России.

Она подчеркнула, что Казань, издавна, является признанным центром востоковедения. Здесь активно ведется научно-исследовательская работа. Исследуются собрания библиотек, архивов научных учреждений. И этим обусловлено место проведения конференции.

В конференц-зале НМ РТ собрались люди, заинтересованные в изучении и популяризации культуры нашего края, в частности, и Поволжья, в целом. Это искусствоведы и историки, этнографы и музееведы. Они прибыли, чтобы поделиться новыми открытиями, обсудить историю изучения памятников исламской культуры, историю формирования музейных собраний и мн. др.

Горячо приветствовал участников конференции Усманов Миркасым Абдулахатович, действительный член Академии наук Татapстана, доктор исторических наук, заведующий кафедрой истории татарского народа Казанского университета, неизменный член Ученого совета НМ РТ: «Коллеги, друзья, гости! Приятно приветствовать, Вас, работников музеев, принимающих активное участие в пропаганде науки и нашей исторической действительности».

В своем выступлении он отметил важность музейной работы: «Жизнь легче, лучше оснащена техникой, с другой стороны, жизнь — сложнее, и сложнее, то террористы, то ваххабиты, то представители религиозных течений, которые осложняют взаимоотношения людей. В этой ситуации музейная работа играет принципиально важное значение. В музее, как правило, не спорят, как в СМИ. Не придумывают нечто, а освещают, все как было в действительности». «Музейно-просветительская работа развивается, будет развиваться, и оказывать влияние на развитие общественной жизни» — добавил он.

Исламская культура сложное, богатейшее явление, требующее дальнейшего изучения.

На конференции «Наследие Ислама в музеях России: изучение, атрибуция, интерпретация» заявлено, если не ошибаюсь, 35 интереснейших докладов. Их тематика разнообразна и эксклюзивна. Ниже, для ознакомления, приведен список докладчиков и тем.

А пока, отмечу не менее значимый аспект в работе конференции. В конференц-зале НМ РТ, были проведены презентации ряда программ. Так, 3 декабря в 13.00, участники конференции присутствовали на открытии выставки ученого и художника, члена Союза художников РТ и РФ Р.И. Шамсутова «Слово и образ Востока». Рустем Ильшатович ознакомил их со своими работами, поделился знаниями о «сакральной иконографии» в виде каллиграфических надписей. К каждой своей картине Рустем Шамсутов прикрепил описание, обяснение, ключ к написанному. Так, под картиной «Сотворение мира (Басмала). 2009г. Компьютерная графика, печать на холсте, читаю: «На картине стилизованное изображение слов Басмалы — первой фразы Священного Корана — «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного!» (Бисми-Иллахи-Рахман-ир-Рахим). В представлении мусульман, Коран, данный людям в качестве текста, олицетворяет собой микромодель Космического Корана. Микромоделью текста всего Корана является его первая глава, а весь её смысл, в свою очередь, заключен в первой фразе — «Во имя Аллаха милостивого, милосердного!». Весь смысл самой фразы заключен в первом слове « Басмала», а смысл первого слова — в первой букве «Б», которая имеет точку внизу. Небольшой круг в центре картины олицетворяет собой эту точку — метафору первой капли чернил, капнувшей с Божественного пера на чистый лист бумаги».

Подобные описания присущи всем работам Шамсутова, на выставке «СЛОВО И ОБРАЗ ВОСТОКА».

Экспонаты другого интересного проекта «Сахтиан — кожаные узоры из Казани» расположены тут же в конференц-зале НМ РТ. Кисеты, сумки, ичиги, декоративные панно из кожи, все эти изделия изготовлены частной фирмой «Сахтиан». Руководит ей экс-директор Арской фабрики национальной обуви Ильдус Гайнутдинов. Изделия отличаются высоким качеством и богатством орнамента. Недавно завязалось тесное сотрудничество коллектива фирмы «Сахтиан» с художником – каллиграфом Владимиром Поповым. Теперь в кожаных изделиях, изготовленных этой фирмой, создаются религиозно-поэтические композиции: во славу Аллаха. Представил проект «Сахтиан — кожаные узоры из Казани, именно Владимир Александрович Попов.

Самым интересным проектом, на мой взгляд, был «СВЕТ С ВОСТОКА». Его презентация состоялась 4 декабря в 12.30. Автор проекта – А.Б. Рахматуллина (г. Санкт-Петербург).

Личное знакомство Альфии Рахматуллиной с Теодором Адамовичем Шумовским помогло ей в создании яркого и достоверного портрета одного  из крупнейших российских искусствоведов-арабистов. «Теодор Адамович наш современник, старейший востоковед мира, России. Когда мы говорим слово «Старейший», то хочется сказать что это какое-то его звание, это действительно так. Теодор Адамович Шумовский, повторюсь, старейший востоковед, старейший выпускник восточного факультета Ленинградского государственного университета (ЛГУ), старейший узник Сталинских лагерей, 17 лет, просидевший в тюрьмах вместе с Львом Гумилевым» — поясняет Альфия Рахматуллина. Она повествует слушателям конференции о не легкой судьбе Шумовского. Поляк по происхождению, родился на Украине в городе Житомире. В 1915 году, в разгар Первой мировой войны, семья Шумовских вынуждена уехать в Азербайджан. После смерти отца, судьба забросила Теодора Шумовского в Закавказье, в старинный город Шамаху (Чечню). Там он впервые гуляет по улицам, впервые, видит караваны, старинные мечети, в них прикасается к старинным рукописям, к тому, что определило его дальнейшую судьбу. Первая встреча Теодора Адамовича Шумовского с Кораном состоялась в 1934-м. году. В библиотеке философского факультета ЛГУ, студент Шумовский рылся в книжных завалах, предназначенных к уничтожению, и наткнулся на уникальный экземпляр. Внимание привлекла арабская вязь, в которую он был влюблен с детства. Книга содержала 22 суры Корана на арабском языке и латыни. Теодор разыскал дату и ахнул: Рим, 1592 год, издатель Николай Панеций. В его руках оказалась библиографическая жемчужина!

В ЛГУ, спецкурс по Корану у Шумовского вел академик И. Ю. Крачковский. В 1937 году Шумовский в словесной перепалке с сокурсником встал на защиту своего учителя, академика И.Ю. Крачковского, обвиняемого в низкопоклонстве перед Западом, за что был исключен из рядов ВЛКСМ, а позднее, в 1938 году, осужден. Т. Шумовского, Н. Ериховича и Л. Гумилева объединили в одно следственное дело. Был вынесен приговор, по которому Шумовский получил срок 8 лет лагерей. В пересыльной тюрьме Лев Гумилев обратился с просьбой сохранить стихотворение отца. И по истечению стольких лет, Теодор Адамович помнит строки того стихотворения:

«Твой лоб в кудрях отлива бронзы.

Как сталь, глаза твои остры.

Тебе задумчивые бонзы

В Тибете ставили костры…»

В пересыльной тюрьме, лагерях Теодор Шумовский не позволил убить свой интеллект, учился, переводил по памяти, осваивал языки, сочинял мелодии. Вместе с друзьями они создали вольный университет, где каждый делился  знаниями, полученными до заключения. За 18 лет ссылки он выучил  двадцать два языка. Этим наследием Теодор Адамович пользуется и поныне.

Теодор Шумовский человек феноменальной памяти, блестящего ума, неимоверной трудоспособности. Он чрезвычайно обаятелен, в этом слушатели конференции убедились, просмотрев о нем фильм.

На презентации «СВЕТ С ВОСТОКА» Альфия Рахматуллина представила книгу известного российского исследователя в области истории ислама и арабского средневековья, доктора исторических наук и переводчика Т.А. Шумовского «Поэтическое изложение Корана». Поэтический перевод Корана Шумовским, наиболее точно передает арабский оригинал. Поскольку «Коран не случайно был произнесен и записан стихами — пророк Мухаммад хотел, чтобы его понимали все. А у арабов и неграмотный бедуин может запросто сочинить несколько стихотворных строк! Поэзия у них в крови» — как то в интервью с Е Голубевым (Аргументы и факты) внес ясность Т.Ф. Шумовский. В заключение, презентации Альфия Рахматуллина преподнесла в дар Национальному музею Республики Татарстан, четыре книги Теодора Адамовича Шумовского, в том числе и «Поэтическое изложение Корана».

Вторая научно-практическая конференция завершена, позади научные доклады и горячее обсуждение, подведение итогов. Уже в конце января будут отпечатаны материалы конференции.

