Выставка Расима Бабаева «В поисках истины»
В центре Эрмитаж-Казань проходит большая экспозиция Расима Бабаева «В поисках истины»- экспрессивного художника Азербайджана 20 в., представителя Апшеронской живописной школы.
«Я не знаю счастья выше, чем закрыться в мастерской и работать.
Пишу запоем, забывая о сне и еде.
В это время я не думаю, поймут меня или не поймут,
нужно то, что я делаю кому-то
или это будет встречено полным неприятием…»
Расим Бабаев.





В пяти залах представлено около 80 произведений, относящихся к разным периодам творчества художника с 1970-х по 2000-е годы. Это живопись, графика, рисунки тушью на рисовой бумаге, расписанные керамические тарелки.
Выставка произведений Расима Бабаева в центре Эрмитаж-Казань — вторая крупная в России за последние годы.
Осенью 2013-го одноименная выставка была проведена в Государственном музее Востока в Москве. Осенью 2014 года произведения этого художника будут представлены в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга.
Расим Бабаев — певец Востока, который пережил и пропустил через себя искусство тюркской каллиграфии и восточной миниатюры. Как говорит сам художник, «восточное искусство всегда было более возвышенным, одухотворенным» и ставило своей целью отображать глубокую суть этого мира.

Тарелки. Собрание семьи художника
Тәлинкәләр. 1980-1990-е гг.
Керамика, роспись

Див
Дию. Начало 2000-х гг.
Папье-маше, акрил
Он также черпает свое вдохновение из мифов, легенд, снов, где все очень живо и символично. Наиболее ярко это представлено в его серии тарелок. С расписных блюд на нас глядят удивительные и несколько пугающие существа, словно вышедшие из леса на портрет к художнику. Пластика формы, разлетающиеся размашистые руки с огромными оттопыренными пальцами, ноги, пустившиеся в пляс, — все несется в неистовом танце. Это само воплощение безудержного веселья, мощного фонтана жуткой радости. Да, жуткой, так как она пугает, пугает своей самобытностью, своей свободой, своей силой. Но и притягивает одновременно. Подобные чувства испытывает городской человек в дремучем лесу — этот знакомый, но забытый мир и манит, и отталкивает. Так себя выражает жизнь в дикой природе. И эти фантастические существа родом из тех глухих мест, из глубоких дремучих лесов подсознания. Примечательно, что цвета густые, плотные: это сочетание красного, черного, охристого. Сразу вспоминается культура Африки, где маски, наряды, декоративные изделия расписываются как раз этими тремя красками. Как известно, Африка — это яркий образ примитивизма и нетронутости, там люди ближе к природе. Считается, что человек зародился именно там.
Так и Расим Бабаев своими первобытными образами будит в нас наше прошлое. Что-то очень старое, архаичное поднимается в нас, глядя на этих существ. Старое — не дряхлое, а старое — глубоко древнее. Мы, горожане, так редко соприкасаемся с этой древностью. И когда она просыпается в нас, с ней приходят страх, а иногда может быть и ужас, как желание сбежать и не смотреть, но вместе с тем проявляется и глубокий интерес, открывается генетическое воспоминание того, что мы знали эти миры когда-то. Подобные настроения есть не только в керамике, но и в живописи. Это и серия «Шаман» (2006) с изображениями масок, либо «Любовь» (1982), вновь напоминающими Африку.

Шаман. 2006 г.
Пластиковая бумага, пастель, акрил
Собрание семьи художника

Шаман. 1991 г.
Бумага, пастель
Собрание семьи художника

Любовь. 1982 г.
Холст, масло
Собрание семьи художника

Маски
Битлекләр. 1982 г.
Картон, масло
Собрание семьи художника
Тема отношений между мужчиной и женщинами затрагивается на протяжении всего творчества. Расим Бабаев решает ее также через образы, глубоко спящие внутри любого человека — через Адама и Еву. Он рассказывает не о какой-то конкретной личной истории, а это обобщенный образ, в котором уживаются истории многих.
Если обратиться к теме мифов, то художнику особенно близки национальные сказочные герои Дивы. На тарелках изображения этих удивительных существ решены преимущественно тремя цветами: красным, черным, охрой. А здесь можно наблюдать целую гамму контрастных сочетаний: бирюзовый с оранжевым, фиолетовый с черным, красный с зеленым. Тоже экспрессивное цветовое безумство, рождающее архаичные стихии в нас, но уже с другими оттенками настроений: вот див отдыхает в раю, или танцует над ночным городом, или забавляется над испуганными женщинами, а вот он свидетель любви Адама и Евы.

Адам и Ева 1999
Холст, акрил
Собрание семьи художника
У художника есть работы и с более легкими эмоциональными лирическими состояниями. Это пейзажи родных мест «Дождь» (1995) и «Весна»(1973), портреты женщин, которых он встречал на улицах. И здесь, конечно же, работает совсем другая палитра. Это либо голубой и белый, в которые празднично вплетен красный, в изображении женщин-прохожих (серия из трех работ «Женщины с узелками», 1997–99). Или нежный бирюзовый, перетекающий в розовый, их оттеняет светлая охра и задает акценты ультрамарин, рождая тонкие перламутровые переливы «Весны». Его пейзажи, мимолетные портреты наполнены любовью и трепетом к родному краю, к его жителям.

