Карл Брюллов. Открытие Культурно-выставочного центра Русского музея
19 марта 2016 года в Государственном музее изобразительных искусств Республики Татарстан был открыт первый в России Культурно-выставочный центр Русского музея.

Гусев В.А., Сибагатуллин А.М., ... Боровский А.Д.

Владимир Гусев, Василь Шайхразиев, Айрат Сибагатуллин
Сотрудничество двух художественных музеев России: Русского музея (Санкт-Петербург) и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан носит системный характер. Эта история началась в 2008 году с открытия в Казани выставки «Архип Куинджи» из собрания Русского музея. Тогда же в ГМИИ РТ начал работу Информационно-образовательный центр «Русский музей: виртуальный филиал». В 2012 году посетители Русского музея ознакомились с выставкой произведений Николая Ивановича Фешина из собрания ГМИИ РТ. В декабре 2014 года между музеями было подписано соглашение о сотрудничестве по проекту «Культурно-выставочный центр Русского музея». После чего были организованы три выставки из собрания Русского музея: «Николай Рерих. 1874-1947», «Зинаида Серебрякова» и «Приглашение к обеду».

Гусев Владимир Александрович
директор Русского музея (Санкт-Петербург)
Сегодня, с открытия выставки произведений живописи и рисунка Карла Брюллова начинает работу второй в мире и первый в России Культурно-выставочный центр Русского музея. Первым был культурно-выставочный центр в городе Малага (Испания).
Открытие казанского центра приурочено к годовщине создания Русского музея (19 марта 1898 г.).

На выставке К.П.Брюллова
В церемонии открытия приняли участие: Шайхразиев Василь, заместитель Премьер-министра РТ; Сибагатуллин Айрат, министр культуры РТ; Гусев Владимир, директор Русского музея; Боровский Александр, заведующий Отделом новейших течений Государственного Русского музея; Нургалеева Розалия, директор ГМИИ РТ и др.

На выставке К.П.Брюллова

Д.Ахметова

На выставке «Карл Брюллов» представлено 50 работ художника из которых 20 - произведения живописи, 30 - рисунки, выполненные графитным карандашом, акварель и сепия.
Некоторые из работ Великого Карла экспонируются впервые (живопись небольшого формата и рисунки).
Великим, Карла Брюллова начали называть еще при жизни. По силе художественного таланта современники ставили его в один ряд с Рембрандтом, Рубенсом, Ван Дейком. Способностями к изобразительному творчеству в семье Брюлло были наделены все. Карл 12 лет обучался в Академии художеств в Петербурге. После окончания академии Карл Брюлло сменил фамилию на Брюллов.
Вместе с братом Александром в 1822 году Карл предпринял поездку в Европу на деньги Общества поощрения художников. Посетив Ригу, Кенигсберг, Берлин, Дрезден, Мюнхен, Венецию, Падую, Верону, Мантую, Болонью, в мае 1823 года братья Брюлловы прибыли в Рим.
На выставке в ГМИИ РТ широко представлены работы итальянского периода творчества К.Брюллова (1822-1835). Здесь можно увидеть одну из его ранних работ «Руины в парке» (1820-е гг.), написанную в романтическом стиле. Восхищает её легкость и воздушность.

Руины в парке. 1820-е. Брюллов К.
картон, масло
Относится к ранним работам Брюллова, написанным в первые годы пребывания в Италии
К. П. Брюллов, вдохновленный природой Италии, начинает работать по-иному, отдавая предпочтение жанровой живописи, хотя продолжает создавать картины с исторической и религиозной тематикой.

Итальянка из Фраскати. 1828-1829. Брюллов К.П.
бумага коричневая, акварель, белила

Венера — утренняя заря. Эскиз композиции. 1835(?). Брюллов К.П.
бумага серая, графитный карандаш

На исповеди. 1827-1830. Брюллов К.П.
бумага, акварель, графитный карандаш, местами лак

Монахиня-капуцинка в храме. 1828-1829. Брюллов К.П.
бумага коричневая, акварель, белила
Первой удачной жанровой картиной стала работа «Итальянское утро» (1823 г.), за которую император Николай I пожаловал художнику бриллиантовый перстень и заказал ему парную картину. Картина «Итальянский полдень» (1827 г.), ставшая парной к «Итальянскому утру», была раскритикована ОПХ (Обществом поощрения художников), и не понравилась императору. На ней изображена молодая простолюдинка, пышных форм, снимающая виноград. В экспозиции нет этих двух работ, зато можно увидеть другую, похожую по жанру - «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя» (1827).

Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя. 1827. Брюллов К.П.
холст, масло
В 1929 году Карл Брюллов порывает с ОПХ и остается без финансовой поддержки. Но к этому времени у художника уже есть свои заказчики. Он пишет парадные и интимные портреты знаменитостей. За годы пребывания в Италии Великий Карл создал около 120 портретов в разных техниках (масло, сепия, рисунок, акварель).