Сунгатова Елена. 04.12.2009

Перечень докладов:

«Зеркало с памятью сердца»: казахские коллекции С.М. Дудина в МАЭ РАН, докладчик Резван Ефим Анатольевич, заместитель директора по науке Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, д.и.н. (г. Санкт-Петербург)

 

Волжская Булгария: ислам и археологическая культура, докладчик Измайлов Искандер Лерунович, старший научный сотрудник Центра этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, к.и.н. (г. Казань)

 

Поливная керамика Ближнего Востока в Биляре

Валиуллина Светлана Игоревна, директор Археологического музея ЮГУ, кандидат исторических наук (г. Казань)

 

О сюжете на золотоордынской чаше XIV века с городища Селитренное в Астраханской области

Плохов Вячеслав Васильевич, зав. отделом археологии Астраханского государственного объединенного историко-архитектурного музея-заповедника (г. Астрахань)

 

Исламские мотивы в керамике Золотой Орды

Лисова Наиля Фаритовна, доцент Ульяновского государственного университета, кандидат исторических наук (г. Ульяновск)

 

Сфероконические сосуды из собрания Общества археологии, истории и этнографии в фондах Археологического музея КГУ Нуретдинова Алсу Ренатовна, лаборант Археологического музея Казанского государственного университета (г. Казань)

 

Роль музейных коллекций исламской культуры в формировании современного национального искусства (на примере творчества татарских художников) Шамсутов Рустем Илъшатоеич, старший научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им Г. Ибрагимова Академии наук РТ, кандидат искусствоведения (г. Казань)

 

Изображение двух Святынь в татарском печатном шамаиле: истоки и интерпретация образа

Саттарова Лилия Илевна, начальник отдела музейных программ, мониторинга Музейного фонда РТ и культурного туризма Министерства культуры РТ (г. Казань)

 

Архитектурный пейзаж в татарском шамаиле и русской иконе (к вопросу о параллелях в религиозном искусстве Востока и Запада)

Валеева Дина Каримовна, главный научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им Г. Ибрагимова Академии наук РТ, кандидат искусствоведения (г. Казань)

 

Изображение заповедных городов и мечетей в шамаилях конла ХIХ - начала XX века в собрании Национального музея Республики Татарстан

Абзалина Рамзия Асраровна, старший научный сотрудник отдела письменных источников Национального музея РТ (г. Казань)

 

Казанские издания Корана в первой половине XIX века

Амерханова Элъмира Исхаковна, заведующий отделом рукописей и редких книг Научной библиотеки им. Н.И. Лобачевского Казанского государственного университета, кандидат исторических наук (г. Казань)

Персоязычные рукописи по фикху в собрании Казанского государственного универси

тета

Арсланова Алсу Айратовна, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани АН РТ, заведующий центром иранистики Института истории АН РТ, кандидат исторических наук (г. Казань)

 

Художественное воплощение темы Каабы в архитектурной семантике мечети Кул Шариф и экспозиции Музея исламской культуры Шафигулпина Раушания Фаиловна, начальник отдела Музея исламской культуры Государственного историко-архитектурного и художественного музея заповедника «Казанский Кремль" кандидат филологических наук (г. Казань)

 

К реконструкции домонгольской мечети на Чертовом городище в Елабуге

Халитов Нияз Хаджиевым, ведущий научный сотрудник Института истории им Ш. Марджани Академии наук FT, доктор архитектуры (г. Казань)

 

Особенности исламской архитектуры и ее отражение в фондах Этнографического музея Казанского государственного университета

Масалова Ольга Алексеевна, директор Этнографического музея Казанского государственного университета, кандидат исторических наук (г. Казань)

Гущина Елена Геннадьевна, хранитель Этнографического музея Казанского государственного университета (г.Казань)

 

Мечети как памятники архитектуры на фотографиях конца XIX - начала XX века (из собрания Национального музея Республики Татарстан)

Нурхаматова Залия Нургалиевна, научный сотрудник отдела изобразительных материалов Национального музея РТ (г. Казань)

 

Исламская культура и искусство миниатюры

Гафарова Гюнай Низами гызы, доцент кафедры общественных наук Азербайджанского государственного института туризма, кандидат искусствоведения (г. Баку)

 

Астрономические знания и инструменты в Золотой Орде

Давлетшин Гамирзан Миргазянович, профессор кафедры истории Татарстана Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, доктор исторических наук (г. Казань)

 

Татаро-монгольский костюм ХШ-ХIV вв. в археологических памятниках

Горелик Михаил Викторович, старший научный сотрудник Института Востоковедения Российской академии наук, кандидат исторических наук (г. Москва)

 

