В рамках перекрестного года Германия-Россия в ГМИИ РТ 24 марта в 15:00 открывается трехчастная выставка «Немцы в Казани»: «Видовая немецкая гравюра XVI – XVI», «Фарфор Германии» и выставка - «Художественный мир семьи Визелей».
Видовая немецкая гравюра XVI – XVI
Зрители увидят произведения немецких мастеров XVI - XVII веков, создавших в гравюре правдивый и обстоятельный портрет своей страны. К раритетам коллекции относится гравюра на дереве Тобиаса Штиммера (Stimmer, Tobias, 1539- 1584) 1574 года, посвященная Страсбургскому собору. На ней изображены прослывшие «восьмым чудом света» всемирно известные Астрономические часы.
Основу составляют гравюры, исполненные в мастерской Маттеуса Мериана (1593 – 1650), непревзойденного мастера ведуты, главы известного немецкого семейства издателей и граверов. Офорты служили иллюстрациями к «Топографии» (1642 – 1688), сочинению географа и путешественника Мартина Цайлера (1589 – 1661). Оно представляло собой подробное
географическое описание германских государств и сопредельных стран и включало боле 2000 гравюр, выполненных по собственным рисункам с натуры Маттеусом Мерианом, его сыновьями и учениками.
Достоверность и внимание к натуре, органичные для немецкого искусства, присущи серии «Виды Нюрнберга» 1694 года, исполненной офортом Иоганном Ульрихом Краусом (JohannUlrichKrauss 1655 – 1719) по рисункам художника и архитектора Иоганна Андреаса Графа (Johann Andreas Graff 1637 – 1701). Как и других мастеров ведуты конца XVII века, авторов сюиты привлекает изображение интерьеров и городской архитектуры, особое внимание к перспективе.
«Фарфор Германии»
На выставке, приуроченной к году Германии в России, представлены изделия таких известных центров производства Европейского фарфора, как Мейсенская и Берлинская мануфактуры, а так же продукция небольших фабрик Баварии, Тюрингии, Саксонии, Пруссии.
Лучшей частью выставки являются изделия Мейсенского фарфора, начиная с раннего этапа развития - 40-х годов XVIII столетия до начала ХХ века. Мейсен по праву называют колыбелью европейского фарфора, определившим пути развития его производства в Европе.
Среди экспонатов выставки много настоящих раритетов – это, в первую очередь, скульптура «Богиня Латона с детьми» (Аполлоном и Дианой) из серии «Овидиевы фигуры», выполненная на Мейсенской фарфоровой мануфактуре Иоганном Фридрихом Эберлейном в 1741-1745 годы. Мифологическая композиция была прислана вместе со знаменитым «Андреевским сервизом» и серией «Аполлон и 9 муз» в 1745 году в качестве дипломатического подарка русской императрице Елизавете Петровне. Не уступает по значимости Латоне и композиция «Вакх и сатир», также созданная Эберлейном, олицетворяющая осень из знаменитой серии «Времена года».
Особого внимания заслуживает фарфоровая плакетка с портретом Прусской королевы Луизы, выполненная в 1879 году с картины Густава Рихтера (1823-1884) на Берлинской королевской мануфактуре. Луиза Августа Вильгельмина Амалия - принцесса Мекленбург-Стрелицкая, супруга Фридриха Вильгельма III, бабушка российского императора Александра II. Ещё при жизни королева Луиза стала объектом почти культового почитания, ещё больше распространившегося после её смерти. Королева Луиза стала символом нового подъёма Пруссии и объединения Германии. Её значение в истории Германии превзошло то влияние, которым она фактически обладала как королева Пруссии.
На выставке также представлена посуда с цветочным или орнаментальным декором. В росписи преобладают крупные букеты цветов, с дополняющими их ветками, фруктами, птицами и насекомыми, а также знаменитые мейсенские «луковичный узор» - (Zwiebelmuster) и «сухоцвет» - (Strohblumenmuster), выполненные в технике подглазурной росписи.