Портрет графа А.К.Ферзена.1829/Портрет графини О.П.Ферзен на ослике.1835/Портрет Великой княжны Марии Николаевны. ок.1837
Брюллов Карл Павлович
бумага, акварель /бумага, акварель, графитный карандаш /картон тонкий, акварель, графитный карандаш

Портрет Ф.А.Бруни. 1827-1828. Брюллов К.П.
бумага, итальянский карандаш

Портрет архитектора К.А.Тона. 1828. Брюллов К.П.
холст, масло

Портрет Елены Ивановны Тон, жены архитектора К.А.Тона. 2. пол. 1830-х. Брюллов К.П.
холст, масло
Главной работой итальянского периода стала картина «Последний день Помпеи». Первые эскизы и наброски Карл Брюллов сделал ещё в 1827 год, посетив руины Помпей и Геркуланума. К осуществлению грандиозного замысла на холсте площадью более 30 кв.м. (размер: 465×651 см.) приступает лишь в 1830 году. И три долгих года неустанно работает над своим шедевром.
На выставке представлен один из эскизов мастера к картине «Последний день Помпеи» (1828). Композиция уже определена, но лица еще не прописаны.

Последний день Помпеи. 1828. Брюллов К.П.
Первоначальный эскиз одноименной картины 1833г. находящейся в ГРМ
Бумага на картоне, масло.
Этот эскиз упоминается в письме К.П. Брюллова брату: " Эскиз для картины, заказанной мне графиней Разумовской, приведен в порядок..."
В 1833 году картина выставляется на суд публики и имеет ошеломляющий успех, Парижская академия искусств присуждает Брюллову золотую медаль, А. С. Пушкин посвящает ей стихотворение, Н. В. Гоголь пишет статью. Император предписывает мастеру возвратиться на Родину.
Перед отбытием в родные пенаты, Карл Брюллов принимает приглашение от Л. В. Давыдова к участию в экспедиции по Греции, Малой Азии и Ионическим островам. Четыре месяца пребывания Брюллова в экспедиции оставило большой след в его творчестве. Будучи ограниченным во времени и не имея возможности писать маслом, Карл Брюллов делает множество зарисовок. Возвратившись на родину, художник не оставляет восточные темы.

У окна. 1840-1845. Брюллов К.П.
бумага, сепия, графитный карандаш

По повелению Аллаха раз в год меняется рубаха. 1845. Брюллов К.П.
бумага, сепия, графитный карандаш
25 декабря 1835 Карл Брюллов возвращается в Москву. В мае 1836 года переезжает в Петербург. И там, вплоть до своей болезни (1849) живет и работает.

Феб на колеснице. Ок.1846(?). Брюллов К.П.
холст, масло

А.О.Корицкий в костюме подпоручика. Шарж. 1847-1849. Брюллов К.П.
Бумага, итальянский карандаш

И.П.Витали, лепящий бюст К.П.Брюллова. Шарж. 1836. Брюллов К.П.
бумага, графитный карандаш

Апостол Иоанн. Эскиз для росписи большого купола Исаакиевского собора. 1843-1846. Брюллов К.П.
бумага коричневая, уголь, мел
Пишет портреты своих соотечественников. Работает над государственным заказом - «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году».
В экспозиции есть эскиз к так и неоконченной работе. Для Брюллова «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» превратилась в «Досаду от Пскова», сказались: нажим, указания, ложный посыл, привязка к истории, изложенной Карамзиным.

Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году. 1836(7?). Брюллов К.П.
эскиз первоначальный, одноименной неоконченной картины (1839-1843) находящейся в ГТГ
холст, масло
С 1843 по 1847 г. Карл Павлович принимает участие в росписи Исаакиевского собора. Работает над эскизами росписи плафона большого купола. Создает картины на тему «Страсти Христовы», пишет апостолов, евангелистов. В 1848 году заканчивает работу над эскизами и принимается за живопись. Но здоровье дает сбой (осложнения на сердце и обострившийся ревматизм). Написав почти все основные фигуры плафона, он оставляет работу, завершает за него роспись П. В. Басин, который дописывает фон и воссоздает несколько картин для оформления центрального пространства храма по картонам Карла Брюллова.
В 1849 К.Брюллов уезжает на лечение в Италию, где в 1852 году умирает.

Иоанн Богослов. 1843-1847. Брюллов К.П.
Этюд для главной группы «Богоматерь с предстоящими ей Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом» плафона центрального купола Исаакиевского собора.
холст, масло

Голова старика. 1843-1847. Брюллов К.П.
этюд для росписи центрального купола Исаакиевского собора.
холст, масло

Христос Воскресший. 2.пол. 1840-х. Брюллов К.П.
эскиз неосуществленной росписи для храма Христа Спасителя в Москве.
холст, масло

Богоматерь во славе в окружении святых. 1843-1847. Брюллов К.П.
эскиз росписи центрального купола Исаакиевского собора в Петербурге. Первоначальная композиция плафона.
холст, масло