НХГ "Хазинэ": Альфия Ильясова «Марьям, срывающая плод»

Время проведения: 
с 16.12.2017 по 10.01.2018

С 16 декабря 2017 по 10 января 2018 года в Национальной художественной галерее "Хазинэ" проходит персональная выставка Альфии Ильясовой «Марьям, срывающая плод».

АЛЬФИЯ   ИЛЬЯСОВА

Художественный проект
«Образы исламской мифологии»

Выставка
«Марьям, срывающая плод»

Фото №937885. афиша копияФото №937885. афиша копия

Проект «Образы исламской мифологии» начинался в 1992 году. Произведение «Марьям, срывающая плод» - первое произведение из этого цикла -

…«И вспомни в писании от Марйам.
Вот она удалилась от своей семьи в место восточное
и устроила себе пред ними завесу.
Мы отправили к ней Нашего духа,
и принял он пред ней обличие совершенного человека.
Она сказала: "Я ищу защиты от тебя у Милосердного,
если ты богобоязнен".
Он сказал: "Я только посланник Господа твоего,
чтобы даровать тебе мальчика чистого". (Из Суры 19. Марйам)

                                                                                        

В экспозиции выставки, представленной в Национальной галерее «Хазине» представлены произведения разного периода цикла «Образы исламской мифологии» с 1992 по 2017 г.г., большая часть  представленных произведений  из собрания Государственного музея изобразительных  искусств Республики Татарстан, коллекции Национального культурного центра «Казань», Художественной галереи г.Зеленодольска. Экспозиция включает в себя произведения живописи, графики, арт-объектов, текстов. Экспозиция выстроена, согласно концепции  -
Начало (создание небес)
«Из Его знамений – творение небес и земли…(Из Суры 42.Совет)»

Глина (сотворение тела)
И сотворил человека
из звучащей глины,
как гончарная. (из Суры 55. Милосердный)

Душа (человек родился)

Он - творец небес и земли,
а когда Он решит какое-нибудь дело,
то только говорит ему:
 "Будь!" - и оно бывает. (Из Суры 2. Корова)


Духовный путь
Образы исламской мифологии – Мариам, Йусуф, Аль-Бурак, Лев-Солнце, Семейство Имрана, Ожидающие, Идущие…

Когда небо раскололось,
и послушалось своего Господа, и обязалось, -
и когда земля растянулась
 и извергла то, что в ней, и опустела,
 и повиновалась своему Господу и обязалась...
О человек! Ты стремишься к своему Господу
устремлением и встретишь Его!
… (Сура 84. Раскалывание)

Куб
Развёрнутые небеса Начала сворачиваются в куб –каабу, (объект «Источник Зам-Зам»)

Дина Ахметова:

«Творчество А.Ильясовой в 90-е годы стало заметным явлением в культурной жизни Казани. Обращение не просто к восточной тематике, а поиск адекватного восточному мышлению языка – вот характерная черта творчества Альфии. Картины художницы узнаваемы, она приобрела свою индивидуальную манеру.
Культуру Востока Ильясова избрала своим духовным ориентиром, как наиболее близкую по мироощущению и пониманию. Лаконичность, плоскостность, декоративность, пластичность форм, ритмическая уравновешенность композиции берут своё начало из средневековой восточной миниатюры. Несомненно влияние на изобразительный язык художницы и традиций западного искусства – живописи конца ХIХ – начала ХХ веков. На живописную манеру оказали особое воздействие художественные приёмы импрессионистов, что отразилось в мягких  цветовых переходах плоскостей и особой многокрасочности поверхности картин, и, конечно, художников-примитивистов. Стилистика наивного искусства, соединяющая в себе по-детски непосредственный рисунок, обращает наши взоры к древнему первобытному или архаичному творчеству. А тонкие изысканные цветовые сочетания возвращают зрителя в настоящее, символически объединяя прошлые и сегодняшние дни.  
Картины Альфии Ильясовой понятны многим людям, говорящим на разных языках, по разному думающих. Ведь в её произведениях органично сплелись культурные традиции и Востока и Запада.В нашей национальной культуре это явление достаточно новое. Ранее восточная, национальная направленность татарской живописи находила своё воплощение средствами европейского искусства. Элементы национального колорита присутствовали во включениях татарского орнамента, ярких сочных цветах или попытках декоративной стилизации. В творчестве Ильясовой национальные корни получают своё образное выражение непосредственно языком восточной культуры, и живописные образы художницы, наполненные загадочностью, символами, особым поэтическим чувством, становятся близки Востоку не только по форме, но и по духу».

 

Розалина Шагеева:

«Альфия  Ильясова обогатила язык современного татарского искусства целым сонмом мифологических образов, извлечённых из Корана, хадисов пророка, народных поверий. Она подарила нам много смутных ощущений: музыкальных, ритмических, декоративных, иногда просто на уровне прекрасного изображения или возвышенного знака… Всё, что сделано ею за эти десятилетия, — грандиозная победа свободного самосознания, торжество казанского ориентализма».

Светлана Червонная:

«В основе всей исламской эстетики, определяющей характер искусства, лежит дихотомия двух понятий: «захир» (явное, внешняя оболочка, видимая сторона любого объекта) и «батин» (его тайный, глубокий, укрытый смысл). Диалектика этих двух начал раскрывается практически во всех образах живописи и графики Альфии Ильясовой. За очевидным, явным («захир»), что можно рассмотреть на «картинке», назвать по имени, прочитать, как сказку, историческую новеллу или даже эпизод повседневной жизни, кроется нечто иное, недосказанное, имеющее множество иных значений, при поверхностном наблюдении непонятное, постижимое интуицией, сердцем. Идея постижения правды («хакика») чувством, сердцем верующего и любящего человека составляет при этом становой хребет суфизма – исламской мистики.»

Персоналии: 
Дополнительные метки: