Центр «Эрмитаж-Казань»: «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга»

Время проведения: 
с 18.10.2017 по 20.05.2018

18 октября 2017  года  в 16:00 в Центре «Эрмитаж-Казань» состоится  открытие выставки «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга» из собрания Государственного Эрмитажа и АО «Императорский фарфоровый  завод».

 

Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга

Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль»

Центр «Эрмитаж–Казань»

18 октября 2017 года – 20 мая 2018 года

Пресс-релиз

 

18 октября 2017 года в центре «Эрмитаж–Казань» Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» открывается выставка «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга»

Масштабная экспозиция представляет более 500 произведений мастеров XVIII-XXI веков первого в России фарфорового завода из собрания Государственного Эрмитажа и АО «Императорский фарфоровый завод». Фарфор первого в России Императорского завода в Петербурге – явление особенное. Воспринимая все лучшее, что было создано фарфоровыми производствами востока и запада, российский императорский фарфор уже с XVIII века представлял искусство самобытное, в котором нашло отражение развитие русского искусства в целом.

Пять разделов выставки включают в себя, как шедевры, исполненные по заказам дома Романовых, так и произведения советского времени и работы современных художников завода. Предметы исторической коллекции тематически объединены с авторским фарфором, что дает возможность увидеть, как, при всем различии художественного языка, сохраняются традиции старейшего фарфорового предприятия. Вазы и другие предметы интерьера, сервизы и настольные украшения для императорского стола, изделия с копиями картин из собрания Эрмитажа, галантерейные вещи и фарфоровая скульптура демонстрируют всевозможные техники декорирования фарфора и уникальное мастерство художников.

 

Фарфоровый альбом Петербурга

Созданные в фарфоре образы Петербурга дают возможность не только любоваться архитектурой одного из красивейших городов мира, но и перелистывать страницы его истории. В росписях фарфоровых предметов предстает парадный Петербург, революционный Петроград, блокадный Ленинград и романтические образы северной Венеции нашего времени.

Виды Петербурга и пригородных императорских резиденций появляются в конце XVIII века. Для первой трети XIX века характерны красочные росписи, дополненные сияющим золотом. При императоре Александре 1, после того, как на заводе была организована печатная мастерская, позволявшая тиражировать изделия, стало возможным украшение фарфора печатными «ландшафтами». Уникальна масштабная скульптурная серия, представляющая офицеров императорской конной гвардии в форме своего времени.

После революции 1917 года искусство фарфора используется как одно из средств государственной политики. Появляется агитфарфор – изделия с лозунгами, эмблемами, портретами вождей.

Тема Великой Отечественной войны, блокады Ленинграда прозвучала в произведениях, созданных на Ленинградском фарфоровом заводе в 1943 году.

 

Искусство в Петербурге

Особый дух и неповторимая красота Петербурга вдохновили появление многих блистательных страниц русского искусства. Поколениями литераторов и художников, создано множество петербургских сюжетов и художественных образов, которые нашли отражение в фарфоре

На выставке показан сервиз с миниатюрами сюжетов из «Евгения Онегина», исполненный в 1914 году на Императорском фарфоровом заводе.

Петербург Гоголя, Достоевского Блока стал основной темой в творчестве художника Ленинградского фарфорового завода А.В. Ларионова.

Театр, балет, карнавал - это темы неотъемлемые от Петербурга. В фарфоре были созданы скульптурные портреты балерин Императорских театров А. Павловой, Т. Карсавиной, в росписях и пластике появились герои Дягилевских «Русских сезонов» и образы артистов советских классических балетов.

Образы античности (боги, герои, квадриги, маски, львы) живут в архитектуре зданий, в интерьерах, оградах, витражах Петербурга и в произведениях художников-фарфористов. В этой традиции представлена Нева в предметах миниатюрного бисквитного кабинетного ансамбля, создана композиция «Античный мотив».

Особой темой, не перестающей волновать мастеров, остается Эрмитаж. Работа «Эрмитаж вчера, сегодня, завтра?»- это размышление автора о природе искусства, навеянное выставкой современного скульптора Энтони Гормли в непосредственном диалоге с античными памятниками.

 

Флора

Популярными темами в искусстве фарфора во все времена были цветы и анималистика. Экспонаты выставки позволяют проследить развитие этих жанров до настоящего времени, представляя подлинные шедевры из музейной коллекции, а также уникальные произведения и образцы для тиражирования современного производства.

Первый парадный Собственный сервиз императрицы Елизаветы Петровны был украшен сразу несколькими видами цветочного орнамента: полихромные гирлянды лепных цветов, незабудки с росписью пурпуром и «разбросанные» по внутренней поверхности мелкие цветочные веточки.

В конце XVIII – начале XIX века образцами для росписи служили ботанические атласы, к 1840-м годам эта традиция уходит. «Цветошники», как называли художников, занимающихся цветочной росписью, обратились к живой природе. На экспозиции можно увидеть уникальные работы наиболее известных мастеров завода этого направления сервиз-денеже с букетами И. Тычагина и пласт-столешницу «Сибирская флора» Ф. Красовского.

Декоры с цветами остались востребованными и после революции. Свидетельством тому изысканные произведения С. Чехонина и красочные композиции З. Кобылецкой. Оригинальным пластическим решением стали формы сервиза «Белый цветок», созданные Н. Славиной для костяного фарфора. Популярны они и в настоящее время.

 

Лики живой природы

В изделиях Императорского фарфорового завода XVIII века пейзажные росписи и анималистика занимали скромное место.

В XIX столетии на фарфоровых вазах и пластах воспроизводились картины с анималистическими сюжетами, в том числе произведения Ф. Воувермана и П. Поттера. Росписи с охотничьими сценами часто появляются в 1870-е годы, что объясняется пристрастием к охоте императора Александра II.

Императрице Марии Александровне нравились зоологические коллекции «Известнейших животных», изготавливавшиеся в 1860-х – 1880-х годах и включающие в себя до сотни фигурок зверей.

С 1897 года по 1914 год скульптурную мастерскую завода возглавил А. Тимус, создавший за время работы множество моделей для фарфора. Среди них выделяется серия фигурок животных, выполненная в жанре пародийной анималистики. Каждая из них имеет яркий индивидуальный характер, аллегорически представляя характерные типы героев «человеческой комедии».

В советский период к анималистам, создавшим основной фонд моделей этого жанра, относятся Б. Воробьев, П. Веселов, И. Ризнич.

Фарфор–искусство тиражное, в этой области анималистика является одним из самых распространенных видов коллекционирования.

 

Фарфор всех надобностей

Являясь придворным, Императорский фарфоровый завод в своей деятельности ориентировался на вкусы императорской семьи. На начальном этапе, когда технический уровень оборудования позволял выпускать небольшие вещи, для Елизаветы Петровны изготавливали мелкую посуду, фигурки, галантерейные предметы.

С развитием возможностей производства основной обязанностью завода становится обеспечение императорских столов праздничной и повседневной посудой. Парадные сервизы второй половины XVIII века, согласно европейской моде, дополняли настольные украшения «сюрту-де-табль» в виде скульптурных композиций, отвечающих определенной тематике. Примером могут служить парадные сервизы, заказанные для Екатерины II. В начале XIX века на смену «сюрту-де-табль» приходят вазы или корзины для десерта на скульптурных основаниях.

На время царствования Николая I приходится расцвет моды на исторические стили в фарфоре. Император увлекался рыцарским средневековьем. Для летней резиденции царской четы в парке Александрия в Петергофе в стиле неоготики был создан Собственный сервиз, предметы которого украшает герб дворца в виде щита с венком белых роз, пронзенным рыцарским мечом.

В этот же период установилась традиция копировать на фарфор произведения из императорского собрания. В Старом Эрмитаже художники завода занимались воспроизведением на фарфоре картин в специально отведенном для этого помещении.

Одним из лучших парадных сервизов Императорского фарфорового завода XIX века стал Рафаэлевский сервиз, созданный по заказу Александра III для Царскосельского дворца. Его декор варьирует росписи Лоджий Рафаэля в Ватикане.

Для дворцовых интерьеров также создавались фарфоровые камины, рамы для зеркал, канделябры, люстры, письменные, туалетные и умывальные приборы и многое другое.

После Октябрьской революции завод стал выпускать новый по тематике, агитационный фарфор. Вместе с тем сохранялись государственные заказы на репрезентативные изделия для полномочных представительств Советской России за рубежом. С. Чехонин, художественный руководитель Государственного фарфорового завода, относящийся к младшему поколению творческого объединения «Мир искусства», привнес в роспись фарфора изысканную графику, которая стала особенностью произведений раннего советского фарфора.

Изготовление уникальных по художественному качеству изделий, как и в императорские времена, продолжало оставаться одним из направлений в разнообразной деятельности Ленинградского фарфорового завода имени М. Ломоносова.

В настоящее время стали особенно востребованы изделия прошлых эпох. По музейным образцам восстанавливаются старинные формы ваз, сервизов, скульптуры. Для них художники создают новые проекты росписей, придавая вещам современный вид.

 

Куратор выставки «Под прозрачным льдом глазури. Фарфор Петербурга» - Анна Владимировна Иванова, заведующая отделом «Музей Императорского фарфорового завода» Государственного Эрмитажа.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог (СПб., изд-во «Славия», 2017).