Дождь
Яңгыр. 1995 г.
Пластиковая бумага, чернила, маркер
Собрание семьи художника

Женщина с узелком
Төенчек белэн хатын. 1997 г.
Бумага, гуашь, пастель
Собрание семьи художника
В связи с этой темой особенно интересны своеобразные портреты верблюдов. Именно портреты: написанные с огромной нежностью, у художника это не просто изображения животных, а символ дома и благополучия. Как теплый костер на фоне ночного неба горит красным верблюд, украшенный коврами и бубенцами, в работе «Ночлег»(1989). В другом варианте двугорбый «корабль пустыни» показан окруженным толпой: герой картины притягивает к себе людей, и здесь он как праздник, образ счастливой, радостной жизни («Красный верблюд», 1989).

Верблюд. 1990-е гг.
Пластиковая бумага, акрил
Собрание семьи художника
Вообще, во многих его работах фигурируют животные. Это и ослы, и лошади, и собаки. Тема животных органично переплетается с миром мифов и легенд. Особенно интересен персонаж дракона. Он везде разный: то он ошалевший от радости с глазами в разные стороны и танцующим телом на бешеном ультрамариново-красном фоне (2002). То он растерян и даже слегка напуган с поднятыми вверх лапами, словно он сдается (2003). Или хитрый, замышляющий что-то коварное, решен в серо-черно-охристой гамме (1994). И наконец, дракон — пленник своего грозного образа, уставший от своих злодейств(2003).

Осел в ночи. 2008
Картон, пастель
Коллекция фонда Марджами

Голубая лошадь. 2003 г.
Холст, акрил
Собрание семьи художника

Гибель лошади. 1992 г.
Холст, масло
Коллекция фонда Марджами

Дракон. 2002 г.
Холст, акрил
Собрание семьи художника

Дракон. 2003 г.
Холст, акрил
Коллекция Фонда Марджани
С этими чудовищами из мифов соседствуют две очень яркие живописные работы, сразу же выделяющиеся по броскости оттенков и композиции. Это иллюстрации к азербайджанским сказкам. И построены они по принципу тибетских мандал: в центре изображение главного героя, а остальное пространство делится на сегменты, где собственно излагается повествование. И явно можно видеть это в масляных работах, посвященным тюркским письменам и каллиграфии.

Письмена
Язулар. 1980-е гг.
Оргалит, масло
Собрание семьи художника

Каллиграфия
Каллиграфия. 2001 г.
Бумага, пастель, гуашь
Собрание семьи художника
Удивительно, но при этом возникают ассоциации с творчеством В.Кандинского, у которого кривые задают ритм картине. Но, в отличие от русского абстракциониста, У Расима Бабаева эти изгибы линий — не просто волны, а стилизованные каллиграфические надписи. Словно надписи, обычно сдерживающие себя законами правописания и притяжения друг к другу, вдруг получили свободу. Словно они попали в пространство, где нет силы тяготения и оказавшись там, перестали нести ту смысловую нагрузку, которая давлела над ними. Теперь они — абстрактные формы — простые черточки, точки — парят в свободном пространстве. Лишь отголоски их прошлой природы напоминают нам об их изначальном назначении.

Беженцы. 1990 г.
Бумага, пастель
Собрание семьи художника
Интересна серия «Беженцы», которая представлена четырьмя работами, выполненными в наивной манере. Это портрет не одного человека, а целой толпы: множество глаз и бесчисленное количество ног создают этот абстрактен образ, который характеризуется дробностью и напоминают рисунки ребенка. Изображения рассыпающихся, неоформленных фигур полностью соответствуют пониманию жизни беженцев, с их нестабильностью, отсутствием дома, их постоянными перемещениями.
По этим рисункам можно почувствовать, что художник работал легко, по наитию. Он быстро изображал первое, что проявлялось в его фантазии, не дорабатывая форму. Его герои, знакомые каждому, несут обобщенность. Ему лишь было дано увидеть, провести через себя и запечатлеть их. Точно провод с электрическим током, где ток — это сказочные чудовища, будящие в нас давно забытое древнее. А художник — проводник.
Как уже отмечалось, в творчестве художника прослеживаются параллели с древним искусством Востока. Это можно заметить и в его быстрых автопортретах тушью — здесь возникают аналогии с китайской живописью.

Автопортрет. 2005 г.
Холст, акрил
Собрание семьи художника
Но завершает выставку живописный автопортрет: художник изображает себя в желтом халате с лихо закинутыми друг на друга ногами. Он находится в неопределенном пространстве. Кажется, что мастер сидит на подоконнике и его ноги болтаются свободно в воздухе. Он может сорваться и упасть, но балансирует на тонком чувстве равновесия. И это глубоко символично: в этой хрупкой устойчивости он чувствует себя вполне свободно, настолько, что может покачивать ногой и играться яблоком. Его ребячество выражает себя и в лихо поднятых бровях, в живом, подвижном лице, отражающий его шутливый и игривый нрав.
Можно назвать этот портрет приглашением к новому знакомству автора со зрителем. Художник открыт и легок. В нем гармонично сочетаются мудрость веков, смелый и веселый характер. И, безусловно, разговор будет приятным.
Петриченко Валерия