Проблемы атрибуции произведений татарского ювелирного искусства XV-XVI вв. из собраний российских музеев

Волеева-Сулейманова Гузель Фуатовна, ведущий научный сотрудник Института истории им Ш. Марджани Академии наук РТ, доктор искусствоведения.(г. Казань)

 

Метаморфозы «казанского шва»: азиатская, татарская или турецкая «работа в тачку»

Cammapoea Лилия Илевна, начальник отдела музейных программ, мониторинга Музейного фонда РТ и культурного туризма Министерства культуры РТ (г. Казань)

 

Арабографические татарские личные печати в коллекции Национального музея РТ» содержание, форма и стили письма

Исмогилове Назип Файзрохмонович (Наджип Наккаш), старший научный сотрудник отдела текстологии Института языка, литературы и искусства им Г. Ибрагимова Академии наук РТ (г. Казань)

 

К интерпретации некоторых мест ярлыка хана Сахиб-Гирея

Мустакимов Ильяс Альфредович, ведущий советник Главного архивного управления

при Кабинете Министров РТ (г. Казань)

 

Каратунский клад: история и атрибуция

Сингатуллина Альфира Закиулловна, ведущий научный сотрудник отдела спецхранения Национального музея РТ , кандидат исторических наук (г. Казань)

 

Шелковые деньги в собрании Национального музея РТ (предварительное сообщение)

Десяткова Татьяна Константиновна, старший научный сотрудник отдела спецхранения Национального музея РТ (г. Казань)

 

Памятники исламской культуры Азнакаевского района Республики Татарстан

Хисамиева Гульсум Карамовна, директор МУК «Азнакаевский краеведческий музей», кандидат исторических наук (г. Азнакаево)

 

Об одном списке рассказа Ишнияза бин Ширнияза из архива Зайнаб Максудовой

Ахметзянов Марсель Ибрагимович, заведующий отделом рукописей, научного и архивного фонда Института языка, литературы и искусства им Г.Ибрагимова Академии наук РТ, доктор филологических наук (г. Казань)

 

Коллекция Галимджана Баруди в рукописном собрании Научной библиотеки Казанского государствеиного уиверситета

Гараева Нурия Ахатовна, главный библиотекарь Отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки им. НИ. Лобачевского Казанского государственного университета (г.Казань)

 

Архив Камиля Мотыги

Зигангирова Гульназ Рашитовна, заведующая ямузеем музыкальной культуры (отдела НМ РТ), кандидат исторических наук (Казань)

 

«Мусульманская составляющая» семейно-бытовых обрядов — способ и средство презентации этнической идентичности современных татар

Уразманова Руфа Каримовна, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ, кандидат исторических наук (г. Казань)

 

Нижние головные уборы волго-уральских мусульманок в контексте этнокультурной истории региона

Суслова Светлана Владимировна, старший научный сотрудник Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ, кандидат исторических наук (г. Казань)

 

Особенности ткачества татар-мишарей Окско-Сурс кого междуречья второй половины XIX - начала XX века

Котенкова Александра Евгеньевна, аспирант отдела этнологии Института истории

им. Ш. Марджани Академии наук РТ (г. Казань)

 

О взаимовлияниях исламского искусства в казанского авангарда 1920-х годов

Улемнова Ольга Львовна, и.о. главного научного сотрудника ИЯЛИ им.Г. Ибрагимова Академии наук РТ, заместитель директора по научной работе Государственного музея изобразительных искусств РТ, кандидат искусствоведения (г.Казань)

 

Формирован» национальной татарской скульптуры в 1950-1960-е годы

Хисамова Дина Диасовна, научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им.

Г. Ибрагимова Академии наук РТ (Казань)

 

Особенности интерпретации фольклорных образов в живописи и графике Казанского края периода становления татарской нации (из фондов Национального музея РТ)

Шамгуллина Светлана Арсеновна, старший научный сотрудник Национального музея РТ (г. Казань)

 

К. Тарджемани - видный мыслитель и религиозный деятель Биктимирова Томима Ахметовна, старший научный сотрудник Центра истории и теории национального образования Института истории Академии наук РТ, кандидат исторических наук (г. Казань)

 

Роль выдающегося просветителя Ш. Марджанив открытии КТУШ - первого светского учебного заведения для татар

Гайнутдинов Марат Летфуллович, доцент Казанского педагогического колледжа (г. Казань)

 

Конференция состоялась при поддержке Некомерческого благотворительного фонда «Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования».