Выставка произведений живописи Константина Коровина в Казани
С 2 ноября 2016 по 12 февраля 2017 года в Культурно-выставочном центре Русского музея в Казани, в главном здании Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан, работает выставка произведений живописи Константина Коровина. Вчера состоялся вернисаж выставки на котором были и представители Государственного Русского музея.

Фрагмент экспозиции. Константин Коровин
Открытие собрало широку аудиторию любителей и знатоков изобразительного искусства, показав настоящий интерес жителей Казани к творчеству русского импрессиониста Константина Алексеевича Коровина (1861-1939).

Дмитренко Мария Анатольевна
начальник службы информации и коммуникации Государственного Русского музея


Эд Хак

Экспозиция выставки Константина Коровина

Гали Рамиль, Бушков Руслан
Выставка сформирована из сорока восьми живописных произведений, документов и фотографий. В основе экспозиции лежат произведения из собрания Русского музея (Санкт-Петербург). Также экспонированы документальные материалы из отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. Есть предметы искусства из фондов ГМИИ РТ. Каждый предмет снабжен аннотацией.

Фрагмент экспозиции выставки Константина Коровина
Грамотно выстроенное экспозиционное пространство дает полное представление о творчестве великого мастера. Жаль, конечно, что выставка не такая масштабная, как та, что прошла в 2011 году в Государственном Русском Музее, выставка-антология творчества Коровина К.А., где было представлено 250 работ из собрания 15 российских музеев.

Возле работы К.Коровина «В комнате»

Дмитриенко Мария Анатольевна
начальник службы информации и коммуникации Государственного Русского музея

Р.Гали (в полоборота), В.Павлов (спиной), Эд Хак (на зрителя)

Экспозиция выставки Константина Коровина
Под экспозицию в ГМИИ РТ было освобождено 7 залов. Казалось бы, многовато для 48 работ, ан нет: казанцам повезло. Из Питера привезено несколько монументальных панно, созданных для Русского павильона Всемирной выставки в Париже (1900). За оформление экспозиции павильона Константин Коровин был награжден орденом Почетного легиона. ГРМ обладает уникальной коллекцией панно Константина Коровина, пролежавшей в запасниках, в скрутке. К 150-летию со дня рождения Константина Алексеевича (к 2011 году) сотрудники музея отреставрировали панно, и через 110 лет коллекцию монументальных полотен К.Коровина наконец увидел зритель.

ПРИСТАНЬ И ФАКТОРИЯ НА МУРМАНЕ. 1899 Холст, темпера. Коровин К.А.
В конце 1890-х годов Россия готовилась к Всемирной художественно-промышленной выставке, которая должна была состояться на рубеже столетий во Франции. Комиссаром Русского отдела назначили князя В.В. Тенишева, а художественную часть возглавил Константин Алексеевич Коровин. Коровину подобная работа уже была знакома. В 1896 году он принимал участие во Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде, где оформлял павильон Крайнего Севера. Теперь для выставки в Париже художник работал над созданием павильонов Крайнего Севера и Средней Азии. Коровин выступал на этот раз в сложном амплуа живописца, архитектора и художника прикладного искусства. По его рисункам велись архитектурные постройки, готовились майолики, заказывалась резьба по дереву, и делались многие оформительские работы. В результате отдел крайнего Севера, малознакомый тогда даже и русским, привлек особое внимание зарубежных посетителей. Его обширный зал украшали дорогие шкуры зверей, в центре же красовалась специально привезенная с северных земель остяцкая хижина.
Однако лучшим украшением павильона были декоративные панно, оформлявшие стены, написанные Коровиным с помощью художника Н.А. Клодта. Они не только оказались прекрасным фоном, декорацией к представленным сокровищам, но некоторые из них стали настоящими живописными шедеврами. Так, несмотря на кажущуюся простоту сюжета, панно «Пристань у фактории на Мурмане» с ее лаконичной и величественной композицией, лапидарностью форм явилась великолепным примером монументальной живописи. Строгая приглушенная красочная гамма больших, ровно окрашенных плоскостей, уплощенные объемы сообщают панно своеобразную суровость. Но оно было бы совсем сумрачным, если бы не красота цветового решения, включение теплых охристых тонов, вносящих в образ сурового края чувство тепла и человечности.
На выставке в Казани представлено несколько декоративных панно, в т. ч., «Скалы на берегу моря», «Птицы», «Птицы на скалах Полярного моря», «Пристань и фактория на Мурмане», «Поезд самоедов» и др.

Птицы. 1899. Холст, темпера. Коровин К.А.

СКАЛЫ НА БЕРЕГУ МОРЯ. 1899. Холст, темпера. Коровин К.А.

ПТИЦЫ НА СКАЛАХ ПОЛЯРНОГО МОРЯ. 1899 Холст, темпера. Коровин К.А.
«Северная тема» в пейзажах Коровина связана с путешествием, которое он вместе с Валентином Серовым предпринял осенью 1894 года. Художники, по приглашению С.И. Мамонтова, проделали пути из Москвы до Норвегии и обратно. Мамонтов строил здесь железную дорогу, а Серов с Коровиным получили возможность увидеть совершенно неизвестную природу этих суровых краев. В конце 1890-х Коровин вновь отправится в северное путешествие.
Результатом этих поездок стала серия этюдов и созданных на их основе монументальных панно, предназначавшихся для вокзалов и выставочных залов (павильоны выставок в Нижнем Новгороде и Париже). Панно «Птицы на скалах полярного моря» написано темперой, что определяет его декоративный характер. Изобразительность панно построена на линейном ритме. Особенно удачно решены волны моря. Сам масштаб, горизонтальная протяженность изображения добавляет в эти экзотические виды ноту сказочности, необыкновенного (в схожем стиле создавали свои «сказочные» картины Рерих и Билибин). Заслуга Коровина состоит в том, что он одним из первых изобретает эту формулу «северного романтизма».
Что поражает в этих панно, так их современность. В работах видно увлечение художника модернизмом. Модернизм долгое время не приветствовался в СССР, вот и не экспонировали панно, вот и пролежали они в запасниках уйму лет. А картины очень интересные, это изюминка нынешней выставки.
Возьмем, к примеру, «Поезд Самоедов», написанный Константином Коровиным в 1899 году. Неслучаен выбор материала, делающий панно декоративным: художник пишет темперой по холсту, используя для фона розовые, нежно-голубые и серые тона - цвета Севера. Аргиш: оленей, погонщика упряжки и нарты - отмечает темными пятнами разных оттенков коричневого. Оживляет панно Константин Алексеевич небольшими вкраплениями оранжевой краски, которой пишет харей в руках погонщика и попону на спине оленя.

ПОЕЗД САМОЕДОВ. 1899 Холст, темпера. Коровин К.А.
«Его стынущие в холоде и мгле северные пустыни, его леса, обступающие редким строем студеные озера, его бурные и сизые тучи, его стада моржей и вереницы оленей, наконец, яркие фанфары желтого солнца, играющего на всплесках синих заливов, - все это является настоящим откровением Севера», - восторженно писал А.Н. Бенуа о декоративных панно Коровина, украшавших павильон Крайнего Севера на Всемирной выставке в Париже. Действительно, работы Коровина, выполненные с помощью Н. Клодта, впечатляли! Панно развертываются как серия впечатлений живописца, глубоко прочувствованных и пережитых. Им присуща необычайная масштабность чувств, складывающихся в эпическое повествование, спокойное, чуть медлительное. Художник выступает здесь скорее как философ, размышляющий над всем тем, что раскрывается перед его глазами. Как бы вторя протяженным ритмам необъятных северных равнин, бесконечным узким фризом панно тянулись по всем стенам. Из одного в другое перетекали реки, переходили пологие линии холмов, вздымались мачты кораблей, пришвартованных у деревянных пристаней. И все это выдержано в единой мере обобщения, без какой-либо мелочной детализации - каждая линия весома! Эта разумная обобщенность, равно как и благородство гармонически слаженной живописи определило монументально-декоративный характер панно.
Важным смысловым акцентом серии является работа «Поезд самоедов». Здесь природа непосредственно связана с человеком. Не случайно колорит ее, оставаясь в тех же пределах сдержанной красочной гаммы, более оживлен. Светло-охристые олени и серо-розовый пейзаж, взятые в едином, очень благородном тоне, определяют общую тональность холста. Темно-коричневые пятна на крупах животных и обрисовывающие их черные контурные линии повышают звучность красочной гаммы, а небольшие темно-оранжевые «оживки», ритмично распределенные по полю произведения, делают колорит всей работы даже нарядным. Для того чтобы сообщить зрителю ощущение бега оленьей упряжки, художник использует и разнообразный, нарастающий слева направо, ритм движения самих оленей. Это же движение нарастания подчеркивается и в пейзаже - рисунком холмов.
Каждая линия, даже самая малая, совершенна, она создает рельеф местности, задает ритмичность рисунка, а вместе с тем, и передает движение аргиша. Художественными приемами мастеру удается передать атмосферу севера и свое отношение к нему.
К теме Севера Константин Коровин впервые обратился в 1894 году. На выставке представлен эскиз «На севере» (1899).

НА СЕВЕРЕ. 1899 Холст, масло. Коровин К.А.
Начало знаменитой северной темы в творчестве К. Коровина было проложено в 1894 году. Впоследствии художник неоднократно ездил на Север и причислял пейзажи сурового края к самым любимым своим работам. Коровин смог не только почувствовать поэзию края, но и выразить ее в богатой гамме холодных тонов. «Север выражен очень точно, реалистически очень верно, и только после долгого наблюдения за жизнью искусства и природы можно так о нем сказать» - писали о северных пейзажах мастера. Небольшой этюд «На Севере» - один из лучших, созданных под впечатлением от поездки, был создан в 1899 году.
В самом пейзажном мотиве, звучание которого во многом определяется противопоставлением холодного света неба и золота сияющих вод, нет ничего от интереса к формальным световым проблемам, так часто приписываемых Коровину. Здесь это сочетание составляет важнейшую сторону эмоциональной характеристики образа природы - несет в себе особую драматическую взволнованность. Но образ не кажется мимолетным. Художник стремится к достоверному ощущению поразившего его зрелища, упускает лишние детали, обобщает формы, добиваясь монументальности впечатления. Особенно же характерно композиционное построение пейзажа, еде разворот пространства вглубь задерживается сближением строений, горизонтальной полосой далекой водной глади и вертикальным взлетом мачт.
Станковыми полотнами, наполненными любви к родному краю, человеку оформлен шестой зал. Все работы написаны в пастозной манере письма, очень солнечные и оптимистичные.

БАЗАР. 1916 Холст, масло. Коровин К.А.

ПРИСТАНЬ В ГУРЗУФЕ. 1914 Холст, масло. Коровин К.А.
Пристань в Гурзуфе - одна из лучших работ К. Коровина, в которой ярко проявилась творческая индивидуальность художника. Настроение южного летнего дня мастер передает, прежде всего, через цвет. Цвет - стихия Коровина. В его живописи он становится таким же непосредственным выразителем чувств как звук в музыке, и здесь звучат светлые мажорные ее аккорды.
Коровин писал: «Я пишу для тех, кто умеет радоваться солнцу, бесконечному разнообразию красок, форм, кто не перестает изумляться легко меняющийся игре света и тени».

СЕЛЬСКИЙ ПЕЙЗАЖ С МОСТОМ. 1919 Холст, масло. Коровин К.А.

ОСЕНЬ. ОСТРОВКИ. 1912 Холст, масло. Коровин К.А.

НА БЕРЕГУ МОРЯ. 1910 Холст, масло. Коровин К.А.
В 1910-е годы натюрморты стали для Коровина излюбленной формой воплощения природной стихии цвета, света, фактуры. Поселившись в Гурзуфе, он без конца писал свою любимую «модель» - нежные розы.
В картине «На берегу моря» изысканный натюрморт является частью залитого солнцем, пронизанного ощущением счастья и полноты жизни пейзажа с тихо плещущимся морем и прибрежными скалами. Очарование этой работы заключено в ее кажущейся незавершенности. Быстрая кисть схватывает самое красочное и фактурное в предмете, выражая его характерное свойство, тем самым открывая и поэтическое начало.
Драгоценные дары природы, пышные цветы в хрупкой оправе стеклянной вазы, искрятся в лучах жаркого крымского солнца на фоне звонкой синевы моря. При этом сохраняется ощущение вязкости, материальной весомости краски, которую художник не растирает по холсту, а лепит ею форму предметов: бархатистых лепестков роз; прозрачных стенок стакана; округлой фарфоровой тарелки и лежащих на ней спелых ягод; легких волн, ласкающих прибрежный песок; изрезанных ветром скал на дальнем плане. И так это выразительно, как будто возникает прямо сейчас, и краска на картине еще свежа, и вибрирующая фактура холста источает сладкий аромат цветов, запахи моря, беспокойный крик чаек и тихий говор людей, зачарованных красотой великолепной южной природы.

РОЗЫ. 1917. Холст, масло. Коровин К.А.

СИРЕНЬ. 1915 Холст, масло. Коровин К.А.
С началом первой мировой войны Коровин рвется на фронт и с радостью воспринимает временное направление в распоряжение штаба армии для создания маскировки на боевых позициях. 1914 год принес тяжелые переживания и в личную жизнь мастера: произошел несчастный случай с его сыном. Очевидно, это была та последняя капля, которая переполнила чашу его душевных переживаний и подорвала его здоровье. Константин Алексеевич тяжело заболел. Получив в театре и Училище отпуск, Коровин перебрался с семьей в Крым, где провел с выездами в Москву 1915 и 1916 годы.
Среди созданных им в то время станковых работ -жанровые сценки, базары, портреты и, разумеется, натюрморты, которые стали любимым жанром мастера с 1900-х годов. Причем исследователи творчества Коровина выделяют особый, «цветочный» период его творчества. Но если его картины 90-х годов - темпераментны, насыщенны, во втором десятилетии XX века, в работах появляется постановочность (вместо «мгновенности» ранних полотен), усиливается декоративное начало. Его интересуют живописные эффекты, сопоставление различных по фактуре предметов. При этом более спокойными становится образы, так в «Сирени» вещи обыденны и постановка их непринужденна.
Коровин открывает зрителю богатство реальных форм и красоту красок. В «Сирени» букет поставлен в обычную стеклянную банку, а рядом с ним стакан зеленого цвета с позолоченной кромкой. За цветами - изысканных пропорций фарфоровый кофейник; праздничное сочетание в нем синего и золотого усилено желтыми пятнами лимонов. И все вместе они призваны подчеркнуть красоту и глубину лилового цвета сирени.

Юхновская Ольга
Коровин - мастер портрета. В экспозиции привлекают внимание «Портрет артистки Любатович», (1880-х), «Портрет артиста Федора Ивановича Шаляпина (1873-1938)» (1911) и «Автопортрет» (1938).
Все портреты в высшей степени психологичны. «Портрет артистки Любатович», получился у Коровина по-ренуаровски нежный. Девушка, сидящая на подоконнике юна, романтична. Лучики солнечного света ласкают молоденькую хорошенькую головку, играют на ее платье розовато-белого цвета. Жизнь только начинается!

ПОРТРЕТ АРТИСТКИ Т.С. ЛЮБАТОВИЧ Вторая половина 1880-х Холст, масло. Коровин К.А.
Молодая жизнерадостная девушка сидит на подоконнике, на фоне залитой солнцем зелени сада. По ее живому округлому лицу и легкому белому платью, чередуясь с прозрачными тенями, пробегают трепетные солнечные блики. Мы почти живо ощущаем тепло летнего дня, его напоенность воздухом и светом.
Портрет Татьяны Любатович, солистки частной оперы, основанной известным меценатом Саввой Мамонтовым, принадлежит к числу ранних работ Константина Коровина. Для Коровина 1880-е годы отмечены первым творческим взлетом. Этот портрет полон ощущения свободы, юной силы, таланта. Он решает полотно как этюд-картину, что было ново для тех лет. Здесь очевиден подход, характерный для художника-импрессиониста. В картине нет рациональной сочиненности. Автор радостно передает состояние модели в данный момент, а, главное, свое первое яркое впечатление, радость земного бытия, обаяние молодости.
В 1911 году Коровин создает портрет своего друга, прославленного великого оперного и камерного певца Федора Ивановича Шаляпина. Несмотря на то, что Коровин пишет Шаляпина в по-домашнему непринужденной обстановке, чувствуется грандиозность, уже состоявшейся, как бы сейчас сказали, медийной персоны. Легкая и добрая улыбка на лице, непринужденная поза иллюстрируют яркий темперамент, жизнелюбие певца, перекликающееся с мироощущением художника.

ПОРТРЕТ АРТИСТА ФЕДОРА ИВАНОВИЧА ШАЛЯПИНА (1873—1938). 1911 Холст, масло. Коровин К.А.
Светлый, звучный колорит портрета, насыщенный воздухом и светом, мастерски свободная, типично импрессионистическая манера письма прекрасно передают праздничную атмосферу, окружающую прославленного артиста.
В портрете гениального оперного певца, созданном Константином Коровиным, отсутствует официальная парадность. Он скорее интимный, сохраняющий непосредственность восприятия. Художник совместно с Шаляпиным работал в Частной опере Саввы Мамонтова, был близким другом певца и написал его таким, каким любил и близко знал в обыденной, повседневной жизни. И все же е образе Шаляпина есть некая величавость, ощутима значительность, духовное богатство талантливой личности.
Автопортрет (1938) года написан в зрелом возрасте, к тому времени, уже тяжело больным человеком, в жизни которого было много утрат, потерь. Вот почему во взгляде сквозит напряжение. Мастер психологического портрета Константин Алексеевич Коровин четко, до мельчайших нюансов, передает свое душевное состояние. Портрет написан за год до смерти.

АВТОПОРТРЕТ. 1938. Бумага, масло, темпера. Коровин К.А.
В последнем зале наряду с «Автопортретом» можно ознакомиться с документальными материалами отдела рукописей и редких книг Научной библиотеки Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета. Среди которых каталог выставки, книги, фотографии.

Стенд с документальными свидетельствами:Жизни и творчество К. Коровина

Стенд с документальными свидетельствами:Жизни и творчество К. Коровина



Обложка журнала «Мир искусства». 1899 №5
Санкт-Петербург. Типография Эдуарда Гоппе Автор эскиза обложки К.А. Коровин
Отдел рукописей и редких книг Научной биб лиотеки Н И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета
«Мир искусства» (1898—1924) — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил ежемесячный иллюстрированный художественный журнал, издававшийся с 1898 года членами группы.
Из воспоминаний А.А. Рылова: «В 1898 году в Петербурге появился новый художественный журнал «Мир искусства», издаваемый Сергеем Павловичем Дягилевым. Журнал боевой, задорный, повел борьбу с рутиной, академизмом и в особенности с передвижничеством. Руководителем и присяжным критиком в этом журнале был Александр Николаевич Бенуа. Публика и старые художники встретили журнал «в штыки», а молодые художники оживились и заволновались, почувствовав свежую струю в искусстве.
Тогда же Дягилев открыл в помещении музея Штиглица интересную выставку, тоже под названием «Мир искусства», на которой, кроме нескольких русских художников, были представлены работы финляндских и других иностранных мастеров. В комитет выставок, кроме Дягилева, входили Бенуа и Серов. Из русских художников участвовали: Сомов, Бенуа, Серов, Лансере, Врубель, Бакст, Репин, Васнецов Виктор, Нестеров, Левитан, Коровин, Малютин, Якунчикова, Е. Поленова и еще не помню кто.
Очень интересен был отдел финляндцев: Галлен, Бломстедт, Эдельфельт, Ярне-фельт, Галлонен и другие...»
Издателями журнала выступили княгиня М.К. Тенишева и С.И. Мамонтов, редактором был С.П. Дягилев. С 1902 года Дягилев стал издателем; с № 10 за 1903 годом редактором был также А.Н. Бенуа.
Классический период в жизни объединения пришёлся на 1900—1904 гг. — в это время для группы было характерно особое единство эстетических и идейных принципов. Художники устраивали выставки под эгидой журнала «Мир искусства». После 1904 года объединение расширилось и утратило идейное единство. В 1904—1910 годах большинство членов «Мира искусства» входило в состав «Союза русских художников».
Журнал «Мир искусства» вышел осенью 1898 года, с выходными данными 1899 года. Он вызвал еще больший шум, чем выставка. Установка мирискусников на чистое искусство, свободное от идеологических пристрастий, передвижничества и академизма, казалась заведомо ущербной, что находили и в картинах молодых художников. Аналогичные явления происходили в архитектуре, в поэзии, в театре, что воспринимали как декаденство и что получило определение русского модерна.
«Мир искусства» выходил до 1901 года - один раз в 2 недели, затем - ежемесячно. "Мир искусства" первоначально предназначался лишь для публикации искусствоведческих статей и многочисленных высококачественных иллюстраций. Журнал представлял собою тетради большого формата, переплетавшиеся по полугодиям, что составляло увесистые тома с внешностью богато иллюстрированного и художественно оформленного издания по искусству.
В роскошно представленном художественном отделе, посвящённом произведениям как русских, так и иностранных мастеров, принимали участие художники И.Е.Репин, К.А. Сомов, В.М. Васнецов и А.М. Васнецов, В.Д. Поленов, В.А. Серов, М.В. Нестеров, И.И. Левитан, К.А. Коровин, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере и многие другие. Это определило необычайно высокий художественно-эстетический уровень издания. Многое в собственном оформлении журнала позднее было трактовано как классический образец русского искусства конца XIX — начала XX веков, как классика стиля модерн.
Константин Коровин с самого начала издания журнала «Мир искусства» участвовал в его оформлении. Первый номер журнала вышел в обложке работы К.А. Коровина.
Константин Коровин с самого начала издания журнала «Мир искусства» участвовал в его оформлении. Первый номер журнала вышел в обложке работы К.А. Коровина.

Кабинетная фотография с автографом Ф.И. Шаляпина: «Милому Ване память с «... злому кровопийце». 18 14/IV 97 г. Ф. Шаляпин»
Фотограф В. Чеховский. Москва, 14 апреля 1897
Ф.И. Шаляпин в роли Ивана Грозного в опере Н. Римского-Корсакова
«Псковитянка»
Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета

Кабинетная фотография с автографом Ф.И. Шаляпина: «На добрую память Владимиру Васильевичу Стерлигову Фед. Шаляпин. 10/XI- 900[?]
Фотограф В. Чеховский. Москва, конец XIX — начало XX вв.
Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета

Визитная карточка Федора Ивановича Шаляпина
Конец XIX - начало XX вв.
На обороте записка к Николаю Николаевичу [Боголюбову?] в Нижний Новгород
Отдел рукописей и редких книг Научной библиотеки Н.И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета
ГМИИ РТ в экспозиции представил предметы из собственных фондов.

Эскиз декорации.1910. Коровин К.А.
Константин Алексеевич Коровин. 1861-1939
Бумага на картоне, гуашь
Государственный музей изобразительных искусств РТ

Скульптура «Верблюд с поклажей». Начало XX в.
Завод «Товарищества М.С. Кузнецова» фаянс, подглазурная роспись
Государственный музей изобразительных искусств РТ

Скульптура «Артист Л. Собинов в роли Ромео в опере Ш. Гуно «Ромео и Джульетта». 1951 по модели 1910 года
Скульптор С. Н. Судьбинин (1867-1944), худ. Е. Н. Лупанова (1911-1973) Ленинградский фарфоровый завод Фарфор, надглазурная роспись, позолота
Государственный музей изобразительных искусств РТ
