Выставка «Итоги всех веков». Русское искусство эпохи Историзма (1820–1890). Из собрания Государственного Эрмитажа (СПб.)
20 ноября 2014 года в Центре «Эрмитаж-Казань» открылась выставка из собрания Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), посвященная 250-летнему юбилею Государственного Эрмитажа - «Итоги всех веков». Русское искусство эпохи Историзма. 1820-1890.




Открытие выставки предваряла лекция «Муаллака» Имру ал-Кайса и «Манифеста» (Арабистика и современное искусство), прочитанная генеральным директором Государственного Эрмитажа Михаилом Борисовичем Пиотровским.






На выставке «Итоги всех веков» представлено более 600 экспонатов эпохи «историзма» среди которых можно увидеть живописные и графические произведения, костюмы, предметы мебели, образцы из фарфора, стекла, серебра, камня, бронзы, металла и т. д.
Романтизм. Новое прочтение античности


Портрет великого князя наследника цесаревича Александра Александровича с великой княгиней Марией Федоровной. 1867
Людвиг Питч Ludwig Pietzsch Немецкий график
Работал во второй половине XIX века
Литография

Женский портрет. Середина 1850-х годов
Неизвестный художник середины XIX века Холст, масло

Кресло Санкт-Петербург Около 1825 года По проекту А.А. Михайлова 2-го (1773-1849)
Красное дерево, шелк (современный), мастика; резьба, позолота Кэнэфи
Кресло входит в состав гарнитура, который в настоящее время включает два стула, шесть кресел и кушетку, сделанных из красного дерева и украшенных золоченой резьбой из мастики. Мотивы резьбы - лик Горгоны Медузы (на спинке), побеги аканта, пальметты, знамена - характерны для русской мебели эпохи ампира. При изготовлении кресла использована новейшая в то время конструкция с «боковой рамой» и вкладным сиденьем, что позволяло легко и быстро менять обивку. Гарнитур происходит из дворца Бобринских в Санкт-Петфб>фге (ул. Галерная, д. 60). В 1822-1825 годах А. В. Бобринская (1769-1846), вдова А.Г.Бобринского, отделала по последней моде дворцовые интерьеры. Строительными работами руководил Алексей Андреевич Михайлов 2-й, по его проекту был изготовлен гарнитур красного дерева, в состав которого входит данное кресло

По центру расположен табурет из Помпейской столовой в Зимнем дворце


Эпоха историзма характеризуется эклектичностью стилей. Восхищаясь произведениями эпохи античности, средневековья и ренессанса и подражая им, творцы 1820-1890 гг. создавали высокохудожественные образцы, которые удивительно легко вписывались в реалии современной жизни.
Второе рококо




Портрет девочки. Холст, масло. В.А.Голике
Василий (Вильгельм Август) Александрович Голике 1802, Ревель -1848, Санкт-Петербург
1846


Комлект мебели: Стол, стул, софа
Стол
Санкт- Петербург.
Столешница - Петергофская гранильная фабрика.
Мастер И.В. Соколов 1850-е годы
Дерево, мрамор, ляпис-лазурь, яшмы, кахолонг, оникс; резьба, золочение, флорентийская мозаика
Каменная столешница из черного мрамора украшена по боргу нарядным венком из цветов, исполненным в технике флорентийской мозаики. Она фиксирована резной рамой, закрепленной на опоре, имеющей вид объемной скульптурной группы: путти держит пальмовую ветвь. Подобное художественное решение одинаково близко как к стилю барокко, так и к «ренессансным» интерьерам. Наиболее известный бронзовый вариант такого стола с изображением щегла в центре каменной доски экспонируется ныне в Павильонном зале Малого Эрмитажа. Это замечательное произведение искусства было выставлено в 1851 году в Хрустальном дворце на Всемирной выставке в Лондоне, вызвав затем много подражанийКомплект мебели: стул и софа Россия (?)
1860—1890-е годы
Дерево, лионский шелк; резьба, золочение
Мебель в стиле рококо или, как се чаще называли во Франции, в стиле Людовика XV, изготавливалась по всей Европе и пользовалась большой популярностью. Ее плавно изогнутые линии, словно манящие отдохнуть и расслабиться, были особенно востребованы в убранстве спальных помещений, гостиных, будуаров. В эпоху историзма подражание различным формам прошлого породило большое разнообразие их вариантов. Случалось, что состоятельные заказчики приобретали не какой-либо конкретный гарнитур, а составляли необходимые комплекты из разных видов одного типа мебели. Так в убранстве одного помещения могли сочетаться стулья со сквозными и глухими спинками, легкие каркасные кресла и канапе, а также крупные кутаные кресла и .диваны. Общность этим предметам придавала одинаковая ткань обивки. Нередко ткань закупали с запасом, чтобы украсить ею не только мебель, но и драпировки на окнах, каминные экраны и т.д. В данном случае шелковая ткань была изготовлена в мастерских французского города Лиона. Ее датировка 1860-ми годами позволяет определить нижнюю временную границу данных софы и стула
Стили «готический» и «ренессанс»





Кресло, Пара стенных бра на шесть свечей, Буфет, Стул
Кресло
Санкт-Петербург 1880-е годы
Орех, бархат; резьба, тонировка Канэфи
Происходит из имения Марьино графов Строгановых и князей Голицыных под Петербургом. Кресло представляет собой типичный образец эпохи историзма, когда, пытаясь найти вдохновение в искусстве прошлых эпох, художники подражали деталям убранства разных времен и народов. В данном случае кресло является почти точной копией предмета мебели времени Людовика XIII, изображение которого было помещено во французском альбомном издании «Le Mobilier». Главным признаком «русского» происхождения этого предмета является резной марьяжный герб графов Строгановых и князей Голицыных, умело вплетенный в затейливое навершие креслаПара стенных бра на шесть свечей
Франция, Париж, фирма Ж.-Фр. Денвер (?)
1835-1840
Бронза, литье, чеканка, золочение Ал гм шэмле карлы динар брасы
Бра исполнены в виде гермовидной женской фигуры с крыльями мотылька (Психея?), несущей над собою чашу, которая является основанием для куста рожков иод свечи. Та же модель женской гермы использовалась мастерами фирмы Деньера в композиции больших люстр, исполненных в стиле «ренессанс». В 1830-е годы модели Деньера нередко использовали петербургские бронзовщики Андрей и его старший сын Павел Шрейберы, дополняя их собственными вариантамиБуфет
Санкт-Петербург 1883 г.
Дуб, металл; резьба Буфет
В конструктивно-художественном решении буфета гармонично соединились черты русскою поставца и готического дрсссуара с характерными как для народной, так и для средневековой мебели деталями резного и металлического декора. На фасаде вверху в фигурном щитке вырезана дата; «1883». Это свидетельствуег, что увлечение готикой, зародившееся в конце 1820-х годов, в самом начале эпохи историзма, продолжалось вплоть до конца XIX векаСтул
Россия
Вторая половина XIX века
Орех; резьба, полировка, золочение
Урындык
Обращение к наследию ренессанса одно из направлений ретроспективного стилизаторства второй половины XIX века. В данном случае, стул в «а 1а Renaissance» воспроизводит формы мебели итальянского Возрождения рубежа XVI-XVII веков, при этом резные завитки предвосхищают грядущее наступление эпохи барокко

Экзотика Востока и ориентальные стили

М.Б.Пиотровский

Русский стиль


Софьи Ивановна Юнкер-Крамская Боярышня в кокошнике Конец XIX - начало XX века Холст, масло
В собрании К.Л. Горчакова находились две схожие но теме картины (вероятно, парные): «Задумалась» («Боярышня за чайным столом») (местонахождение неизвестно) и «Боярышня в кокошнике» (ГЭ; см.: Акты, описи и переписка о поступлении художественных предметов, принадлежавших бывш[ему] кн. Горчакову К.А. в Отдел охраны, учета и регистрации предметов искусств и старины и распределении их по музеям // ЛГЭ. Ф. 4. Он. 1. Д. 405. JI. 61). В инвентарь ОИРК ГЭ картина была вписана как «Портрет неизвестной в русском костюме», однако, скорее всего, мы имеем дело с «жанровым этюдом», чем с портретом конкретного персонажа


Женский городской костюм в «народном» стиле: кофта, передник Санкт-Петербург (?) Конец XIX - начало XX века
Льняная ткань, хлопчатобумажная и льняная нити; вышивка крестом, плетение многопарное.
Кружевоплетенис в России переживает в XIX веке бурный подъем и становится одним из самых распространенных видов художественного ремесла. Центры производства кружевных изделий со своими специфическими формами, орнаментикой и приемами выполнения возникают в северо-западных, поволжских, центральных и южных губерниях Российской империи. С середины XIX века мастерицы обращаются не только к плетению кружевных предметов для интерьера, но и к исполнению кружевных костюмов и аксессуаров. В 1870-х годах и позднее весьма популярными стали кружевные кофты покроя «кимоно» из разноцветных нитей. Их надевали с юбками из однотонной бумажной ткани и передником, украшенным вышивкой и кружевными воланами. В конце XIX -начале XX века подобные костюмы широко использовались простыми горожанками во время народных гуляний и костюмированных праздников

Кукла и национальном русском костюме Москва (?) Конец XIX века
Фарфор, мастика, ткань, стекло, бисер; шитье
На фарфоровой головке на затылке оттиснута буква «Ф», на подошвах атласных сапожек оттиснуты клейма инициалы «НН» в сердечке и цифра «6».
С куклой, одетой в русское национальное платье, играли дочери императора Николая II. Игрушка находилась в Александровском дворце на детской половине в учебной комнате младших княжон
