31 января 2012 года в Национальной художественной галерее "Хазинэ" откроется выставка «Иран в зеркале искусства».
Выставка «Иран в зеркале искусства» организована Атташатом по культуре при Генеральном консульстве Исламской Республики Иран в Казани. Она представляет произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства, сочетающие формы древнего народного творчества с тенденциями в современном изобразительном искусстве.
Вниманию посетителей на выставке представлены каллиграфия, живопись, декоративно-прикладное искусство, фотографии.
У выставки, развернутой в залах Национальной художественной галереи «Хазинэ», - женское лицо. Все авторские произведения выполнены художницами, работающими в различных техниках изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
МАРЬЯМ ХАЯМ НИКУИ
МАРЬЯМ ХАЯМ НИКУИ, мастер каллиграфии. Бамбуковый калам, тушь, чернила, акварель, гуашь – основные материалы и инструменты, с помощью которых она выводит на бумаге узоры персидской графики, фигурные рамки и виньетки. Созданные ею произведения воссоздают священные слова Корана, изречения пророка Мохаммеда и начертание его имени, стихотворные строки выдающегося персидского поэта Хафиза… Один из любимых почерков художницы – «насталик», получивший широкое распространение в странах мусульманского мира, позволяющий придать тексту особое изящество и благородство.
ФАРНАЗ ДЖАХАНБИН
ФАРНАЗ ДЖАХАНБИН работает в области изобразительного искусства. Ее творчество представлено десятью живописными полотнами, выполненными акриловыми красками. Для выражения своего мироощущения автор использовала и средства традиционной каллиграфии, и средства постмодернистской изобразительности, являющиеся приметой современности. Минимализм изобразительного языка – отличительная особенность ее живописной манеры. Для выражения сокровенного чувства любви художница выбирает каллиграфию. На холстах сравнительно крупного формата триптиха «Любовь» черная вязь персидских букв контрастирует с ярким золотом фона – немногословие приема несет в себе энергию, напряжение, горение души человека, объятого внутренним пламенем. Рельефные наклейки, фактурность красочной поверхности, тщательная продуманность цветовой гаммы отличают ее картины с филосовскими названиями и создают эффект многозначительной глубины.
АЗАДЕ МАХИНИ
АЗАДЕ МАХИНИ – хранительница традиций народного творчества в работе с тканями. Старинные техники батика и набойки она органично соединяет с аппликацией, росписью, коллажем, варьируя их в различных сочетаниях, добавляя пайетки и бисер. Ее декоративные панно привлекательны яркостью красок, лаконичностью линий и форм. Естественность простоты придает ее созданиям уместность в любом интерьере.
Наряду с авторскими работами выставка представляет изделия традиционных народных промыслов Ирана. Повсеместно распространенными по сей день являются набивные скатерти с богатыми цветочно-растительными мотивами, изображениями перьев, «огурцов», завитков и цветочных бутонов.
К сфере промежуточных между старым и современным искусством форм следует также отнести «серебристую чеканку» с изображениями птиц, деревьев, плодов и растений, оформленных в своеобразные инкрустированные рамы, с включением в их композиции изящных сценок, расписанных эмалью. Большое место на выставке занимает посуда, выполненная в технике чеканки по металлу, представленная в форме больших и маленьких декоративных подносов,
элементами украшения интерьера, Экспонируются своеобразные декоративные панно на меху, оформленные в искусно украшенные резьбой деревянные рамы и представляющие собой вариант шамаилей – почерками «куфи», «сульс», АЗАДЕ МАХИНИ – хранительница традиций народного творчества в работе с тканями. Старинные техники батика и набойки она органично соединяет с «насталик» в них написаны фрагменты из Корана.
Огромную роль в украшении изделий для интерьера играла техника инкрустации. На выставке представлены инкрустированные шкатулки, шахматная доска,выполненные с большим мастерством и декоративным эффектом.
В декоративных вазах, тарелках, пиалах, настенных декоративных панно широко используется роспись по эмали. Доминирующие цвета – бирюзовый, золотой, ореховый. Рельефно-выпуклые, как бы простеганные части изделий, покрытые тончайшим орнаментом, несут ощущение наполненности, живописности, пластической красоты и тепла. Металлическая золоченая посуда – самовар, сосуд для воды, подстаканники, поднос – выполнены с большим чувством меры и сообразности.
Заключает выставку фотопанорама из жизни современного Ирана, созданная во время визита пяти представительниц Татарстана в страну с древней историей и богатыми культурными традициями в октябре 2011 и январе 2012. Автор фотографий - Гелюса Махмутова.